ОтColderОтветить на сообщение
КAll
Дата09.01.2001 10:35:18Найти в дереве
РубрикиПрочее; Современность; Локальные конфликты;Версия для печати

Еще раз про DS


Тут недавно тема такая проскакивала - о начале DS. Многие вот странности и шероховатости в ее начале находили - дескать непонятно себя амеры вели. Опять-таки многие говорят о непроходимой тупости Саддама - дескать не так воевал и абсолютно неправильно оценивал реакцию амеров.

С начала января телеканал BBC World начал сериал (по-моему на 4 серии) "The Gulf War". Передача, кстати, интересная тем, что очень много тыкскыть авторского текста от участвовавших лиц (Буш-старший, Тэтчер, Пауэлл, Шварцкопф, Скаукрофт, Чейни - даже Мишаня туда затесался; с иракской стороны - Тарик Азиз и один иракский генерал военной разведки в эмиграции - имя не помню. К сожалению, сам Саддам помалкивает). В прошлое воскресенье посмотрел первую серию, посвященную началу войны. Узнал массу интересных и отчасти забавных подробностей, которые решил выложить здесь. Единственное - извиняйте за отсутствие точных дат событий - постю по памяти с экрана. Любые уточнения - каждое воскресенье "The Gulf War". Судя по передаче, все было куда сложнее - не такой уж Саддам был болван, и не так все просто было у амеров...

Итак, с чего бы это Саддам напал на Кувейт? Он, конечно, большой проглот, но у него, оказывается была весьма веская причина: за 8 лет ирано-иракской войны Ирак сильно поиздержался, влез в огромные долги, и в самое ближайшее время должен был оказаться банкротом (экономические эксперты давали Ираку максимум 3 месяца до банкротства - по нашему, дефолта, хе-хе. Ну не было у него, болезного, русского опыта). Положение усугубляли постоянно падающие в то время цены на нефть. По оценкам экспертов, падение цены на нефть на 1 доллар приводило к годовому убытку Ирака до 1 млрд долларов. Срочно требовалось потрясти кого-нибудь богатенького и жирненького. На эту роль реально подходил только Кувейт. Цель жирная - не менее 1/5 мировых запасов нефти. Была организована шумная кампания типа "Кувейт, оказывается, наша провинция", весьма встревожившая амеров, которые были прекрасно в курсе иракских трудностей и понимали, что Саддаму надо искать выход. Спутниковые фотки подтверждали постепенное сосредоточение республиканской гвардии к границе Кувейта. Но реально поначалу речь не шла о захвате Кувейта - Саддам и его окружение разработали два варианта требований к эмиру, которые были ему последовательно предъявлены, хе-хе, на организованной личной встрече. По первому варианту Кувейт был обязан организовать остановку падения цены на нефть и ее подъем до приемлемого Ираку уровня. Эмир отказался. Во-первых, эмир считал, что силами одного Кувейта это сделать не удастся. Во-вторых, что было лично для него более важно, Кувейт отнюдь не проигрывал от падения цены на нефть. Дело в том, что в течение десятилетий Кувейт вкладывал деньги в покупку компаний на западе, и было большим вопросом, от чего прибыль была больше. Короче, эмир отказался. Тогда в ход был пущен второй вариант - простой и элегантный: дай десять млрд баксов наличными! (Именно дай - никаких тебе займов. По-научному, грант называется). Эмир оторопел. Во-первых, за просто так отдать 10 млрд - жаба душила. А во-вторых, окончательно убивало требование "наличными". Это действительно выходило за пределы возможности Кувейта, о чем он заявил Саддаму. Саддам никаких отговорок не принял и встреча завершилась под лозунгом "пеняй на себя".

Вернувшись в себе, о@#$вший эмир тут же нажаловался всем кому мог - "арабским братьям" и Америке. Америка тут же начала разрабатывать планы военной помощи эмиру и готовить военную делегацию в Кувейт. Одновременно неслабо обалдевшие "арабские братья" стали готовить в Ирак своего гонца. В качестве такового был выбран президент Египта Мубаррак. Америка была в курсе затеи и безоговорочно ее поддержала, поскольку Мубаррак давно уже был главным конфидентом США на Ближнем Востоке (ау тем, кто вспоминает учебу Мубаррака с СССР и его советскую жену). Мубаррак тихо и эффективно продолжил дело Садата - но без вызывающих красот убиенного. Мубаррак срочно прилетел в Ирак (ах, как красиво и трогательно они обнимались на аэродроме!). Все вопросы Мубаррака можно свести к одному "Что за @#$ня?". Саддам объяснил, что он, дык, пропадает от безденежья, а этот жирный клоп не хочет делиться. Мубаррак спросил Саддама, действительно ли тот намерен захватить и присоединить Кувейт? Далее - внимание! - последовал поворотный ключевой момент: Саддам ответил, что, конечно же, нет, реальных намерений аншлюса у него нет, но надо же всерьез напугать этого жирного гада. При этом Саддам не возражал, чтобы его ответ стал известен "арабским братьям" и США, но просил только об одном - чтобы он не был передан Кувейту. Мубаррак исправно передал все сказанное Саддамом США и заверил их, что, по-личному впечатлению, Саддам действительно блефует. Почти сразу же после поездки в Ирак Мубаррак слетал в Кувейт. Далее опять-таки ключевой момент: Мубаррак все рассказал эмиру. В передаче он говорил, что не смог удержаться, видя паническое состояние эмира. И, опять-таки, очень красиво сокрушался в передаче: ну как мог Саддам меня так на@#$ть! Ведь я ж ему поверил - и каких людей заставил поверить!

