Ээээ... Я когда-то, в начале 90-х, польский пытался изучать и тренировался на переводах польских книжек и составлении по этим книжкам биографий разных асов, компилял все подряд. В частности перевел польские две книжки по Африке - там много было про Марсейлля и даже биография, компильнутая мной, осталась у меня на одном из дисков.
Чем могу (стиль польский, но все понятно):
Ханс-Йоахим Марсейль был совершенно непохож на других офицеров Люфтваффе. Констэбл и Толивер писали, что он “...был анахронизмом, Рыцарем, родившимся на несколько веков позже и битником, появившимся на свет лет на 15 раньше своего времени.” Марсейль совмещал в себе качества безжалостного, расчетливого убийцы и безобиднейшего хиппи. Его короткая военная карьера стала легендой. Марсейль родился 13 декабря 1919 года в пригороде Берлина, Шарлоттенбурге и был потомком французских лютеран, бежавших в Бранденбург от религиозных преследований. Отец Ханса-Йоахима, Зигфрид Марсейль, был летчиком во время I Мировой войны, полицейским после нее, потом стал генерал-майором Вермахта и погиб в России в бою 29 января 1944 года у деревни Новоселки. Из-за службы отца родители часто жили порознь и, возможно, этим объясняется отвращение Марсейля ко всему военному - идеям, выправке, униформе... Но он любил летать и как только ему исполнилось 18 лет, добровольцем вступил в Люфтваффе. Марсейль проявил себя талантливым пилотом, но был безрассуден и часто получал взыскания за попытки исполнять фигуры высшего пилотажа на учебном самолете и за другие прегрешения. Для дальнейшего прохождения службы фельдфебель Марсейль (по другим данным просто обер-фенрих) был направлен в JG 52, в эскадрилью Йоханнеса “Maki” Штайнхоффа, где ничего выдающегося не совершил. “Йохен” утверждал, что во время “Битвы за Англию” сбил 7 самолетов противника, но подтверждены были только 3 его победы. Это говорит о низкой летной дисциплине Марсейля, который так отрывался от своих товарищей, что не оставалось свидетелей, могущих обосновать его претензии. Его самого сбивали по меньшей мере 4 раза (большинство источников указывает 6 раз), но всякий раз ему удавалось дотянуть свой покалеченный Bf109E до побережья Франции, выпрыгнуть с парашютом или сесть на брюхо на каком-нибудь ппляже или поле. Личное дело Марсейля пухло от докладных записок о его недостойном военного поведении, о его не по уставу длинных волосах и чрезвычайно небрежном отношении к службе. Действительно, в этот период военной карьеры он проявил себя скорее как “Дон Жуан”, нежели как летчик-истребитель. Марсейль был красив и представительницы слабого пола так и липли к нему. Иногда после бурной ночи Марсейль был измотан настолько, что не мог вести самолет. Он был самым или, по крайней мере, одним из самых “хлопотных” пилотов эскадры. Штайнхофф проявлял к “Йохену” поистине ангельское терпение, но и с него было довольно. Много лет спустя он вспоминал: “Марсейль показал себя способным летчиком-истребителем, но был абсолютно ненадежен. Везде его окружали подружки, которые отнимали у него столько сил, что приходилось отстранять его от полетов. Марсейль с непозволительной халатностью относился к исполнению служебных обязанностей, и это стало главной причиной его увольнения. А вообще он был обаятельный парень.” Опозоренный Марсейль вернулся в Рейх, но ненадолго. В январе 1941 года управление личного соства Люфтваффе назначило его в I./JG 27 “Afrika”, направлявшуюся в Ливию для укрепления потрепанных в боях итальянских Regia Aeronautica. Именно в Aфрике и проявились в полной мере таланты Ханса-Йоахима Марсейля. Этому способствовали следующие факторы. Во-первых, на расположенных в пустыне базах Люфтваффе не было женщин, а во-вторых, наставником Марсейля был командир его группы майор Эдмунд “Edu” Нойман, мастер своего дела. Прошло совсем немного времени и “Йохен” стал лучшим снайпером Люфтваффе. Итак, 18 апреля 1941 года на аэродром Айн эль Газала прибыла 1./JG 27, командуемая обер-лейтенантом Карл-Хайнцем Редлихом. Вскоре в Айн эль Газале приземлилась 2./JG 27 под командованием обер-лейтенанта Герлица, Gr.Stab.I./JG 27 с командиром группы гауптманом Нойманном во главе и, наконец, 22 апреля прибыла 3./JG 27, которой командовал обер-лейтенант Хомут. В этой эскадрилье и служил Марсейль. 