ОтZaReznik
КAll
Дата17.05.2004 14:18:45
РубрикиЛюди и авиация; Авиатехника; до 1936 г.; 1936-1945 гг.;

Внимание! Интересная книжная новинка!


Панов Д.П. Русские на снегу. Судьба человека на фоне исторической метели. Записки современника. Львов. Видавництво «СПОЛОМ». 2003.

ZaReznik (17.05.2004 14:18:45)
Отderuluft
К
Дата18.05.2004 00:54:49

Книга-почтой


>Панов Д.П. Русские на снегу. Судьба человека на фоне исторической метели. Записки современника. Львов. Видавництво «СПОЛОМ». 2003.

Коллеги, а может наладим книгообмен междугородний (межгалактический)?
Мне эта книга интересна, но в Москве ее вряд ли купишь.
Бывают и у нас интересные издания (вот например в Щелково несколько книг издавались). И в Одессе книжечки любопытные были, наверно еще-где-то выходят.

Или вот лежат у меня двойные книжки старых годов издания, выкинуть которые жалко - глядишь и нашли бы своего хозяина (кстати готов бесплатно отдать - например Гусева)

Или вот иногда покупаю через интернет книжку - ничего же не мешает еще парочку в посылку добавить.

Поэтому предложение у меня - если здесь книголюбы (про самолеты конечно) иногородние - пишите, может придумаем чего: обмен, поиск на заказ, покупка совместная за границей.

Можно конечно и в электронном виде, но читать неудобно. Кроме того бывают книжки с автографами..

Алексей
Москва

deruluft (18.05.2004 00:54:49)
Отassaur
К
Дата18.05.2004 09:40:38

Re: Начну с Одессы


И в Одессе книжечки любопытные были, наверно еще-где-то выходят.

>Или вот лежат у меня двойные книжки старых годов издания, выкинуть которые жалко - глядишь и нашли бы своего хозяина (кстати готов бесплатно отдать - например Гусева)

Знаю, что в Одессе была издана книга мемуаров В.А. Алексенко (15-й гшап, в 70-е годы командующий ВА Одесского ВО). Никак не могу ее увидеть. О 15-м гшап вообще ничего не видел. Может у кого есть?

assaur (18.05.2004 09:40:38)
ОтАндрей Диков
К
Дата18.05.2004 11:58:57

Re: Начну с...


День добрый!

>Знаю, что в Одессе была издана книга мемуаров В.А. Алексенко (15-й гшап, в 70-е годы командующий ВА Одесского ВО). Никак не могу ее увидеть. О 15-м гшап вообще ничего не видел. Может у кого есть?

О! 15 гшап! Меня тоже очень интересует!


С уважением, Андрей

deruluft (18.05.2004 00:54:49)
ОтА.Яковлев
К
Дата18.05.2004 08:59:30

Отличная идея


Добавления - 1) можно давать почитать (что мы уже и делаем с некоторыми участниками, компактно проживающими в Москве :о) 2) могу забрасывать посылки в Питер (регулярно, хоть каждый день) 3) нерегулярные, но есть периодические оказии в Киев 3) мой список литературы (книжки и электронные книжки) и кино могу выслать желающим по мылу.

А.Яковлев (18.05.2004 08:59:30)
Отderuluft
К
Дата19.05.2004 00:33:37

Ау книголюбы!


Еще добавления:
- Хотелось бы скооперироваться для покупок фоток на ebay.de
- Мне кажется предложение по обмену литературой должно быть интересно в том для граждан Антанты. У них там наверно с нашими книжками не очень.

В свою очередь могу покупать редкие, на мой взгяд издания, в +1 (+2,...) экземплярах.

В последнее время например из таких были:
(отдал почитать, название точно не помню) - толстенная книжка про ГВФ в ВОВ - 95! года издания (встретил только недавно), упоминавшиеся уже Осипов, Гапеенок, и неупоминавшиеся Бериев Г.М (тираж забракован), Стерлигов (тираж 200 экз) ну и пр.

Ну и напоследок - может быть сделаем рассылочку про книжно-журнальные, а также букинистические новинки?
Я готов, но мне нужен помошник-доброволец, для поддержания регулярности.
ну и хотя бы несколько читателей :)

Обращайтесь.
Алексей Сергеев
[email protected]


deruluft (19.05.2004 00:33:37)
Отassaur
К
Дата19.05.2004 19:09:26

Рассылка вещь хорошая и нужная,


но я, к сожалению, не имею возможности помогать.

ZaReznik (17.05.2004 14:18:45)
ОтSt
К
Дата17.05.2004 20:28:26

Re: Внимание! Интересная...