Визит Мубаррака в Кувейт имел два последствия: Первое, ободренный эмир (которого Мубаррак, кстати, заверил в полной поддержке "арабских братьев")сообщил Саддаму свой решительный отказ. Второе, такой же решительный отказ получила американская военная делегация, прибывшая в Кувейт для согласования практических деталей размещения американских войск в Кувейте. Ответ эмира амерам звучал примерно так: большое спасибо вам за помощь, никогда этого не забуду, но дело будет решено в арабском кругу, мы способны урегулировать это осложнение сами. Амеры же, которых информировал Мубаррак, тоже не стали очень уж настаивать. Все, крышка! Сцена была готова!

Получив решительный отказ эмира, Саддам рассвирепел. Тем более, что он не знал поначалу о "мягкосердечии" Мубаррака (ИМХО, роль Мубаррака во всем этом мягко говоря, весьма провокационна). Немедленно было собрано большое совещание, на котором затронутым лицам были даны последние указания по распределению целей в Кувейте и окончательно назначена дата вторжения. Вторжение должно было осуществиться силами трех бронетанковых дивизий республиканской гвардии. Тем временем амеры, лишь вполовину убежденные Мубарраком, решили проконтролировать ситуацию "на земле" со спутников и засняли места сосредоточений танков Ирака. Но ни одного танка там уже не было. Вторжение началось.

Для эмира вторжение было абсолютной неожиданностью. Чистое 22 июня, хе-хе. Мало того, что армия была вообще не готова. Многих офицеров вообще не было в стране - отпуска за границей. С большим трудом собрали личную гвардию эмира, чтобы хоть как-то держать дворец. Ополоумевший со страха эмир звонил в американское посольство, умоляя о помощи. Американский посол, который чуть ли не вчера проглотил высокомерный отказ "арабского брата", в ответ заявил классную фразу: "Ваше величество, мы могли для вас сделать многое вчера, может быть, сумеем кое-что сделать завтра, но прямо сейчас я не знаю, что мы можем для вас сделать".
Правда, в полной неожиданности вторжения была для эмира своя светлая сторона, хе-хе. Саддам поставил одной из целей его захват. Дальнейшая его судьба была четко определена со слов иракского генерала военной разведки - отравление таллием, типичная участь иракских оппозиционеров всех мастей (срок смерти где-то около месяца, очень даже устраивал). Но дело в том, что по мирному времени в день вторжения, как обычно, было очень оживленное автомобильное сообщение с Саудовской Аравией, которое не удалось сразу пресечь. Эмиру с охраной удалось затеряться в потоке и бежать к королю.

Итак, fait accompli. 1/5 мировой нефти у Саддама (вдобавок к собственной нефти Ирака), неслабые трофеи, и никакой угрозы банкротства. Поскольку аппетиты растут, как известно, во время еды, амеры ничуть не сомневались, что следующая цель - Саудовская Аравия. Тем более, что две и трех вторгнувшихся дивизий республиканской гвардии направились к границе с саудитами. Туда была спешно направлена большая делегация, куда входили от политиков Чейни и Скаукрофт, от военных - Пауэлл и Шварцкопф. Пропозиции амеров вкратце сводились к следующему: вы следующая цель, чтобы защитить вас, нам нужно разместить у вас силы в 250000 человек и обеспечить базирование авиации. Амеры считали, что этих сил (поддержанных морской группировкой) будет вполне достаточно, чтобы отразить возможное нападение на саудитов. По словам Шварцкопфа, он ожидал очередного высокомерного ответа "арабского брата" типа: спасибо, мы все обдумаем и сообщим наш ответ позднее (накушался уже от эмира). От ответа короля он, по его словам, чуть не выпал из кресла: ОК, я на все согласен, можете приступать прямо сейчас. По словам Шварцкопфа, ему не оставалось ничего, как вызвать своего помощника и прямо в зале отдать приказания о начале операции.

