| От | Katz |  |
К | Oygen | |
Дата | 20.12.2009 12:10:45 |  |
Рубрики | 1936-1945 гг.; |  |
Статья 1976 года в тему
ИМЯ ГЕРОЯ ИЗВЕСТНО
История, о которой наш рассказ, могла бы остаться неизвестной. И лишь неожиданная находка рабочих до¬нецкой шахты «Лидиевка», рывших траншею для теле¬фонной линии, помогла воскресить еще одно имя героя
войны. На глубине полутора-двух метров обнаружили обломки самолета Як-3, а в его изуродованной кабине — останки летчика.
Начались поиски людей, которые были очевидцами" последнего боя бесстрашного летчика с фашистскими: стервятниками. Ими оказались бригадир слесарен по ремонту вагонов участка подземного транспорта Ф. Д. Кондратенко и крепильщик ремонтно-подготови-тельного участка В. И. Михайленко.
...7 мая 1943 года часов в одиннадцать на земле услы¬шали отдаленный звук моторов. В .небе показались-четыре самолета с красными звездами на крыльях. Два бомбардировщика и сопровождавшие их истребители шли на Рутчепково. Неожиданно им наперерез броси¬лись два «мессершмитта», потом еще два. Со стороны железнодорожной станции, где скопились вражеские-эшелоны с боевой техникой, донеслись глухие взрывы, потом взметнулись багровые сполохи огня. А в небе на¬чался воздушный поединок. Затараторила частая дробь скорострельных пушек и пулеметов. Один из наших истребителей, выбрав удобный момент, после боевого-разворота зашел в хвост «мессеру» и дал длинную оче¬редь. Самолет со свастикой перевернулся через крыло и, неуправляемый, оставляя полосу черного дыма, резко пошел к земле. Но другому «мессеру» удалось подойти близко к нашему самолету и ударить по кабине. Пилот стремительно рванул подбитую машину вверх, но она тут же свалилась на крыло и в крутом пике падала
вниз.
Владимир Михайленко и Федор Кондратенко прибе¬жали на место падения истребителя. Вскоре сюда подъ¬ехали гитлеровские офицеры. Они пригнали местных жи¬телей и приказали откопать глубоко врезавшийся в зем¬лю самолет. А когда увидели красную звезду на обло¬манном крыле, велели прекратить работу.
Делом по розыску родителей героя-летчика занялся секретарь партийного комитета шахты И. М. Левченко, ныне директор по кадрам и быту Донецкого производ¬ственного объединения по добыче угля.
Из управления кадрами Министерства обороны СССР сообщили: «На учете офицерского состава у нас значит¬ся штурман 73-го гвардейского истребительного полка капитан Куценко Николай Евдокимович, 1916 года рож-
дения, уроженец города Лисичанска, который приказом главного управления кадров от 30 июня 1943 года исклю¬чен из списков Советской Армии как не вернувшийся с боевого задания 7 мая 1943 года». Сообщалось также, что его са-молет сбит в районе села Старомихайловки возле Донецка.
Лишь через 26 лет стало известно, что Н. Е. Куиенко упал вместе с подбитым самолетом на территории шах¬ты «Лидиевка», а не в селе Старомихайловка, которое находится километрах в десяти от этой шахты.
Феодосия Давыдовна Куценко проводила на фронт троих сыновей, да так ни одного и не дождалась: полег¬ли они на поле брани. Разысканные родственники лет¬чика—старший брат Григорий, сестры Ксения и Анто¬нина — рассказали о нем. Биография Николая Куценко схожа с биографиями многих его сверстников. Родился в канун Великого Октября в многодетной семье желез¬нодорожника. В школьные годы увлекся авиамоделиз¬мом, клеил из бумаги и картона планеры и самолетики и часами наблюдал за их парением. Был окрылен мечтой летать, покорять небо. После окончания школы по ком¬сомольской путевке его направили в Луганское, ныне Ворошиловградское высшее военное авиационное учили¬ще штурманов имени Пролетариата Донбасса.
С горячей страстностью Николай Куценко постигал сложное искусство летчика. Товарищей по учебе и ин¬структоров поражал трудолюбием и упорством.