>Панов Д.П. Русские на снегу. Судьба человека на фоне исторической метели. Записки современника. Львов. Видавництво «СПОЛОМ». 2003.
Мне он вручил такую--очень совету почитать, тем кто интересуется Китаем, историей 2ИАП, 43ИАП.
Мемуары даны без правок--хотя там много слухов--но всёравно--очень интересно...

St (17.05.2004 20:28:26)
ОтZaReznik
К
Дата19.05.2004 21:06:54

Каким образом?


> Мне он вручил такую

Книга издана в 2003, а автор умер в 1994?!

ZaReznik (17.05.2004 14:18:45)
ОтZaReznik
К
Дата17.05.2004 15:02:24

виноват, что не сразу не уточнил...


в прошедшую субботу - увидена и незамедлительно была куплена на Петровке (кто не знает, это книжный базар в Киеве) - на одной из точек "Военная книга". Обошлась в 30 гривен.

ZaReznik (17.05.2004 14:18:45)
ОтИгорьД
К
Дата17.05.2004 14:53:48

Где продается? (-)



ZaReznik (17.05.2004 14:18:45)
ОтАндрей Диков
К
Дата17.05.2004 14:51:39

Re: Внимание! Интересная...


День добрый!

>Панов Д.П. Русские на снегу. Судьба человека на фоне исторической метели. Записки современника. Львов. Видавництво «СПОЛОМ». 2003.

А вы не можете помочь с приобретением?


С уважением, Андрей

ZaReznik (17.05.2004 14:18:45)
ОтИгорь Уткин
К
Дата17.05.2004 14:50:56

книжная новинка! Спасибо.


Привет!
>Панов Д.П. Русские на снегу. Судьба человека на фоне исторической метели. Записки современника. Львов. Видавництво «СПОЛОМ». 2003.
Ты там того-этого, не прячь ее шибко далеко. Пущай под рукой будет. Заскочу, покажешь обзательно. Поглядим-посмотрим, "какой-такой товарищ Сухов"-)))

ZaReznik (17.05.2004 14:18:45)
ОтZaReznik
К
Дата17.05.2004 14:35:35

P.S.


[to hunter019 / Hippo] – настоятельно рекомендую в свете вашей работы над списком потерь

[to Игорь Уткин / Влад Антипов] – подробнейший рассказ про 43 ИАП вплоть до осени 1942; есть фотка, датированная 1944 (группа летчиков у Яка с эмблемой 3 ИАК и звездой на белом (или желтом) коке), много подробностей о взятии Крыма и Севастополя, в т.ч. немало внимания уделено аэродрому “Седьмой километр” (? “Шестая верста”). Также названа киевская СШ43, как шефствующая над 43 ИАП.

[to amyatiskin] еще несколькими книгами прибарахолися на базаре
Панов Д.П. Русские на снегу. Судьба человека на фоне исторической метели. Львов. Видавництво «СПОЛОМ». 2003.
Водопьянов М.Г. Полярный летчик (рассказы). Москва. Детская литература. 1969

М.Ляховецкий, В.Рудник. В небе – Уточкин!. Одесса. Маяк. 1982.
Д.Землянский. Высокое небо Витрука. Киев. Политиздат Украины. 1983.
В.Лавриненков, Н.Беловол. «Сокол-2» (о Л.Л.Шестакове, сыне ГСС Л.Шестакова). Киев. «Молодь». 1989.

В.Грин и Р.Кросс. Реактивные самолеты мира. Москва. Иностранная литература. 1957. Перевод книги (Ю.Н.Русянцев, Н.И.Меконошин) W.Green and R.Cross. The jet aircraft of the world. London. 1955

ZaReznik (17.05.2004 14:18:45)
ОтZaReznik
К
Дата17.05.2004 14:21:12

Если поскрести немного дегтя…(а куда же без него)


Повествование в стиле фолкнеровкого потока сознания. Хотя возможно, кого-то и будут немного напрягать постоянные экскурсы в темы казачества, Сталина, Гитлера, простой народ vs властьимущие, Восток vs Запад, особенности национальных характеров и т.д. и т.п., но с другой стороны книга намного выходит за рамки, так сказать, «чисто авиационного мемуара» и именно этим она мне также понравилась.
Богатая событиями и массой подробностей книга не лишена сравнительно небольшого количества явных неточностей и ошибок – но с другой стороны, многие из них вполне объяснимы, понятны и делают эту книгу более живой и естественной

Есть проколы с техникой (спарки ЯК-7-У; штурмовики ИЛ-4; пушки ШВАК-23; бомбардировщики СБ-1; «Бостон» английского производства; американские танки «Матильда»; два вида «Аэрокобры» – «Белла» и «Кинг»; самолет Сикорского СИ-47; большой четырехмоторный самолет «Дорнье-215»; МЕ-109Ф, как основной противник от начала и до конца войны …); частями (21-я воздушная армия под Харьковом в 1942 и 6-я воздушная армия на Кубани в 1943; группа Рихгофена II-ZG-1, вооруженная МЕ-109Ф и МЕ-110, и группа «Удот»), персоналиями (немного перекрученные фамилии – Ахмед-Хан Султан, Гейба, Сюсюкало, братья Горам; воюющий с 1943 года Покрышкин, «…Люфтваффе, первый ас которых сбил более 400 наших, английских, американских, французских и польских самолетов», за сотню побед у Кожедуба и Покрышкина) и т.д. т.п.