Тем не менее, действия амеров поначалу строго укладывались в рамки defensive option - только защита Саудовской Аравии! Ни о каком освобождении Кувейта поначалу речь не шла. И дело не в каком-то особом их миролюбии, а в том, что долгое время решительными противниками offensive option была военная верхушка США - главное, Пауэлл и Шварцкопф. Из людей, реально принимавших решения, только они оба полностью прошли Вьетнам (Скаукрофт, несмотря, на свое генеральское звание был не в счет - его считали скорее политиком, эвфемизм паркетного генерала). Именно это свое обстоятельство они постоянно с высокомерным презрением подчеркивали на всех совещаниях у Буша. Они были категорическими противниками еще одного болота и считали, что еще один Вьетнам страна просто не перенесет. Так что надежды Саддама не были такими уж беспочвенными...
В противовес военной верхушке, политики были очень ястребино настроены. Особый вклад внесла мадам Тэтчер, именно после разговора с которой решимость Буша освободить Кувейт стала "как сталь". Ну тут был полный набор пропаганды, которой немало помог сам Саддам своими действиями в Кувейте, в которых он, правда, не находил ничего особого. Знаменитая фраза Буша, облетевшая весь мир и очень выразительная по-английски: "Hitler revisited".
От военных все настойчивей стали требовать проработки offensive option. Они категорически сопротивлялись, тем более, что действительность поначалу подтверждала худшие опасения Шварцкопфа и Пауэлла. От Чейни пришла "вказивка" разработать план освобождения Кувейта наличными силами Шварцкопфа. Норман пришел в дикую ярость - два главнейших урока Вьетнама: нечеткость политических целей и недостаточность сил - ничуть не были усвоены политическим руководством. Ладно, хотите - получите! Он отдал приказ о разработке плана своему заму по оперативному планированию (план уже тогда, кстати, включал в себя глубокий обход Кувейта) - причем непременно с оценкой возможных потерь. Разработали - представили по начальству. Оценка потерь была - не менее 10000 человек при полной отсутствии гарантии успеха операции. Весьма вероятным результатом принимался разгром американской группировки.
Ессно, оценка руководству не понравилась. Положительным результатом было то, что от идеи освободить Кувейт силами Шварцкопфа отказались.
Некоторое время спустя Пауэлл связался со Шварцкопфом и сообщил тому, что, видимо, от разработки offensive option не отвертеться, поскольку до него дошли слухи, что Буш, раздраженный упорной обструкцией высшего военного руководства, дал приказ Чейни создать в минобороны альтернативную группу военного планирования. Шварцкопфа вытребовали на ковер к Бушу. Тот спросил его, что ему нужно для успеха offensive option. Шварцкопф в ответ выдвинул три обязательных условия, каждое из которых он считал невыполнимым для Буша:
1.Передать ему из Европы 7-ой армейский корпус (Норман считал, что это радикально ослабит НАТОв Европе и будет неприемлемым)
2.Придать ему 6 АУГ (это он считал неприемлемым по финансовым соображениям)
3.Особенно горькая и неприятная политическая пилюля - немедленно организовать призыв для будущей операции национальной гвардии и резерва (это, он считал, категорически неприемлемо политически для Буша, которому предстояло переизбрание)
Буш откинулся в кресле и коротко сказал: ОК, вы это получаете, идите и приступайте к разработке операции. Тому ничего не оставалось делать, как так и сделать (!) ИМХО, я удивляюсь только одному: как это Пауэлл со Шварцкопфом поверили Бушу на слово - видно, что все-таки в Штатах мало на@#$вают армию.

Вот теперь игра пошла всерьез. Однако завоевать военных Бушу маловато было. Требовалось получить одобрение народа и конгресса, что отнюдь не было гарантированным. Непременным условием этого было "последнее политическое усилие остановить агрессора", которое, кстати, потребовал и Мишаня в качестве обязательного для одобрения СССР операции.
Пришлось на это пойти, хотя обе стороны (амеры и Ирак) понимали тщету этого (Азиз прямо об этом говорил). Интересно только то, что в этом "последнем усилии" иракцы действительно проявили высокомерную арабскую тупость (Азиз чванливо заявлял Бейкеру, что Ираку 6000 лет и при любых раскладах Ирак устоит - и, что лично для него и Саддама было самым важным - "будущее Ирака будет определяться существующим руководством" - последние закавычки точная цитата) и не сделали ни одной попытки замутить воду, которых очень боялись амеры. Скаукрофт говорил, что штаб Буша лихорадочно анализировал 10 возможных вариантов: что будет, если иракцы пообещают частичный вывод; что будет, если они пообещают полный вывод и начнут частичный и т.д. Действительность оказалась намного проще, Азиз просто послал амеров на три буквы.
Что интересно, в самом иракском руководстве отнюдь не было такого уж единства по этому вопросу. У очень многих иракских генералов (по словам генерала иракской военной разведки) играло очко и они стояли за выход из Кувейта, предварительно максимально ограбив его. Саддам, конечно, знал об этом, хотя прямо в лицо никто ему не осмеливался сказать. На одном из совещаний он начал кричать, что все они трусливые бабы, загипнотизированные технологической мощью Америки, хотя от них, чтобы устоять, всего-то требуется одно - причинить амерам значительный ущерб в людской силе.

Вот такая была первая передача.

ЗЫ. Кстати, тоже по воскресеньям по тому же каналу идет неплохая передача "I, Caesar", посвященная римским императорам. Первая передача была о Юлии Цезаре.

По анонсу передачи, правда, у меня вопрос: или я тупой, или англы понимают как-то не так - они говорят, что римская империя охватывала три континента!!! Ни хрена не понимаю - третий-то откуда? Ну Евразия и Африка, а третий?

С уважением, Colder