| От | Сергей Зыков |  |
К | И.Пыхалов | |
Дата | 12.12.2007 04:21:51 |  |
Рубрики | WWI; 1917-1939; |  |
Re: Эта политика...
>Если бы будущие творческие интеллигенты отслужили в армии, глядишь, и не пришлось бы их расстреливать.
дык служили
http://www.i-r.ru/show_arhive.php?mode=print&year=2005&month=05&id=720
ИР 5(665) за 2005 г.
КУРИЛКА
БОЙЦЫ ВСПОМИНАЮТ...
Пусть меня простят настоящие бойцы, что осмеливаюсь к Дню Победы писать о пустяковых студенческих треволнениях, ведь все-таки они связаны с армией, и может быть, вызовут улыбку. Итак, воспоминания солдата-студента ВГИКа о событиях 45-летней давности.
ПОТ РУЧЬЕМ
Наш старлей, маленький, ладненький, упругий, как гуттаперчивый мальчик, сразу после знакомства изложил дальнейшую лагерную жизнь:
— Нам нужно пройти курс молодого бойца. На это положено три месяца. У нас их нет. У нас есть месяц. Вот за месяц мы и пройдем курс молодого бойца.
И началась муштра, но все в три раза интенсивнее, энергичнее, насыщеннее. Самым серьезным испытанием оказался марш-бросок. Казалось бы, преодолеть несколько километров для здоровых парней — сущая ерунда. Но представьте: на небе ни облачка, жара под тридцать, а мы маршируем эдаким нахрапистым бегом-трусцой по самому солнцепеку. Видимо, для полноты ощущений, которые должен получать молодой боец, нам приказали надеть нижнее белье: рубахи из плотной ткани и такие же, извиняйте барышни, кальсоны. И это при полной выкладке — винтовка, патронташ, противогаз, вещмешок с балластом и шинель-скатка через плечо.
Кто пониже, естественно, сзади, а там пылюга страшенная, вместо бегущих впереди какие-то тени мелькают. Хорошо это запомнилось мне, ибо гренадерским ростом природа не наградила и тащился я в последних рядах.
Старлей скакал налегке сбоку колонны, и монголоидное его лицо выражало готовность к ратному труду и рукопашному бою.
Когда пот окончательно залепил глаза и ноги стали ватными, старлей скомандовал:
— Взвод, стой! Разойдись. Привал!
Морды у нас были как бы в серых масках. Для трудов и боев мы явно не годились. Растянулись вповалку на пыльной траве, хватая ртами горячий воздух.
И тут увидели такое, чего впоследствии наблюдать, мне по крайней мере, не приходилось. Студент режиссерского факультета Вася Шукшин, покряхтывая, потащил с себя гимнастерку. Он уже тогда привлекал к себе особое внимание, ибо успел сыграть главную роль в фильме "Два Федора", напечатал первые свои рассказы и, как его герои, слыл чудиком. И вот все воззрились на него: что надумал он на этот раз учудить?
А Василий сбросил гимнастерку, потом снял нижнюю рубаху и принялся выкручивать ее, как это делают прачки. Не поверите? Мы стали свидетелями осуществления присказки "пот ручьем" — на землю лился ручей шукшинского пота! Почему впоследствии мастер не воспроизвел столь выразительный кадр? Да, видно, потому, что знал — никто не поверит в его подлинность.
"АЛЛЕГРО!"
Радость охватила весь наш кинематографический взвод — на вечерней поверке старлей объявил:
— Завтра смотр военной техники!
Танкодром рядом, не придется пылить за горизонт на стрельбище. Не будет нудной муштры, изматывающего ползаньи под колючей проволокой полосы препятствий. Ура отцам-командирам!
У ворот танкодрома нас поджидал бравый, усатый, сверкающий очами и сапогами, будто сошедший с плаката "Советская армия всех сильней", баскетбольного роста майор. Печатным шагом приблизился к нему наш помкомвзвода студент сценарного факультета Боря Андроникашвили, тоже высокий, статный, глаза с поволокой (между прочим, в ту пору муж Людмилы Гурченко). Может быть, кто-то вспомнит кинокартину "Отарова вдова"? Так вот там Боря сыграл молодого красавца князя. Я почему это рассказываю — потому что хочу, чтоб вы представили, как стояли друг напротив друга два рослых, неотразимо красивых молодых человека в ладно подогнанной форме.
— Взвод в составе студентов актерского, режиссерского и сценарного факультетов Всесоюзного Государственного института кинематографии на смотр военной техники прибыл! — шикарно отрапортовал Андроникашвили.
Майор просиял.
— А-а, аллегро! — приветствовал он нас, считая, видимо, что именно этот термин относится к нашей несерьезной профессии, и не менее радостно приказал: — Ведра, концы, швабры в руки — и в бой!
Долго мы, измазавшись, как трубочисты, "осматривали" танки и бронетранспортеры, которые, видать, никогда никто не чистил, не мыл и не смазывал в ожидании прибытия этих "аллегро".
АРТНАЛЕТ
Однажды, не дождавшись конца стрельб, наш старлей куда-то заспешил, и уходя, приказал отвести взвод после занятий в палаточный городок славному помкомвзвода Андроникашвили. Построив нас, Боря зычным командирским голосом вопросил:
— Кто хочет маршировать по жаре, по пыльной и дальней дороге?
Желающих не обнаружилось.
— Кто рискнет пройтись коротким путем в тени деревьев, но с опасностью попасть под обстрел?
Строй одобрительно заурчал. Дело в том, что лес, куда мы нацелились, служил полигоном для танковых и артиллерийских стрельб. Входить туда категорически запрещалось, да и было смертельно опасно. Но кто же в юности слушается запретов и боится опасности? Мы поперли на рожон. Цепочка в полсотни солдат-студиозов, среди которых были и будущие классики советской и мировой кинематографии, втянулась под сень корабельных сосен. В лесу было прохладно, ароматно, пели птицы. Мы двигались ускоренным шагом, все-таки было боязно...
И вдруг посреди этого ясного солнечного дня где-то глухо громыхнуло, потом загудело и оглушительно ударило. И вновь вдалеке будто кто-то сильно ударил в ладоши, и уже над нашими непутевыми головами противно заныло и опять садануло с треском.
— Бегом! — отчаянно заорал помкомвзвода, и мы, сломав отлаженную цепочку, пустились наутек из-под внезапно начавшегося артналета. А вокруг свистели, гудели тяжелые металлические чушки, которыми стреляли вместо боевых снарядов, срезая ветви и верхушки деревьев.
Страху мы натерпелись вдосталь, убегая из-под обстрела. Наконец выскочили на опушку и сгрудились возле какой-то сторожки. К счастью, обошлось без потерь. Кое-кто уже начал судорожно смеяться. Как вдруг забился на земле в истерике один парень с актерского. Подумали — прикидывается, но нет, все по полной программе: с конвульсиями, пеной изо рта. Еле отпоили ключевой водой.
Между прочим, парень не слыл трусом. Крепкого сложения, мужественное лицо. Жаль, неловко называть его имя — он позже много снимался. Особенно хорош в его исполнении получился образ этакого воина-богатыря, которого по песне "пуля боится, штык не берет". Очень достоверный храбрец вышел.
Марк ГАВРИЛОВ
(c) Журнал Изобретатель и Рационализатор.
(c) http://www.i-r.ru/