Ну и две вещи, больше всего «резанувшие глаз» (хотя и они вполне объяснимы):
1) Панов уверен, что на наших истребителях были катапульты: на «Кобре» стреляла вбок, а на ЯК-1 – вверх. Мало того, даже дает описание, как была устроена катапульта на Яке
2) Описывая эпизод с разведчиками Ю-88, считает, что они ск.вс. отбивались облаком ядовитого газа, что якобы подтвердило изучение обломков самолета.

К сожалению, как я уже написал, автор умер еще в 1994 и возможности, чтобы уточнить или исправить какие-то моменты, уже нет.
Но безусловно, не ошибками же интересна эта книга (ИМХО).

ZaReznik (17.05.2004 14:21:12)
Отderuluft
К
Дата18.05.2004 00:41:05

А что там про Гейбо?


>Есть проколы с персоналиями (немного перекрученные фамилии – Ахмед-Хан Султан, Гейба, Сюсюкало, братья Горам;

Уважаемый, пожалуйста, а что там говорится про Гейбо?

Интересно, есть ли возможность приобрести эту книгу в Москве?

deruluft (18.05.2004 00:41:05)
ОтZaReznik
К
Дата18.05.2004 11:16:56

Re: А что...


>Уважаемый, пожалуйста, а что там говорится про Гейбо?

Да, разное...Так не упомню, но в целом - достаточно уважительно о нем отзывается, т.к. он продолжал летать на боевые задания...Ну и концовка у книги забавная - как организовывали вывод дивизии в Союз и как Гейбо отправил Панова (автора) во главе целого конвоя на трофейных машинах

>Интересно, есть ли возможность приобрести эту книгу в Москве?

не знаю

ZaReznik (17.05.2004 14:21:12)
ОтNick Nytch
К
Дата17.05.2004 14:36:28

Re: Если поскрести...


Приветствия!
Спасибо за анонс столь интересной книги!
Насчет ядовитого газа, это не выдумка самого Панова, а скорей ошибка возникшая еще в ходе войны, я в документах встречал описания якобы выброса из Ю-88 парообразных веществ после чего наши летчики теряли сознание и приходили в него только у земли. Кому-то везло они успевали вывести машину из штопора, кто-то разбивался...

>2) Описывая эпизод с разведчиками Ю-88, считает, что они ск.вс. отбивались облаком ядовитого газа, что якобы подтвердило изучение обломков самолета.


ZaReznik (17.05.2004 14:18:45)
ОтZaReznik
К
Дата17.05.2004 14:20:23

Вторые и третьи впечатления


Вполне адекватные и, на мой взгляд, в целом достаточно объективные характеристики даны той технике, на которой ему довелось летать и воевать.

Названы десятки фамилий (а пожалуй, даже несколько сотен), порой весьма известных или наоборот совершенно неизвестных.
Немало «чехвостит» довоенных героев: Супруна, Коккинаки, Лакеева, Сюсюкалова, но весьма уважительно пишет, например, о Смолякове.
Множество различных житейских, летных и боевых эпизодов с участием однополчан и соседей (Рычагов, Воробьев, Шишкин, Зайцев, Залесский, Константинов, Лобко, Мазан, Еремин, Алелюхин, Слободянюк и многие др.), вышестоящего начальства (Батицкий, Подгорный, Гейбо, Хрюкин, Горюнов и др.) и руководителей еще более высокого ранга (Игнаусис, мадам Чай-Кан-Ши, Власов, Василевский, Жуков, Буденный, Хрущев, король Михай, Маленков и др.)

Немало интересной авиатехники, приведу лишь немного запомнившейся «экзотики»:
Японский самолет-шпион Ю-52, пушечный И-16П в Китае, модернизированный И-15бис (один 12,7-мм «кольт» вместо 4 ПВ-1), «Сталь-3», трофейные Ме-109Ф (летом 41 в Киеве и весной-42 в Харькове), польский ПВС-26, трофейные Як-1 (оба сбили летом 1943, а пилотов-румынов расстреляли, причем сбивший второго Мазан сам погибнет в 1944, сбитый в СМУ стрелками В-17),

Всевозможные описания воздушных боев (тараны Дмитрия и Сергея Зайцева; как 5 Ю-87 вполне успешно гоняли Панова на Як-1, показательный бой Як-3 vs румынский Bf-109G,.…) и штурмовок (РСами, бомбами, ВАПами, пушками/пулеметами – по грузовикам, пехоте, артиллерии, танкам, мостам, аэродромам, паровозам, баржам…, а также довоенные тренировки для применения хим.оружия).