В 1937 году питомцы училища разлетались по бое-, вым частям. Николай Куценко ехал поездом на запад, в Белоруссию. Он стоял у вагонного окна и задумчиво смотрел в убегающую даль. Юное лицо светилось сча¬стливой радостью человека, одержавшего первую в жиз¬ни победу на пут.и к заветной цели. Перед его глазами сменялись милые сердцу картины родной земли, а над лесами и полями голубело небо, надежным стражем и хозяином которого призван был стать теперь и он, млад¬ший лейтенант военно-воздушных сил.
Война застала его кадровым офицером. За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистскими за¬хватчиками, награжден двумя орденами Красного Зна¬мени.
После разгрома гитлеровцев на Волге 73-й гвардей¬ский истребительный авиаполк получил почетное наиме-
нование «Сталинградский» и был переброшен в район Котельниковской группировки. Пилоты-гвардейцы уча¬ствовали в освобождении Ростова-на-Дону, Батайска. Только с февраля по апрель 1943 года полком было со¬вершено 545 боевых вылетов, сбито 20 и подбито 13 са¬молетов противника.
Вместе с Куценко служили Алексей Маресьев — че-ловек-из легенды, Герой Советского Союза, а также про¬славленные командиры 73-го авиаполка полковники Иван Голышев и Николай Баранов, которые, как и Ку¬ценко, отдали жизнь в боях за Донбасс.
А теперь слово боевым друзьям Н. Е. Куценко. Гвар¬дии полковник П. С. Воинов рассказывает: «Николая Куценко я знал, когда еще был лейтенантом. Это отно¬сится к августу-сентябрю 1941 года. Я служил тогда в городе Барановичи. Отступая с боями, мы оказались на центральном аэродроме в Курске. Здесь из двух эскад¬рилий был создан новый полк. В нем оказался чернявый крепыш, ладно скроенный, замечательный парень Нико¬лай Куценко. Его все эвали шахтером. Вскоре мы отбы¬ли па Брянский фронт. Дрался Куценко смело, муже¬ственно, пилотировал виртуозно. В боевой обстановке люди познаются быстро. Этот отважный летчик завое¬вал всеобщее уважение к себе.
После Сталинградской битвы Куценко присвоили зва¬ние капитана, а вскоре он был назначен штурманом полка. Сама должность означала, что это прекрасный летчик».
«Николая Куценко я хорошо знал,— вспоминает ка¬питан в отставке В. Б. Нерода.— Это был душевный то¬варищ и отличный волевой летчик-командир. Мне при¬водилось часто вылетать па боевые задания в составе группы, ведущей Куценко. Он прекрасно ориентировался в воздухе, при встрече с противником принимал пра¬вильные решения, несмотря на численное его превосход¬ство, с честью выходил победителем. Никогда не остав¬лял товарища в беде. Николай Куценко отличался веселым и жизнерадостным характером, любил шутить, жизнь била в нем ключом. Но когда он шел на выпол¬нение боевого задания —становился собранным, подтя¬нутым, требовательным командиром».
Подвиг героя-летчика не забыт. Имя его' носит пио¬нерский отряд средней школы № 98 г. Донецка, Ребята
установили тесную связь с родственниками Н. Е. Ку-ценко, побывали на его родине. Надолго запомнилась юным следопытам встреча с сестрами ?— Антониной и Ксенией. В торжественной обстановке на сборе отряда сестер Куценко приняли в почетные пионеры. Для го¬стей дали самодеятельный концерт.
В музее истории шахты «Лидиевка» среди многих экспонатов хранятся обгоревшие вещи Н. Е. Куценко. Рядом с фотографией летчика — авиационный двига¬тель самолета Як-3, на котором он вел последний воз¬душный бой.
Недалеко от Дворца культуры шахты в сквере на аллее Славы, где перезахоронены останки Н. Е. Куцен¬ко, взметнулся обелиск с красной звездой.
Построили его рабочие электромеханического отдела шахты по проекту заслуженного рационализатора Украинской ССР инженера А. Ф. Сирицы. Каждую вес¬ну, в День Победы, и осенью, в день освобождения Дон¬басса, сюда приходят жители шахтерского поселка, пио¬неры, родные Николая Евдокимовича, чтобы возложить цветы на его могилу, почтить светлую память героя-летчика.
Г.В. Тепляков.