до 1936 г.; 1936-1945 гг.; 1945-1991; Современность;
«100 великих авиаторов мира» или найди 1000 ошибок
Тэээкс, давненько не брали шашек в руки на переводческие темы
«100 великих авиаторов мира» Е.Готовала, А.Пшедпельский
«100 Jaar Luchtvaart» J.Gotowala, A.Przedpelski
Пер. с англ. О.В.Ивановой, М.В.Анфимова. Москва, ООО «Торговый дом «Издательство Мир книги», 2007. 220 стр. с илл.
ББК 39.6г Г74
ISBN 90 366 1567 4 (Rebo International) ISBN 5-486-00980-1 (978-5-486-00980-8) (ООО «ТД «Издательство Мир книги»)
Отдельно в копирайтах прописаны переводчики О.В.Иванова (с.1-100) и М.В.Анфимов (с.101-197).
Ну и творческий коллектив, отпечатавший эту книгу в Словении в количестве аж 6000 шт.
Выпускающий редактор Н.П.Бахолдина Научные редакторы И.Г.Лебедев, М.В.Анфимов Технический редактор С.В.Камышова Корректор И.С.Смирнова
Вот обложка книги
Как бы так помягче и потактичнее объяснить, что нельзя браться переводить и редактировать подобные книги, имея кругозор на уровне гамбургеров, джинсов «левис» и рекламы стиральных порошков, а также сериала «Секретные материалы» и мультфильма про летающего слонёнка. Возможно, вы скажете, что это слишком резкое и категоричное утверждение? Но какие, позвольте, еще можно сделать выводы, когда двигатели Jumo превращаются в «Джумбо» (!) (стр.89), летчик Werner Molders – в Молдера (!) (стр.66), Aerial Experiment Association в «Эриэль (!) Эксперимент Ассосиэйшн» (стр.42), пулемет Lewis – в пулемет Левиса (!) (стр.23), а McDonnel Douglas – в «МакДоннальд (!!!) Дуглас Корпарейшн (!)».
- Navy Curtiss NC-4 – в книге превращался то в «Нэви Куртис (!) НСи-4» (стр.9), то в летающую лодку «Нэйви-Кертисс НК-4» (стр.43).
- в особо циничной форме просклоняли немецкую истребительную эскадру JG.52: Джи Г.52 (стр.20), Джей Джи.52 (стр.75), ЮДжи.52 (стр.143)
зверь невиданный живет на стр.145: «модификацией реактивного самолета Б-1. Сконструированный образец тестировался как управляемая система одноразового использования, …» Естественно, речь о немецкой крылатой ракете V-1 (или Фау-2). О ней же на стр.167: «защищал Лондон от воздушных атак реактивных самолетов (!) В-1.» Читаешь и просто наяву видишь эту картину маргарином: налет на Лондон в исполнении стратегических бомбардировщиков Rockwell B-1 «Lancer». Полный ахтунг, одним словом, тем более если глянуть на стр.145. «самолет-разведчик «Файзелер Фи 103/Р3 («Рейхенберг»)»
- «который летал на самолете Дорнье с двигателем 260 ЭйчПи БМВ» (стр.46, ну забыл переводчик про лошадиные силы, просто забыл, поэтому и занимается транслитерацией, выдумывая новые моторы).
- вообще чудо на стр.27 «ХБ-17» – исходный ХВ-17 по идее должен был бы превратиться в ИксБ-17, но не сложилось. Аналогично не сложилось и с вертолетом: «специально разработанный вертолет ХР-4 (С-47)» (стр.165, т.е. опытный XR-4):
- ну а апофеозом русификации индексов, пожалуй, стали советские самолеты И-4 (АНТ-5) и И-14 (АНТ-31), превратившиеся в «Джей-4» и «Джей-14», соответственно (стр.172).
- на стр.98, из биографии Отто Лилиенталя можно узнать кое-что новое из истории кайзеровской Германии, например названия пары учебных заведений: «Технолоджикал Скул оф Индастри» в Потсдаме и «Роял Академи оф Индастри» в Берлин-Шарлотенбурге.