Есть и случаи «friendly fire» – сам был подбит нашими зенитками; атака РСами группы ДБ-3Ф; как начали расстреливать Як Бескровного, приняв его за немца же на Яке; бомбовый удар по Эстергому, уже взятому казаками; расстрелянный нашей же пехотой капитан А.Воронин…

Специально для любителей бортовой живописи, помимо упоминаемых бортовых номеров или цветов коков, есть дарственные «яки», а также описаны несколько бортов: крокодил (М.Мазан); полуобнаженная девушка (Т.Лобок); два графа, дерущиеся на шпагах (М.Гашиев); тигр (А.Бритиков)

Тема трибуналов –разведчик С.Морозов (разжалован за то что после воспитательной «темной» умер летчик-еврей), Бубенков (севший «на брюхо» и несколько раз простреливший свой Як из ТТ), техник (сжег И-153 по халатности), комэск (расстрел за разбомбленную переправу на Сандомирском плацдарме), сержант (за мародерство отправлен в штрафбат штурмовать Сапун-Гору), повар Индык (расстрел за изнасилование с убийством венгерской девушки)….

Практически невозможно перечислить все темы, на которые автор обращает внимание: расстрелы и даже расправы над пленными; самоубийства; грабежи; амурно-сексуальные и алкогольные похождения личного состава (от относительно безобидных до вполне уголовно наказуемых); экспроприацию трофеев; всевозможные прозвища среди летчиков и начальства; антитрипперные спецмероприятия; то как вполне конкретные лица зарабатывали себе звания и награды; барахолки; ППЖ; еврейская мафия; особисты; пьянство; казачество и татары супротив наших же; перелеты к противнику (например, майор Пивенштейн), питание, севастопольские женщины, провожавшие пленных немцев; вши; мародерство, воровство, бандитизм, драка в Харьковском ресторане «интернационал», горящий Сталинград во время и после «звездного» налета; прорыв цыганского табора через линию фронта; как казаки мстили румынам за Ростов и как потом вместе с румынами воевали...

ZaReznik (17.05.2004 14:18:45)
ОтZaReznik
К
Дата17.05.2004 14:19:24

Первые впечатления


Первые впечатления – яркая лубочная обложка (Як-3 Захарова и Ме-110 с осой).

Хотя книга издана в 2003, но сама рукопись подписана еще 1992-м годом. К сожалению, вскоре, в 1994 автор умер.

Объем книги почти 1000 страниц, много интересных фотографий, назову лишь несколько наиболее запомнившихся:
- подбитый и севший в Жулянах Ме-109Ф. 1941
- автор на фоне И-16 с надписью «За Родину». 1941
- Пе-2 с надписью «Сталинградец»
- Як из 3 ИАК. 1944
- линейка Яков с трехзначными номерами («211», «226», «207»). 1945
- В-17 в Венгрии

Краткая авиационная биография Дмитрия Пантелеевича Панова (1910-1994):
1932-33 учеба в Каче («авро», Р-1), 1934 курсы командиров звеньев там же в Каче (Р-5), 1934-36 служба в Киевской бригаде (Р-5, ССС), 1938 во 2 ИАП (И-16), 1938-39 в 43 ИАП (И-15бис), VI.1939 – III.1940 – командировка в Китай (И-15бис), 1940-42 в 43 ИАП (И-153, И-16, Як-1), 1942-45 в 2(85Гв) ИАП (Як-1, Як-3).

«Его война» – это Китай, Киев, Харьков, Сталинград, Ростов, Таврия, Крым, Зап.Украина, Польша, Венгрия, Чехословакия. И если Китай – это относительно кратковременная командировка, то ВОВ он прошел «от звонка до звонка», причем последний Ме109 сбил в мае 1945 под Брно. Свой боевой счет называет в 13 личных побед, но по тексту упомянуты еще, как минимум, 3 групповых и 1 «наземная» победа. Также неясно, вошла ли в их число описанная в книге победа над И-98 в Китае (причем по описанию получается, что это ск.вс. Zero, пилот которого был взят в плен и …буквально разорван китайцами).

Еще одна интереснейшая особенность книги – автор с 1938 был комиссаром эскадрильи, затем комиссаром полка, а окончил войну подполковником, замполитом 85 ГвИАП.