23 апреля 1941 года во второй половине дня над Тобруком обер-фельдфебель Ханс-Йоахим Марсейль сбивает командира 6.Sqn. эскадрон-лидера Вельда. В этот же день, вечером, су-лейтенант Дени из 73.Sqn. сбил будущего величайшего аса Люфтваффе. Однако Марсейль не был ранен и следующую, 9-ю победу одержал уже 28 апреля, атаковав взлетевший с аэродрома под Тобруком “Бленхейм” из 45.Sqn. - проявив настоящую дерзость он подобрался к нему на расстояние в 20 метров и уничтожил его одной очередью. “Бленхейм” упал в море... 1 мая 1941 года Марсейль сбил 2 “Харрикейна” из 274.Sqn. и 6.Sqn. при сопровождении группы пикировщиков Ju87. 17 июня он, уже лейтенант, одержал еще один “дуплет” - его жертвой опять оказались два “Харрикейна”. Во время жарких летних боев "Йохен" набрался опыта и его боевой счет стал неуклонно повышаться. 9 сентября он сбил 2 “Харрикейна”, 13 сентября еще одного из 451.Sqn., на следующий день еще один “Харрикейн”, доведя тем самым свой счет до 18 побед. Однако действительно великий день для него наступил 24 сентября. В одном из вылетов I./JG 27 встретилась над Хальфайей с 18 “Харрикейнами” из 1.SAAF.Sqn. и Royal Navy Fighter Squadron. В 15-минутном бою немцы сбили 6 самолетов, из которых 4 оказались жертвами Марсейля. Успех Марсейля был тем более замечательным, что ему удалось разорвать оборонный круг истребителей союзников. Это была любимая тактика британских пилотов при обороне, против которой немцы не могли придумать эффективного противодействия. 12 октября 1941 года утром 3./JG 27 провела получасовой воздушный бой над Бир Шеферценом с 24 “Томагавками” из 2.SAAF.Sqn. и 3.RAAF.Sqn., в котором Марсейль завалил 2 “кертисса”. 18 ноября 1941 года британцы начали свое второе наступление в Африке - операцию “Крусайдер”. В воздухе завязались ожесточенные воздушные сражения. К началу декабря 1941 года вся I./JG 27 была перевооружена с Bf109E на новейшие Bf109F, и свою первую на этом типе истребителя победу (и 26-ю в своей боевой карьере) Марсейль одержал уже 5 декабря, когда вместе с обер-лейтенантом Хомутом они сбили по одному “Харрикейну” из 274.Sqn. и 1.SAAF.Sqn. Хотя в середине декабря немецкие войска уже начали отступление, для лейтенанта Марсейля наступили времена блистательных побед. Про его личное дело забыли, на его личном счету в то время уже числилось 33 воздушные победы и в том же декабре сам фельдмаршал Кессельринг вручил ему Германский Золотой Крест. Тем временем и “Лис Пустыни” не дремал - 21 января 1942 года Роммель начал мощнейшее контрнаступление. Его танки без труда прорвали первую линию обороны британцев и устремились в глубь Киренаики. Бои в воздухе не были на этот раз такими горячими и ожесточенными как за два месяца до этого, но все же сохраняли свою интенсивность. 7 февраля 1942 года немецкие истребители перебазировались на восток - в Мартубу. На следующий день началась новая полоса удачи в боевой карьере Марсейля - 8 февраля из 10 побед, одержанных в тот день JG 27, он записал на свой счет 4, доведя общее количество своих побед до 40. 12 февраля “Йохен” завалил 4 “Харрикейна” из 274.Sqn. 13 февраля из 5 побед JG 27 2 были записаны на его счет. 21 февраля Марсейль сбил 2 “Киттихока” с “шаховницами” на хвостовом оперении - это были польские летчики флайт-офицер Яндер и сержант Дерма - его 49-я и 50-я победы. Уже на следующий день, 22 февраля лейтенант Марсейль был награжден Рыцарским Крестом. 