| От | Сергей Зыков |  |
К | GAI |  |
Дата | 22.10.2003 08:25:05 |  |
Рубрики | Танки; Загадки; |  |
не иначе
http://www.kinoteleskop.ru/18-110.htm
оттудова. Хотя подобные гибриды на шасси ИСа еще где-то снимались
статья откуда выдрано фото
-------------------------------------------
К.П. 19.04.90
Секретный "KB-2"
Еще одна "танковая" история.
На сей раз кинематографическая
Впрочем, не до иронии сейчас сценаристу Валерию Залотухе, режиссеру Игорю Шешукову и оператору Георгию Козелькову, создателям ленты "Танк "Клим Ворошилов-2" на киностудии им. Горького (творческое объединение "Зодиак").
Их фильм вырастает из далекого детского воспоминания о войне. Закадровый лирический герой говорит об одном-единственном эпизоде, почему-то символически засевшем в голове. А экран время от времени как бы иллюстрирует наивным детским рисунком этот рассказ. Так, параллельно, и будет существовать в фильме разная природа восприятия событий - с точки зрения взрослого человека, окидывающего мыслью пережитое, и мальчишки, увидевшего впервые в жизни настоящий танк.
"КВ-1" и "КВ-2", то есть "Клим Ворошилов" - танки, бывшие на вооружении нашей армии в начале войны. Тяжелые и неповоротливые, они позже были заменены на другую технику. "Страшила", так называют его, впервые появляется в фильме в густой мгле, еле прорисовываясь, пугающими размерами и несуразной формой. Его, секретного "КВ-2", брошенного кем-то во время отступления в "период временных неудач", обнаруживает буквально в кустах и пытается спасти старший сержант Мамин. Сначала в одиночку, а потом собирая на пути из незнакомых людей маленькую команду. Громада все же увязает в речушке, ломая мост, по которому переправляется, и весь последующий фильм - суть попытка сдвинуть его с места, спасти технику, а шире - самый символ доблестного, краснозвездного советского воинства.
Фильм был заранее обречен на коммерческий неуспех. И тем удивительней, что у него нашелся спонсор - челябинский "Практик-центр". Мы в короткое время настолько привыкли, что финансировать можно конкурсы красоты, другие маскультовские проекты, что в челябинский факт не сразу поверишь. Ну разве заработаешь сейчас деньги на военной теме в нашем кинематографе?
К 45-летию Победы, мне сказали на киностудии, вообще ничего не снято. Может, и правильно - хватит "творить" к датам, отмечаться. Но вот что удивительно: не возникло ведь и истинно серьезных художественных проектов. Ни у кого. Давайте разберемся: кто скомпрометировал в свое время нашу киногероику - американцы, англичане, турки? Ничего подобного, сами. Кто не желает сейчас "умирать" в этой теме? Наши же кинематографисты. Вовсе не хочу рубить с плеча - может, потому-то не берутся, что сознают бессилие свое, невозможность сказать что-то новое. Это проблемы художника. Но есть и проблемы кинорынка. Он отчасти учит жить, указывает, что товар, что не товар.
Понимали все это в Челябинске? Думаю, да, люди взрослые. Но пошли, впали в прекрасный идеализм, выложили 600 тысяч как одну копейку. Авторы ленты оценили беспрецедентный жест. Сделали профессионально зрелую работу, а главное - исповедально чистую. Ничто из пошлой неоконъюнктуры не пристает к их замыслу.
Теперь кто-то должен купить ее для передачи кинопрокату. Пошли обычной ведомственной тропинкой: о войне - значит, предложить Министерству обороны страны. Представители Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота посмотрели фильм, и он им очень не понравился. Сильный образный строй ленты действительно во многом спорит с известными традициями киногероики.
...Оставленный в спешке городок - смыты все краски живой жизни, остался серо-коричневый - цвет опустошения и обездоленности. Остались обломки символов вчерашней реальности - бюст Сталина, никому уже не нужная наглядная агитация, брошенный райком, раскрытый сейф, набитый бумагами, портрет Ильича над столом... Пустынно на улицах. Появились мародеры.
Не те герои, не те ситуации, все не то, все не так.
Кинематографисты к ветеранам - поддержите. Посмотрели "Танк..." представители Всесоюзного совета ветеранов и высказались еще более энергично: фильм порочит военную историю.
Легче всего вскочить на коня и обрушиться на консерватизм подобных установок. Сейчас только ленивый это не делает. Проблема серьезней. Люди старшего поколения, без сомнения, имеют право на любые оценки фильмов, спектаклей, книг о собственной молодости, о пережитом. Да, память избирательна.
Но память еще и общенародна, и тут уж ничего не навяжешь, не предпишешь. Кто что помнит. Другой разговор - что нельзя злорадно плясать на трагическом эпосе, подходить к нему без способности сострадать, переживать его. Но фильм-то как раз этого не делает. Он целиком проникнут поэтикой сострадания. Что тем более замечательно, ибо заняты в нем совершенно молодые актеры, знающие войну по книгам и романтическим фильмам прошлых лет, с бравыми (только из окопов) хлопцами, с ликующими победными интонациями, в коих тонуло, было не расслышано, не рассмотрено очень много человечески важного, истинно драматичного. Они - М. Никитин, В. Гордон, С. Донцов, В. Смирнов, А. Тынкасов - помимо абсолютной органики экранного существования, полны иного психологического опыта и знания.
...К речушке придут люди из опустевшего городка - женщины, дети, старики, немощные и калечные. И сдвинут с места "страшилу" всем миром. Танк было тронется дальше, но вернется, чтобы защитить всех от подступивших сюда оккупантов. И вся его команда погибнет. И юный командир с горящим романтическим взором, и мрачный, неуправляемый парень с бесконечной папироской во рту, и учитель физики, не умеющий стрелять из простой винтовки, и контуженный, обгоревший танкист человек-рана, и все, все, все, кто оказался в этом местечке в день тридцать третий от начала войны.
А. КОЛЕСНИКОВ.
Фото Т. КУРИЛОВОЙ.