ОтСергей ЗыковОтветить на сообщение
КП.КадетовОтветить по почте
Дата13.10.2003 17:33:06Найти в дереве
РубрикиWWII; 1941;Версия для печати

Re: Любителям бронепоездов....


ИСТОРИЯ БРОНЕПОЕЗДОВ,
модели которых выпускает РЕМодель

Эта статья написана по материалам РЕМодель и книги В.Заводного "Бронепоезда Германской империи 1904-1945 г.г.". Использованы фотографии из "Бундесархива" (H.Wenzel "Lokomotiven ziehen in der Krieg")

К началу Великой Отечественной войны СССР располагал небольшим количеством бронепоездов, так как воевать предполагалось на чужой территории и бронепоезда с шириной колеи, отличной от европейской не представляли интереса.
Действительность заставила с начала войны спешно строить бронепоезда. Для интересующих нас бронепоездов тяговой силой был выбран паровоз серии “О” различных модификаций, да и для большинства других тоже. Небольшие, и с виду маломощные, они оказались идеальными в боевых условиях в силу своей неприхотливости, экономичности и надежности.
Бронеплощадки строились на базе 4-х осной платформы выпуска 1933 г. грузоподъемностью 50 тонн, модернизированной в 1936 и 1941 г.г. Закрытые бро-неплощадки на ее базе имели на вооружении 2 башни от танка Т-34, которые могли вести круговой обстрел. Наклон брони стенок бронеплощадки защищал от прямого попадания.
На вооружении имелись также 4 пулемета. По краям бронепоезда ставили 2-х осные контрольные платформы в два сцепа, предохранявшие бронепоезд от попадания на мины противника. На них располагался комплект запасных рельсов, шпал и прочего путейского инструмента и оборудования. Иногда устанавливались пулеметы и зенитки, защищенные мешками с песком.
Укомплектованный таким образом (бронепаровоз, две бронеплощадки и 4 платформы) бронепоезд "За Сталина" был построен в сентябре 1941 г. Коломенским паровозостроительным заводом им. В.В.Куйбышева и принял участие в обороне Москвы под Гжатском. И уже в первых числах октября в ожесточенном бою под станцией Колесники был захвачен частями 4 танковой группы Вермахта.
С учетом недостатков бронепоезда "За Сталина" в октябре 1941 г.- феврале 1942 г. были построены бронепоезда "Козьма Минин" и "Илья Муромец". Они были аналогичны "За Сталина" и построены по единым чертежам.
Их боевая мощь была усилена за счет включения в их состав двух открытых бронеплощадок, имевших на вооружении 25-мм и 37-мм пушки и реактивные установки М-8 "Катюша".
Оба бронепоезда были сведены в 31-й отдельный дивизион бронепоездов (ОДБ-31), имели боевой расчет из 250 человек и прикрывали участок фронта равный действию артполка (50 км). Боевой путь ОДБ-31 пролег от Москвы через Тулу, Орел, Брянск, Гомель, Шепетовку, Ковель, Люблин, Варшаву, Познань, Франкфурт-на Одере и до Берлина в 1945 г. Награжден Орденом Александра Невского.
Командир 31-ОДБ Морозов и командир бронепоезда "Козьма Минин" Гаври-лов Н.М. являются консультантами проекта фирмы РЕМодель.
А вот судьба бронепоезда "За Сталина" сложилась иначе. Попав в плен, паровоз сразу с бронепоездом разлучили.
Бронепаровоз был отправлен для ремонта в полевые мастерские Рославля, где также служил образцом для бронирования немецких BR57. А для тяги бронепоезду был предоставлен другой бронепаровоз серии "О".
В первом периоде войны немцы захватили бронепоездов довольно много. Вермахт подразделял все бронепоезда на две категории: бронепоезда, действовавшие на фронте, и "участкоприкрывающие" поезда, действующие против партизан. Несмотря на то, что в начале войны Вермахту досталось довольно много "готовых" советских бронепоездов, немцы активно "лепили" бронеплощадки из всего, что захватили. В дело шли башни от танков БТ-7, Т-26, Т-70, Т-34, а то и просто ставили танки на платформы, например, Т26/33 в участкоприкрывающем поезде "Моритц".
Почти все захваченные у Красной Армии бронеплощадки шли для усиления бронепоездов. "За Сталина" стал исключением. Его переименовали в участкоприкрывающий поезд "Полько". Заезды небрежно закрасили крестами, на одной из платформ прикрытия установилим спаренный зенитный пулемет, прикрыв его расчет бетонной призмой. В таком виде он участвовал в "рельсовой войне" в Белоруссии. Немцы были машинистами паровозов и, вооружденные пистолетами, носили военную форму. Кочегаров набирали из, мягко говоря, " советских добровольцев".
К лету 1944 г. "Полько" передали в состав 9-й немецкой армии. Во время операции "Багратион" при паническом отступлении Вермахт лишился многих своих бронепоездов. В 1943 г. с обеих сторон потерь такого рода не было. "Полько" успели переделать на европейскую колею и с бронепаровозом BR57 эвакуировать из Рогачева в Варшаву. К тому времени "Полько" "оброс" кое-как бронированными изнутри двухосными грузовыми вагонами. Только во время Висло-Одерской операции в конце января 1945 г. войска 4-го Белорусского фронта вернули бронепоезд.