1 марта 1942 года из плена вернулся лейтенант Штальшмидт, товарищ Марсейля по JG 27. Вскоре после этого Штальшмидт, Марсейль и еще один ас Африки, Отто Шульц, уехали в Германию на отдых и курсы командирского состава. К тому времени стараниями имперского Министерства пропаганды, использовавшего образ Марсейля для укрепления духа немецкого народа, красивый и утонченный офицер снискал огромную популярность. Письма поклонниц он получал целыми мешками. Его прозвали “Африканским Орлом”, а итальянцы, боготворившие Марсейль , окрестили его "Звездой Африки". Муссолини наградил молодого лейтенанта “Золотой Медалью за Храбрость”. Такой медали не был удостоен даже сам Эрвин Роммель, “Лис Пустыни”, правда в отличии от “Лиса”, Марсейль не говорил дуче, что он о нем думает. В конце апреля 1942 года Ханс-Йоахим вернулся в Северную Африку и быстро дал о себе знать противнику. 25 апреля JG 27 провела бой с британскими истребителями из 260.Sqn., 2.SAAF.Sqn. и 4.SAAF.Sqn. В этой схватке “Йохен” одержал 2 победы, одной из которых, по всей видимости явился эскадрон-лидер 260.Sqn. Хэнбэри, совершивший вынужденную посадку в пустыне. Настали великие дни Марсейля. Только в течении 10 дней - с 10 мая по 19 мая - он сбил 2 “Харрикейна” и 6 “кертиссов”. Тем временем Роммель уже 26 мая 1942 года начал свое третье наступление. В последний день мая, 31-го числа, Марсейль , уже обер-лейтенант, сбил еще 3 “кертисса”. Бои в воздухе набирали силу и превращались в ожесточенные сражения, сопровождавшиеся тяжелыми потерями с обеих сторон. Соответственно росло и число воздушных побед “Йохена”. 3 июня 1942 года произошел один из самых известных боев Марсейля, в котором он просто рзгромил 5.SAAF.Sqn. В тот день группа Ju87 из I./StG 3 была атакована над Газалой 12 “Томагавками” из этого южно-африкнского эскадрона. Британцами командовал сам винг-коммандер Бересфорд. Во главе 5 пилотов прикрытия из 3./JG 27 Марсейль бросился в бой и в течении 11 минут сбил 6 истребителей. Его жертвами оказались суб-лейтенант Мартин, капитан Пэйр, капитан Моррисон и лейтенанты Майр, Суба и Голдинг. Трое последних были ранены. Седьмым был капитан Бота, который вернулся на свой аэродром на серьезно поврежденном смолете и разбился во время вынужденной посадки на брюхо. Таким образом, обер-лейтенант Марсейль повысил свой боевой счет до 75 побед, за что через три дня, 6 июня 1942 года был награжден Дубовыми Листьями Рыцарского Креста. На следующий день, 7 июня при налете на Акрому “Йохен” сбил 2 “Киттихока” из 2.SAAF.Sqn. 8 июня Марсейль был назначен командиром 3./JG 27. 13 июня во второй половине дня 20 “кертиссов” из 233.Wg. вышли на перехват группы Ju88, и в этом бою Марсейль сбил 4 южно-африканских истребителя в течении 5 минут. 15 июня севернее Эль-Адема Марсейль снова сбил 4 “кертисса”, доведя тем самым свой боевой счет до 91 победы. Интенсивность боевых вылетов в JG 27 возрастала с каждым днем. 16 июня, вечером, немецкие пилоты сбили 9 истребителей, 4 из которых были записаны на счет Марсейля. В этот же день одной из жертв Марсейля стал командир 5.SAAF.Sqn. майор Фрост, ас с 15 победами на счету (это была 95-я победа “Йохена”). Наконец, 17 июня в течение 7 минут Марсейль сбил 5 ”Харрикейнов”, а потом еще и ”Спитфайр” (первый самолет этого типа сбитый JG 27 над пустыней), причем один из ”Харрикейнов” оказался его 100-й победой. Ханс-Йоахим Марсейль стал одиннадцатым пилотом Люфтваффе, который пересек этот магический рубеж, поэтому уже на следующий день, 18 июня 1942 года он вылетел в Берлин, где Адольф Гитлер лично наградил его Мечами Рыцарского Креста. Помимо награды Марсейль получил и двухмесячный отпуск. Естественно он постарался за это время лично ответить на письма своих многочисленных поклонниц. Несмотря на великолепно проведенное за эти два месяца время, Марсейль не смог сбросить напряжение, вызванное непрерывными жестокими боями над бескрайней ливийской пустыней, и выглядел усталым и опустошенным. 