Посетил выставку ЛИМА-2003 в Малайзии. Впечатления и слухи-информация такие:
Уважаемый Дм. Журко интересовался обликом Су-30МКМ. Базовый принцип нового лица – отсутствие израильских компонентов, каковых в Су-30МКИ два – индикатор на лобовом стекле от El Op и какой-то лазерный pod. Все это заменяется на SAGEMовское оборудование. Малаи утверждают, что индюки много чего намешали из политических соображений и что это плохо влияет на боевую эффективность, а вот малайзийские ВВС техзадание выдадут более прагматично. Наши источники об израильском ИЛС отзываются тоже плохо. Доля российских прибористов выросла за счет центрального процессора, который на МКИ индуевский. Немецкая радиостанция и юаровский то ли джаммер, то ли приемник предупреждения о лазерном облучении. Британское оборудование есть, но люди из ОКБ Сухого не называют что именно и вообще нервничают когда спрашиваешь об этом. Интересно, что это у британцев может быть такого чувствительного?
На ЛИМЕ Аверянов летал на Су-30МКИ (борт 004 кажется) с одним из малайских пилотов МиГ-29. Причем по просьбе малаев и за их счет по горючему. Малаи кидали монетку, кто полетит. Взлетали с полным запасом горючего по короткому с использованием УВТ, отрабатывали стандартную программу тренировок малайских пилотов. По слухам, пилоты МиГ-29Н будут переучиваться на Су-30, а для мигов будут готовить новых.
Отношение к летчикам МиГ-29 невероятно теплое, очень трогательно они общались с Махатхиром, ей-ей как любящие и почтительные дети с любящим, уважаемым и мудрым отцом, все очень искренне. С налетом в 300 часов в предыдущем постинге был неправ. Налет на МиГ-29 колеблется от 150 до 200 часов, остальное – на легких самолетах. Во время кризиса налет падал на 20%. Аверьянов говорит, что по летному мастерству малаи ближе к пилотажной группе чем к строевым летчикам. Удивительно, но ВВС Малайзии воспринимают МиГ-29Н как современный (именно modern, а не new) истребитель и не планируют до 2007 года его модернизации. Видимо как перехватчик он их полностью удовлетворяет. Один МиГ был потерян из-за отказа генератора переменного тока, по той же причине был потерян один перуанский и, возможно, венгерский МиГ. Еще очень заметно, что миговские летчики были на выставке активны, обходили стенды, с удовольствием общались, а пилоты F-18D оставались незаметными. Между летчиками Хорнетов и МиГов – отчаянная конкуренция. МиГ-29 – это визитная карточка России в Малайзии. Стандартная реакция малайца – Вы из России? А! Эм ай Джи твенти найн! Ар ю пайлот? Есть в гостиницах фирменный коктейль MIG-29, надо признать, гадкая молочная мерзость с символическим присутствием водки.
По танкам. Люди из Bumar, польской конторы, которая будет поставлять PT-91, сказали что вся начинка будет сажемовская, хотя первоначальный запрос малаев был на юаровское оборудование. Пушка – российская. Боеприпасы – из «одной из бывших югославских республик». 30% контракта – масло. Наши торговцы на укоризненное доколе? и паачему? сказали, что малаи давно дали знать – Россию пускают только в ВВС и ПВО, так что даже Метисы – уже удача. Любопытно малайцы воспринимают российское оружие. Если западные штучки-дрючки – дорогие игрушки, то российское имеет репутацию «симпл энд вери дедли». То есть для реального мочилова.
Неожиданно малайцы определяют угрозы. В первую очередь – все еще внутренние. Из внешних сначала идет Вьетнам, потом Филиппины и только потом Китай. Сингапур очень не любят, но противником не считают. То есть в сущности ментально товарищи все еще в восьмидесятых, если только собеседники адекватно передали перцепцию, не побоимся этого слова, военно-политического истеблишмента.
Мнение о преемнике Махатхира (вице-премьер Бадави, но имя со слуха, могу ошибаться) разное. Одни говорят, что он будет лишь слегка более гибким и податливым, да и сам Махатхир останется влиятельным. Другие считают - все сольет пиндосам. Кстати, эти уроды во время его приезда в США подвергли Бадави унизительному обыску с раздеванием, обнюхивали собакой как последнего аль каидовца. Что конечно не приблизило подписания контракта по Супер Хорнетам.