| От | Вадим Воскобойников | |
К | All | |
Дата | 06.06.2003 07:36:03 | |
Рубрики | Униформа; | |
Небольшой ликбез о каске М-36.
Уважаемые ALL,
В начале 30 годов группе работников Управления обозно-вещевого снабжения РККА была поручена разработка нового стального шлема для нужд Красной Армии. Возглавлял группу техник-интендант 1 ранга Александр Абрамович Шварц.
За основу для разработки был взят германский шлем первой мировой войны.
Мощности пресса находившегося в распоряжении группы Шварца не хватало для изготовления цельнотянутых шлемов, поэтому приходилось штамповать отдельные части и сваривать их вместе. На фотографиях эксперементальных шлемов хорошо видны следы сварки.
После продолжительных эксперементов Шварцу удалось получить достаточно удачную форму купола, козырька и расширяющихся полей. Комиссия по приемке, которую возглавлял С.М. Буденный настояла на добавлении вентиляционного отверстия наверху шлема прикрываемого крестообразным гребешком защищавщим от сабельных ударов. Проверял ли лично С.М. прочность этого гребешка неизвестно, но легенда живет и процветает.
Крепление очелья – металического обруча к которому крепился подтулейник (так назывался в то время амартизатор каски) было очень похоже на германской каску и осуществлялось потайной клепкой. Хотя были варианты крепившиеся к колпаку точечной сваркой.
Подтулейник делался из 4-6 кожаных лепестков с перфорацией и походил на амартизатор германской каски, позже подтулейники делались в основном из брезента. Подбородочный ремешок со скользящей рамкой так же делался как из кожи, так и их брезента и преклепывался к прямоугольным петлям, держатели которых приваривались изнутри к колпаку.
На основании заключения коммисии возглавляемой С.М. Буденным в конце декабря 1935 года работа группы А.И. Шварца была принята на вооружение как стальной шлем образца 1936 года. Может именно поэтому эту каску иногда называют М-35, а не М-36.
Группа продолжала работу над модификацией существующей модели, пока в 1937 году А.И. Шварц не был расстрелян как враг народа.
Вот одна из последних моделей А.И. Шварца, которая привела в конце концов к созданию СШ-39, всем нам знакомой каски времен второй мировой войны.
С Уважением, Вадим
P.S. Андю, задумайтесь. Это не по поводу касок.