23 августа 1942 года, когда продвижение Роммеля было остановлено в районе Эль-Аламейна, ”Йохен” вернулся в свою JG 27. В последний день августа ”Лис Пустыни” начал сражение у хребта Алам-Хальфа. И снова Марсейль со своей эскадрильей поддерживал наступление с воздуха. Уже 31 августа он сбил 2 ”Харрикейна” и ”Спитфайр”, а следующий день, 1 сентября 1942 года, вошел в историю Люфтваффе как триумфальное описание летного мастерства и манеры ведения боя этого гениального летчика-истребителя. Итак: 1 сентября 1942 года в 845 утра пошли на взлет 10 истребителей из III./JG 27, а через 11 минут еще 15 из I./JG 27 в качестве прикрытия группы Ju87. Под Эль-Имаидом ”мессера” провели бой с ”Харрикейнами” из 238.Sqn. и 1.SAAF.Sqn. (немецкие пилоты приняли их за ”кертиссы”). С немецкой стороны обер-лейтенант Марсейль заявил о 4 победах: три ”кертисса” в 926, 928 и 935 и один ”Спитфайр” в 939. Однако это были не ”Киттихоки”, а ”Харрикейны” из 1.SAAF.Sqn. (лейтенант Бэйли был ранен и совершил вынужденную посадку; майор Метелеркамп с пробитым баком, разбитой радиостанцией и пулей в ноге разбился при попытке посадить свой истребитель не выпуская шасси) и 238.Sqn. (сбит флайт-офицер Мэтьюс, подбиты самолеты эскадрон-лидера Веджвуда и лейтенанта Синклера). Сбитый ”Спитфайр” принадлежал 601.Sqn., при этом пайлот-офицер Брэдли-Смит выпрыгнул с парашютом. Таким образом боевой счет Марсейля повысился до 104 (?) побед. В 1120 взлетели 12 ”мессеров” из I./JG 27 и 8 из III./JG 27 для прикрытия еще одной группы Ju87, направлявшейся в район Алам эль Хальфа. Юго-восточнее цели завязалась схватка с 12 ”Киттихоками” из 4.SAAF.Sqn., в которой южно-африканцы потеряли 6 истребителей, сбитых Марсейлем в 1155, 1156, 1158, 1159, 1201 и 1202. В этот момент в район боя вошел 5.SAAF.Sqn. и ”Йохен” тут же, в 1203 и 1205, сбил 2 истребителя (при этом лейтенант Джэк погиб). Восемь поюбед Марсейля в этом бою подтвердил обер-лейтенант Йозеф Шланг, его ведомый, а в последствии и наземные войска. После этого на счету Ханса-Йоахима оказалось 116 воздушных побед. В 1800 и 1806 на прикрытие бомбардировщиков Ju88, летевших в район Имаида, взлетели 11 истребителей из I./JG 27 и 10 из II./JG 27. Юго-восточнее цели немецкие пилоты провели бой с ”Харрикейнами” из 33.Sqn. и 213.Sqn. и сбили 9 английских истребителей, в том числе 5 - Марсейль (в 1847 , 1848, 1849, 1850 и 1853). Потери британцев в этом бою до конца не выяснены. 213.Sqn. потерял 5 самолетов: погибли флайт-офицер Уолластон и сержант Поттер, вынужденные посадки совершили флайт-офицер Эвайз и флайт-сержант Росс, сержант Гэррод выпрыгнул с парашютом. В это же время и в этом же районе погиб винг-коммандер Роджерс из 208.Sqn., выполнявший на своем ”Харрикейне” разведывательный полет. По всей видимости, в бою участвовал и 2.SAAF.Sqn., который во время прикрытия бомбардировщиков был атакован ”сто девятыми”. Вместе с 7 ”Киттихоками” летели и 4 P-40F из американского 64.Sqn. В этой стычке погиб лейтенант Моррисон, лейтенант Мун выпрыгнул с парашютом, лейтенант Стирнс (американец) получил ранение во время вынужденной посадки. Кто из всех этих девяти пилотов попал под огонь Марсейля сказать трудно. В итоге, проведя за этот день не менее 5 воздушных боев, пилоты JG 27 доложили о 26 воздушных победах, из которых ”автором” 17-ти был обер-лейтенант Марсейль. Его боевой счет повысился до 121 победы, за что на следующий день, 2 сентября 1942 года, он был награжден Бриллиантами Рыцарского Креста. На более поздний срок была запланирована торжественная церемония награждения в Растенбурге на приеме у Гитлера. Но в тот день Марсейль не праздновал победу. Ночью он лежал в своей постели с открытыми глазами и смотрел в потолок. Из-за возросшей активности британских ВВС у него не было ни дня отдыха. Осенью 1942 года британцы имели более чем двухкратное численное превосходство в воздухе, отличное снабжение топливом и вооружением. Хотя немецкие асы и ”работали” как на конвейере, каждый день превращая самолеты союзников в металлолом, они все же физически не могли превзойти темпы производства авиатехники на заводах Великобритании и США. И все же переутомление не сказывалось на летных качествах ”Йохена”. Вот что о нем писал Хайнц-Йоахим Новарра: ”Он знает заранее все намерения своего противника и наносит упреждающий удар. Когда он абсолютно уверен, что его огонь уничтожил врага, Марсейль утрачивает к нему всякий интерес и атакует следующий самолет”. Война в воздухе набирала бешеные темпы и уже 2 сентября 1942 года ”Йохен” одержал еще 5 побед. 