| От | Одессит | |
К | Alex Medvedev | |
Дата | 12.05.2003 16:33:58 | |
Рубрики | WWII; Политек; | |
Re: Потому как
Добрый день
А из документов видно, что союзники не горели желанием гробить свои самолеты на поддержкубезнадежного дела. Вот только сейчас об этом забыли и вовсем виноваты оказались опять русские. Мол ародромов не дали...
А они и в самом деле не горели, и именно по причине безнадежности. И не только во время восстания, а в течение практически всей войны, несмотря на сердечные (без тени иронии) взаимоотношения. Даже после создания СОЕ англичане долгое время были лишены возможности ока-зывать практическую помощь польскому подполью. СОЕ не смог организовать в стране собственные агентурные и диверсионные сети, и его польская секция под командованием Гарольда Перкинса в основном занималась лишь координацией деятельности с поляками. Только в 1943 году, после завоевания Северной Италии, значительная часть этой секции передислоцировалась в расположенный около Бари небольшой городок Монополи. Там руководителю передового подразделения секции Гарри Трефолду удалось принять несколько более деятельное участие в войне, но в основном оно заключалось в организации снабженческих авиационных рейдов. О какой-либо активной самостоятельной деятельности на территории Польши СИС, как и ОСС США, практически ничего не известно.
Трудности СОЕ объяснялись весьма конкретными причинами. С 1940 по 1943 годы Польшу отделял от Британии сплошной массив оккупированных рейхом территорий с сильной противовоздушной обороной и развитой сетью постов воздушного наблюдения. Для достижения западных районов страны стартовавший с английского аэродрома бомбардировщик типа “Уиттли” должен был провести в воздухе над вражеской территорией 14 часов, что почти не оставляло ему шансов на благополучное возвращение. При этом самолет не отапливался, и состояние агента, транспортируемого зимней ночью в точку сброса, могло стать критическим и воспрепятствовать выполнению прыжок. Полеты на предельную дальность требовали приема 6 – 7 тонн топлива, полезная нагрузка при этом ограничивалась 1 тонной груза и делала снабженческие рейсы практически бессмысленными. Другие, современные машины СОЕ почти не выделялись. Ситуация несколько улучшилась лишь в 1943 году, после захвата союзниками аэродромов в Северной Италии, откуда начали производить регулярные полеты более новые по сравнению с “Уиттли” “Галифаксы”. Но и эти рейсы все равно были трудны и опасны, поскольку ограниченный запас топлива практически не оставлял самолету времени на маневрирование в районе точки доставки. Первый сброс парашютиста произошел 15 февраля 1941 года, всего же на протяжении войны СОЕ организовал 485 воздушных рейсов в Польшу, из них 192 были выполнены на столицу и ее ближайшие окрестности в период Варшавского восстания летом 1944 года. Авиаторы доставили около 600 тонн снабжения и сбросили 318 агентов-парашютистов (в их числе 4 англичан и 1 венгра, остальные были поляками) и 28 курьеров. Потери в ходе воздушных операций оказались весьма велики и составили 73 самолета, из которых 41 был сбит в период Варшавского восстания.
СОЕ спланировал в Польше всего четыре операции, две из которых были отменены:
– “Уайлдхорн” (1943 – 1945) – серия операций по доставке посадочным способом и выводу из страны руководителей польского движения Сопротивления. Во время операции “Уайлдхорн III” в июле 1944 года самолет вывез в Англию части баллистической ракеты V-2;
– “Фрестон” (1944 – 1945) – британская военная миссия при командующем АК генерале Окульском во главе с полковником Д. Т. Хадсоном. Эвакуирована из Польши перед подходом советских войск;
– “Фернхам” (1944 – 1945) – миссия поддержки группы “Фрестон” при командовании Армии Крайовой. Ввиду непредвиденного для англичан развития событий в Польше отменена;
– “Флэмстид” (1944 – 1945) – вторая миссия поддержки группы “Фрестон”. Дополнительная задача – установление связи с действовавшими на территории рейха польскими подпольными организациями. Ввиду непредвиденного для англичан развития событий в Польше отменена.
Но у них, согласитесь, было больше объективных причин для бездействия, чем у наших!
С уважением