ОтalexОтветить на сообщение
Кalex
Дата10.04.2003 16:49:43Найти в дереве
РубрикиСовременность;Версия для печати

Довесок


На сайте это только за деньги уже сегодня


На вопросы «Эксперта» отвечает гендиректор НПО «Алмаз» Игорь Ашурбейли.

— Война в Ираке в корне изменила ситуацию со спросом на мировом рынке вооружений. Вместо того чтобы закупать истребители, страны-импортеры делают ставку на приобретение систем ПВО. Когда можно ожидать заключения новых крупных контрактов?
— На самом деле спрос на системы ПВО российского производства вырос в разы еще несколько лет назад. Основной объем заявок поступил в двухтысячном—две тысячи первом годах, частично в две тысячи втором. Заказчики заранее предчувствовали резкое обострение политической ситуации в мире, понимали, к чему она может привести. Поэтому в последние пять лет мы наблюдаем повышенную активность с их стороны — интенсивность переговоров многократно увеличилась. К сожалению, пока это не привело к заключению новых контрактов.

— Но теперь, когда боевые действия в самом разгаре, отложенный спрос наверняка будет реализован.
— Вероятность этого высока. Думаю, в связи с войной страны-импортеры будут более сговорчивы при обсуждении ценовых вопросов, и процесс подписания контрактов ускорится. С другой стороны, война может сказаться на нас и негативно. Продажа оружия всегда была крайне политизированным делом. В фоновом режиме мы ощущали мощное противодействие со стороны США и Великобритании при заключении почти всех сделок. Не исключено, что сейчас это противодействие усилится. Таким образом, решения по продажам могут тормозиться.

— На какую сумму может рассчитывать Россия от продаж систем ПВО?
— Не менее чем на пять миллиардов долларов в ближайшие пять лет.

— Кто из потенциальных покупателей проявляет наибольший интерес к нашим системам ПВО?
— Наши стратегические партнеры — Китай и Индия. Есть заинтересованность и у стран арабского мира.

— Какие российские системы ПВО наиболее востребованы на мировом рынке?
— Если брать системы ПВО дальнего радиуса действия, то ответ прост. Мир уже проголосовал долларом за алмазовскую «трехсотку» (варианты С-ЗООПМУ-1 и С-ЗООПМУ-2. — «Эксперт») — только она одна и продается. С комплексами среднего радиуса действия ситуация сложнее. В этом сегменте лучше всего продаются «Торы» разработки НИИЭМИ, но есть также известный контракт на разработку комплексов «Панцирь». (Контракт стоимостью более 500 млн долларов был заключен три года назад между Тульским КБ приборостроения и правительством ОАЭ. Его выполнение затягивается. — «Эксперт».) В целом же «трехсоток» продано значительно больше, чем «Торов», — на сумму около одного миллиарда долларов. При этом спрос на них постоянно растет. Сейчас совокупная сум-
ма контрактов по «трехсоткам» (выполненных и принятых к исполнению) составляет уже почти полтора миллиарда долларов.

— Перспективы С-300 на мировом рынке выглядят отнюдь не блестящими, как кажется на первый взгляд. Например, Индия, вместо того чтобы приобретать «трехсот-ки», собирается закупить израильские комплексы Arrow-2. Насколько конкурентоспособна наша система в сравнении с западными аналогами?
— Об Arrow говорить пока не стоит. Эта система претендует на то, чтобы стать частью ПРО, и разрабатывается совместно с США. Сейчас в мире идет соревнование между двумя научными школами — НПО «Алмаз» и корпорации Raytheon, выпускающей системы Patriot. С комплексом Patriot PAC-2 конкурирует наш С-ЗООПМУ-2 «Фаворит». При этом американцы сейчас разрабатывают новую систему Patriot РАС-3, а мы создаем «Триумф» (прежнее название С-400. — «Эксперт»). Создатели Arrow только стремятся к участию в этом соревновании, точно так же, как французы или китайцы.

— Хорошо, давайте сравнивать РАС-3 с С-400 «Триумф». США уже развернули на Ближнем Востоке несколько комплексов Patriot РАС-3 с новыми ракетами производства Lockheed Martin. Тогда как С-400 «Триумф» создан в единственном экземпляре, при этом он стреляет старой ракетой — от С-300.
— Неправильно говорить, что у «Триумфа» старая ракета. Я бы назвал ее штатной. Это означает, что мы сохраняем преемственность поколений в части управляемых ракет, использованных в «Фаворите». Сейчас «Триумф» находится на завершающей стадии госиспытаний, которые идут строго по графику. Согласно пра-
вилам, «Триумф» должен произвести стрельбы как штатными ракетами (которыми стреляет С-300. — «Эксперт»), так и новыми. Слова о том, что для «Триумфа» нет новой ракеты, безосновательны. У «Триумфа» есть новая ракета. Просто для успешного завершения полного цикла госиспытаний физически не изготовлено достаточного количества новых ракет. Технических проблем здесь нет, проблема только одна — в финансировании. На РАС-3 выделяется несколько миллиардов долларов, а сколько выделено на «Триумф», я лучше говорить не буду.

— Когда «Триумф» будет принят на вооружение?
— В этом году планируется принять его со штатной ракетой. Параллельно будем продолжать испытания новой ракеты. В государственной программе вооружений «Триумф» — единственная новая система ПВО, которая планируется к серийному производству. «Триумф» будет сделан в интересах трех видов вооруженных сил — ВМФ, ВВС и сухопутных войск — и соответственно в трех вариантах базирования.

— «Триумф» будет поставляться на мировой рынок?
— Переговоры об этом мы начнем в ближайшие годы.

— Полгода назад вы заявили, что со стороны ряда арабских стран России поступило предложение о создании комплексной системы ПВО. Российские эксперты сразу высказали мнение о том, что арабы готовы профинансировать доводку «Триумфа» и закупить несколько таких комплексов на сумму почти четыре миллиарда долларов. В чем конкретно выражаются намерения арабов?
— В том, чтобы иметь комплексную объектовую систему обороны Персидского залива, включающую в себя не только огневые средства большой дальности, но и средства радиолокации, управления, связи, а также центральный командный пункт. Естественно, Россия хотела бы принять участие в создании такой системы.

— Какие перспективные системы ПВО будут разрабатываться после «Триумфа»? Имеет ли смысл делать комплекс с эффективной дальностью поражения, скажем, пятьсот-шестьсот километров?
— Дело не в дальности. Сегодня средства ПВО, прежде всего «Фаворит» и «Триумф», доросли до поражения нестратегических баллистических ракет. Ими вполне можно обеспечить оборону в рамках существующих средств нападения. Но в рамках перспективных средств нападения есть потребность в разработке систем пятого поколения как в авиации, так и в ПВО. Эту потребность мы ощущаем уже сейчас — миру нужны новые средства обороны. Поэтому развитие ПВО, скорее всего, пойдет «вверх». (То есть по пути создания комплексов, способных эффективно поражать баллистические ракеты на больших высотах. — «Эксперт».) При этом новые комплексы, по-видимому, будут интегрированы в единую систему Воздушно-космической и противоракетной обороны.

Интервью взял Алексей Хазбиев