ОтExeterОтветить на сообщение
КAll
Дата17.05.2002 00:47:36Найти в дереве
РубрикиWWII; Флот;Версия для печати

О новом талмудике Широкорада


Приветствую, джентльмены!

Итак, что можно сказать по рекламируемому чуть ниже в одной из веток новому справочнику А.Б.Широкорада "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг" (Под общей редакцией А.Е.Тараса) - Минск: Харвест, 2002. - 944 с.- (Серия "Профессионал" - !!)

На самом деле этот труд Широкорад сбацал по следующей рецептуре - взял и дословно (хотя и кастрированно во многих случаях) списал справочники Бережного, добавил ТТХ кораблей и судов из официального "Справочника по корабельному составу" ВМФ 1944 года, и дополнил данными о потерях, почерпнутыми в подавляющем большинстве случаев, насколько я понял, из "Хроники ВОВ на морских театрах" (о том, что эти данные не до конца полные, я и не говорю). И этот наспех сляпанный винегрет подается как последнее слово в исторической науке (с традиционными для Широкорада завываниями о "закрытости архивов" и т.п.)!!

Не говоря уже о том, что будь Бережной жив он бы явно не дал бы разрешение Широкораду на столь окровенный плагиат своих работ - так и то, что сделано и добавлено самим Широкорадом во многих случаях именно состряпано откровенно наспех, халтурно, неаккуратно. Провести элементарную сверку данных ему было просто лень, очевидно. Писать в 2002 г вещи типа "потоплен ПЛ противника" - просто позор, уж найти-то и саму "ПЛ противника", и подробные обстоятельства гибели сейчас не составляет труда. В ряде случаев повторяются замшелые мифологические советские версии, в тех редких случаях, когда Широкорад решает вставить отсебятину - уж лучше бы помолчал (разумеется, ему обязательно надо рассказать, что Щ-206 утопила "Москву", а сама была утоплена "Сообразительным" и т.п. чушь). По крупным кораблям не делается даже попыток хоть сколько-нибудь вкратце описать их боевой путь в ВОВ, хотя объем книги это в общем-то позволил бы сделать при более рациональной верстке. Данные по боевым повреждениям, ремонтам, модернизациям, которые во многих случаях были у Бережного - здесь напрочь выкинуты, а ведь это важнейшая информация о корабле! О том, что было бы неплохо дать по ПЛ и ТКА хотя бы приблизительные данные по их подтвержденным боевым успехам - и речи нет. Естественно, тут ведь надо кропотливо работать, а это Широкораду явно влом!

В общем, это Бережной не столько "исправленный", сколько кастрированный и ухудшенный. Кстати, данные о послевоенной судьбе большинства единиц как раз отсутствуют - ведь Бережной об этом в справочнике 1988 г не писал! :-)) То, что присутствует - целиком почерпнуто из того, что Бережной успел издать в 90-е годы :-))

И насчет того, что "там все". Нет, в этом талмудике далеко не все! Даже по сравнению с Бережным 1988 г Широкорад напрочь выкинул:
все десантные суда и плавсредства;
все сторожевые катера - и спецпостройки и мобилизованные;
все катера-тральщики - и спецпостройки и мобилизованные;
большую часть катеров ПВО, ВНОС, плавбатарей;
массу мобилизованных тральщиков - особенно речных флотилий.
А ведь все это были кораблики, вынесшие в нашем флоте немалую долю тяжести войны, выполнявшие немалую часть работы флота, и понесшие немалые потери. Без них никакой справочник по кораблям ВОВ именоваться полноценным , а тем более "полным" справочником не может - и тот же Бережной это хорошо понимал, в отличие от Широкорада.
Разумеется, помимо этого все те пробелы, что были и у Бережного Широкорад аккуратно повторяет.
Об отсутствии нормально систематизированных данных по пограничным кораблям и катерам нечего и говорить. Разумеется, нет данных и по кораблям ВМФ, находившимся в постройке. Тут ведь автору надо было опять-таки самому ковыряться для подбора данных, что ему было лень.

Сама структура справочника - с дачей данных по флотам и флотилиям - на мой взгляд, явно нерациональна и ведет к многочисленным повторам и расходованию страничной площади, поскольку многие корабли и катера в войну неоднократно перечислялись с одного флота/флотилии в другой.
Но чу! Экономия места автора и издателя явно не волновала. Ибо апофеозом сего труда является 50-страничное (! - лавры Переслегина не дают покоя) приложение - трактат Елагина и Тараса о гибели линкора "Новороссийск". Не будем спрашивать, какое вообще отношение имеют "Новороссийск" и его гибель в 1955 г к "кораблям ВМФ СССР 1939-1945 г". Гусары, молчать!! Ибо это надо ЧИТАТЬ! Такой отборнейшей травы на военно-морскую тему я за последние годы еще не встречал! Искренне хохотал до упаду. Слушайте: "Новороссийск" взорвали англичане (!) А взорвали его потому, что прознали, что на "Новороссийск" и "Севастополь" (!!) были тайно погружены секретные атомные снаряды (!! - в 1955 году!! Впрочем, Елагин и Тарас уверены, что и крейсера пр.68бис уже имели 152-мм атомные снаряды!), и на следующий день "Новороссийск" и "Севастополь" (!!) должны были идти громить этими самыми снарядами Босфор (!) и находящуюся там американскую эскадру во главе с линкором "Нью-Джерси" (!!). От представления картины сражения "Новороссийска" и "Севастополя" с "Нью-Джерси", да еще и атомными снарядами, меня чуть не разбил паралич... :-)) Так вот, коварные англичане, проведав про сей страшный замысел "коммунистических преступников", проникли в Севастополь на сверхмалых ПЛ и заминировали место стоянки "Новороссийска", причем специально это сделали с расчетом, чтобы от взрыва сей мины (обычной) ядерные снаряды в погребе линкора сдетонировали (!!!!) и возникший ядерный взрыв (!!!!) уничтожил бы весь ЧФ и Севастополь сразу!! Но англичане малость ошиблись в расчете и взорвалось немного не под тем местом т.д. и т.п. 50 страниц сверхконцентрированной бредятины, военно-морская порнография самого крутого пошиба. Такого я еще не припомню. Рекомендуется всем ценителям. Переслегин с Гончаровым, вероятно, катаются по полу от зависти.

Краткое общее резюме по труду Широкорада и Тараса - я бы, как ни странно, посоветовал бы людям, интересующимся флотом, его купить, ибо:
1) ТТХ кораблей приводятся в основном по официальному "Справочнику по корабельному составу" 1944 г.
2) Есть данные по потерям катеров. У меня все эти данные в общем есть и мне они как раз малоинтересны, но у большинства любителей флота их нет.
3) Шикарное приложение Елагина и Тараса, бесспорно, войдущее в анналы отечественного военно-морского фольклора.

В общем, томик пригодится как ОПРЕДЕЛЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ к справочникам Бережного, но никак не их замена. А как самостоятельная работа это - ФУФЛО.


С уважением, Exeter