- «…трансокеанский летальный аппарат «Боинг-214». Мощный основной корпус (!) с поплавками, установленными по бокам под крыльями вмещал 74 пассажира (40 пассажиров можно было устроить со спальными местами в долгих полетах)…В конце 1930-х этот самолет выпущен самой большой серией в мире (!!!)» (стр.27)
- фото известного британского плаката «Never in the field of human conflict was so much owed by so many to so few» и тут же внизу дан перевод «Никогда человеческие конфликты не были так обострены, как сейчас. Уинстон Черчилль.» (стр.52, как говорится, ноу комментс, блин)
- «Следует отметить, что любимой машиной Покрышкина был самолет П-39 «Воздушная кобра» - американский истребитель, производимый в Советском Союзе по лицензии (!!!)» (стр.137, вот он какой ленд-лиз был, оказывается). Еще штришок о лицензиях: «Всего было построено 15 тысяч машин ДК-3, включая лицензированные (!!!), построенные в СССР и Японии» (стр.49) А что вы удивляетесь? Нам, оказывается, в войну американцы поставляли даже «штурмовики Ил-2» (стр.103)
- «25 июля и 5 сентября Лууканен сбил два больших (!) самолета Як-9 над Гулфом, Финляндия (!!!)» (стр.103. Чёрт с ними, с размерами Як-9, но за что же так обзывать Финский залив? Впрочем, вот вам еще из балтийских мотивов: «недалеко от эстонского острова Оесел» (стр.130, о.Эзель)
- «его прототип [самолета Ан-2], обозначенный СХ-1, был опробован 31 августа 1931 г (!!). Испытательные полеты с моторами, усиленными (!) до 559 кВт (760 л.с.) и 736 кВт (1000 л.с.) прошли успешно, и самолет получил новый символ (!) Ан-2» (стр.10)
- (стр.117) «Постепенно увеличивая угол размаха крыльев от 35о в МиГ-15 до 58оС МиГ-19, Микоян и Гуревич сделали решающий шаг к классической конструкции крыльев дельта с углом размаха в 60о, который они и использовали в истребителе МиГ-21. Оснащенный двигателем Р11-Ф2С-300, разработанный конструктором С.К.Тиманским (!), этот самолет легко преодолел две скорости звука»
- (стр.47) «воздушный рейд с использование самолета «Митчелл» Б-2 (!!!), взлетающего с авианосца и приземляющегося в аэропортах (!!!), расположенных в освобожденных районах Китая» Ну как? Представили еще одну феерическую картину маргарином? 1942 год. Самолеты Northrop B-2 «Stealth» взлетают с авианосца, бомбят Токио, а затем садятся в партизанских аэропортах где-то на бескрайних просторах Китая. Весьма…весьма готично, одним словом.
- «Устаревшая машина Бленхейма потеряла свою эффективность в ночных схватках с немецкими самолетами», «в отличие от старого самолета Бленхейма» (стр.40) Только вот Бленхейм – это не конструктор, это самолет такой Bristol «Blenheim». «Британские истребители с двигателями Мерлина были оборудованы карбюраторной топливной системой» (стр.115). Как и Бленхейм, Мерлин – это не конструктор, это двигатель такой Rolls Royce «Merlin»
- «…, а 4 ноября [Лууканен] уничтожил самолет конструктора Лавочкина (!!) Ла-5 вблизи Лаваасари-Котка» (стр. 103). Оказывается Семен Алексеевич Лавочкин еще и партизанил, лично выполняя боевые вылеты в финском небе. Вот такие дела!
- «Девица №19» - моноплан Сантос-Дюмона» (стр.157, подпись к фото), рядом «полужесткий (!!) «Самолет №9» (стр.158. Ну и что, что на картинке изображен дирижабль?).
«В то же время [1941] в военно-воздушных силах России (!!!) насчитывалось…» (стр.128) и еще «военно-воздушные части Крыма» (стр.121. Ну прямо «Остров Крым» Аксенова)
Запутавшись с речкой Днестр, летом 1944 9 ГвИАД отправляют воевать на Днепр, а великого и ужасного Руделя вообще сбивают …за Доном (!).(стр.151) [речь о весне 1944 г.] «После операции по уничтожению мостов через Дон (!) в районе Ямполя он [Рудель] попытался спасти команду (!) летчиков, которые потеряли ориентировку и приземлились в степи…Он пробежал четыре мили до берега Днестра (!!!), переплыл его и перешел через линию фронта» Впрочем что там удивляться, когда чуть позже, в 1944-45 гг. «9-я гвардейская истребительная дивизия ВВС, которой он [Покрышкин] командовал, воевала на кавказском (!) направлении» (стр.136)
«В честь героизма французских летчиков в наступательной операции на реке Неман эскадрильи «Нормандия» было присвоено наименование «Нормандия-Неман», и она стала полком отличившимся затем в битвах за города Смоленск (!), Витебск, реку Березину» (стр.7). Т.е. оказывается, что немцы вначале откатились до Немана, а потом опять в 1944 смогли дойти до Смоленска. Ужоснах! (с) В реальности полком «Нормандия» стала еще в 1943 г., в то время как почетное наименование было получено уже в 1944 г., и конечно же под Смоленском уже после этого французы не воевали.