3 сентября он сбил 6 британских самолетов, а 6 сентября, после вечернего боя в прикрытии группы пикировщиков Ju87, из 14 побед JG 27 на его счет было записано 4 самолета. В это время в неравных схватках с британцами погибло несколько известных асов из JG 27, но война продолжалась. 15 сентября 1942 года было еще одним великим днем Марсейля. В воздушном бою 43-х Bf109 из JG 27 с 239.Wg. британцев немецкие летчики заявили 20 побед, в том числе ”Йохен” - 7. Из-за того, что схватка происходила главным образом над территорией, контролируемой Африканским Корпусом, наземные войска подтвердили все заявленные немецкими пилотами победы. Тем временем военная карьера Ханса Йоахима Марсейля достигла пика. В середине сентября Роммель пригласил его к себе в штаб и выразил глубокую благодарность за стремление к победе. Они встретились в первый и последний раз в жизни... 26 сентября 1942 года ”Йохен” сбил в двух воздушных боях еще 7 самолетов, достигнув невероятного для Западного фронта боевого счета - 158 побед, но эти победы были последними. 30 сентября 1942 года, с недавнего времени уже гауптман, Ханс Йоахим Марсейль впервые вылетел на новой модификации ”мессершмитта” - Bf109G-2. Когда его эскадрилья возвращалась на базу после полета на прикрытие группы пикировщиков Ju87 (по другой версии эскадрилья патрулировала в районе Каира), двигатель его истребителя вдруг загорелся, кабина внезапно наполнилась едким черным дымом, ослепляя летчика. ”Йохен” задыхался, но открыл фонарь и, прикрываемый обер-лейтенантом Шлангом и фельдфебелем Поттгеном, тянул самолет к линии фронта. В 1135 три ”мессершмитта” пересекли фронт над Сиди Абд эль Рахманом и через минуту, на высоте 200 метров, Марсейль выпрыгнул с парашютом. Ослабевший от удушья и ослепший от едкого дыма, он не заметил, что его потерявший управление самолет начал пикировать. Ханса затянуло в воздушный поток и с силой ударило о хвостовое оперение ”сто девятого”. Видимо от этого удара он потерял сознание. Боевые товарищи с ужасом наблюдали как тело Ханса падало на песок. Его парашют так и не раскрылся. ”Йохена” похоронили в четырех милях южнее Сиди Абд эль Рахмана, на том самом месте, где он разбился. Пожар в двигателе его самолета до сих пор загадка. В некоторых источниках говорится, что эскадрилья Марсейля в том вылете вообще не сталкивалась с самолетами противника. Говорится, что в кабину могли проникнуть обыкновенные выхлопные газы, так как это ”было одним из типичных дефектов Bf109” - таким образом отвергается версия о самовозгорании двигателя. Как бы то ни было, погиб один из величайших асов всех времен и народов, лучший летчик-истребитель среди немецких пилотов, воевавших на Западе, один из самых результативных снайперов Люфтваффе. Иной раз, одержав 6 воздушных побед, он возвращался на свой аэродром истратив лишь половину боезапаса. По некоторым подсчетам, на то чтобы сбить самолет противника Марсейлю требовалось в среднем 15 снарядов. В течение 27 дней сентября 1942 года (с 31 августа по 26 сентября) он сбил 57 британских самолетов! Больше чем сам ”Красный Барон” фон Рихтхофен за всю его боевую карьеру. Подавляющее число воздушных побед ”Йохен” одержал во время боев в Северной Африке, с 23 апреля 1941 года по 26 сентября 1942 года (то есть в течение почти полутора лет). Всего за войну в 388 боевых вылетах он сбил 158 самолетов союзников (боевой коэффициент 2.46), при этом никогда не участвовал в боях на Восточном фронте. Гауптман, кавалер Бриллиантов Рыцарского Креста. Ханс-Йоахим Марсейль вместил в небольшой отрезок времени, который отпустила ему судьба, больше, чем иной за целую жизнь. Проживи он еще два месяца, ему исполнилось бы 23 года...