«был сбит французским летчиком Рене Поммьер-Лайрарджем, летевшем на «Девойтине Д.520» (стр.121)
- «…с тянущими винтами спереди и одним толкающим пропеллером позади крыльев» (стр.32. Вот оказывается чем винт от пропеллера отличается, а я то думал…А еще есть «винтовой пропеллер» (стр.116, из описания планера Микояна) и целая «Теория болта (!!!) со многими винтами» (1907), где [Жуковский] приводит многочисленные формулы, которые позволяют расчитать надежность (!) пропеллера» (стр.191)
Помимо просто пушек калибром 20-мм и легких пушек калибром 20-мм, нас ждут еще и 20-мм пулеметы (!). Не верите? Вот японский J2M “Raider” вооружен как раз «4 пулеметами (20 мм)» (стр.157) Но круче всех конечно же немцы: целых 4 30-мм пулемета у Ме-262 (стр.67) и пара 37-мм пулеметов у Ju-87G (стр.151).
(стр.165, из описания вертолета S-65) «Фюзеляж этого вертолета был сделан водонепроницаемым, на вооружении вертолета имелась 105-мм гаубица,…»
(стр.27) «…«Боинг-247». У него было втягивающиеся шасси и пневматическая система противообледенения на каждой кромке крыла» (черт с ним, с убирающимся шасси, но вот для задней кромки крыла улыбнула не по детски)
(стр.117, из описания МиГ-15) «Сигарообразный фюзеляж самолета был оборудован воздухозаборником, в передней части которого располагались кассеты с реактивными снарядами. Сразу за кабиной фюзеляж переходил в крылья, которые составляли угол в 35о. Хвостовая часть фюзеляжа была высоко поднята, чтобы не попадать в зону турбулентности, создаваемыми реактивными двигателями (!!)»
(стр.11) «Ан-26 был усовершенствованной версией Ан-24. Модернизация включала установку специального гидравлического люка, нижняя загрузочная дверь которого позволяла автомашинам въезжать в трюм (!) самолета с аэродрома. Эта наклонная дверь, опускаемая во время полета, создавала благоприятные условия для десантирования людей и военной техники»
«Он [Баркхорн] присоединился с летчикам «Круга Гарландс» (!!!) и тренировался на реактивном Ме-262» (стр.21. Загадочный «Круг Гарландс» - это на самом деле «Цирк Галланда» – именно так, по аналогии с легендарным «Цирком Рихтгофена», неофициально называли подразделение JV-44)
Вначале «…Галланд…был приписан ко 2-й группе истребителей Рихтгофена (!) в Доберице» (стр.66), потом «…[Хартман] был назначен первым командиром 71-го авиакрыла Рихтгофена (!!)» (стр.83. Крепкий старик, порода видно такая, кащеистая. Родился в 1892, отвоевал две Мировые. Ему уже 7-й десяток пошел, а он все еще в строю – командует подразделением реактивных самолетов.
«…[Нестеров] был назначен командиром 11-го корпуса (!!) воздушного дивизиона в аэропорту (!!) около Львова»
Лэно Хоукер командует 24-м авиакрылом еще в 1916 (стр.84), а Иммельмана 18 июня 1916 г. над Лансом атакуют «…шесть английских самолетов Ф.И.2б из 25-го авиакрыла авиации сухопутных войск» (стр.87)
«В сентябре 1942 г. Бонг был отправлен на юго-запад Тихого океана и приписан к 9-му авиакрылу «Флаинг найтс», подгруппы 49-й истребительной группы 5-го легиона военно-воздушных сил» (стр.28)
«старшего прапорщика (!) Руделя направили служить во 2-ю эскадрилью 1-го отдельного полка бомбардировочной авиации» (стр.150)
«14 апреля французская эскадрилья переместилась в Можайск для участия в военных операциях под Москвой в сотрудничестве со знаменитой 18-й Гвардейской воздушной армией.» (стр.7) В тексте речь о 1943 г., однако 18 ВА была сформирована лишь в 1945 г., но никогда не была гвардейской, как впрочем, и все остальные советские воздушные армии. Речь идет о 18 ГвИАП.
Оказывается в 1944 г. Сент-Экзюпери сначала летал на самолете «Потез 63.11» Оно и не удивительно, ведь дальность полета у него, как оказалось, аж 15.000 км (!!!). Ну и в своем последнем полете также сумел отличится: «Сент-Экзюпери пошел в атаку на немецкий самолет и открыл огонь (!) с большого расстояния» (всё на стр.155) (Ну не было на его фоторазведчике вообще никакого оружия, не было!)
«Немецкий двухмоторный истребитель [Ме-262], замедляя движение, готовился к посадке. Кожедуб атаковал его своим любимым приемом, сверху, на высокой скорости, нанося удар в область соединения между правым крылом и фюзеляжем. Он был удивлен силой взрыва, произошедшего в кровавом пламени на земле» (стр.93)
«Кроме того, пилот совершил настоящее чудо, уменьшив тормозные закрылки, что уменьшало радиус кривизны траектории» (стр.109)