ОтСергей ЗыковОтветить на сообщение
КJack30Ответить по почте
Дата26.10.2003 05:08:29Найти в дереве
РубрикиWWI; Стрелковое оружие;Версия для печати

по 6,5мм винтовке/патрону Федорова


С началом войны по указанию военного министерства на Сестрорецком ОЗ было прекращено изготовление опытной партии винтовок Фёдорова для войсковых испытаний. 20+150 штук (20/6.5мм 150/7.62мм) Сколько успели изготовить - неясно. "Последний шаг" это имелись ввиду войсковые испытания его системы.
Соответственно срубили изготовление партии 6.5мм патронов для испытаний коих требовалось не столь уж много.
К 1914 году производилось:
Петербургский патронный 200 млн.;
Луганский патронный 150 млн.;
Тульский частный завод - 200 млн. патронов в год
Заказ скорее всего должен был выполняться на Петербургском патронном. Во время войны кстати, на нём было начато производство 6.5-мм патрона для "арисака" с выпуском 200 тыс. ежемесячно в 15-16 гг. Так что не такое это большое количество.
Возможен были и частные заказы например Тульскому частному заводу который драл с армии 45 р. за 1000 патронов для "трехи", при 37р. для государственных.

>Раработка винтовки под УЖЕ имеющийся патрон велась Федоровым почти 4 года, пока ее не довели до этапа ПОЛИГОННЫХ испытаний. Потом больше года делали опытную партию. А тут за год и винтовку довели и испытания провели. Вот что меня смущает.

Чего тут странного? Винтовка та же, но под иной патрон, с устранением закраины, что уже исбавляло он части проблем. Вариант под патрон арисаки тоже очень быстро пошел в серию.

---------------------------------------------
В.Г.Федоров
"В ПОИСКАХ ОРУЖИЯ"
...
Наступил последний этап: в конце 1912 года Сестрорецкий оружейный завод начал составлять рабочие чертежи, с тем чтобы изготовить уже в окончательном виде сто пятьдесят экземпляров автоматической винтовки. Эти экземпляры должны были быть розданы по войсковым частям на продолжительное время для всестороннего и длительного изучения всех их выгод в непосредственных условиях войсковой службы.
Но я на этом не успокоился и уже в следующем, 1913 году представил несколько образцов новых винтовок той же системы. Это были первые у нас образцы не только автоматических винтовок, но и сконструированных для стрельбы новым, проектированным мной малокалиберным патроном с улучшенной баллистикой. Вот почему разработке этих образцов Артиллерийский комитет придал особо важное значение. Испытания этих винтовок также прошли весьма удачно. Все работы были уже близки к окончанию. Оставалось сделать лишь последний шаг. И вдруг война! Распоряжение военного министерства прекращало все опытные работы.
«Рухнули мои надежды, все мои труды, плоды непрерывных исканий» - вот была первая мысль, когда на заседании в Артиллерийском комитете председательствующий объявил нам этот роковой приказ.
...

---------------------------------------------
М.Драгунов "30 лет на переднем крае"
...
В 1911 г. Федоров начинает заниматься проблемой, которую уже обозначил в работе «Автоматическое оружие» — проблемой нового патрона для самозарядной винтовки. Анализируя опыт русско-японской войны, когда расход патронов в сражениях стал исчисляться миллионами штук, он приходит к однозначному выводу о необходимости снижения веса патрона, что неразрывно связано с уменьшением калибра оружия.
«Необходимость уменьшения веса патрона требует уменьшения калибра, и с этой точки зрения при перевооружении армии новым автоматическим оружием необходимо принять 6 1/2 миллиметровый калибр, несмотря на приписываемую ему, но однако не подтвержденную вескими указаниями и наблюдениями, меньшую убойность, меньшее ранящее действие» — так писал он в указанной работе.
Будучи членом комиссии Оружейного отдела, образованной для выбора рационального патрона для самозарядной винтовки, Федоров принимает непосредственное участие в исследованиях по определению наивыгоднейших баллистических характеристик патрона. Он анализирует полученные экспериментальные данные, обобщает их, сообщает на заседаниях комиссии, намечает дальнейший порядок работы. Полученные результаты Федоров использует для разработки малокалиберного (6,5-мм) патрона с улучшенной баллистикой.
Эта работа была завершена к 1913 г. одновременно с переработкой конструкции винтовки под новый патрон. 6,5-мм винтовка успешно проходит комиссионные испытания, по результатам которых было заказано 20 винтовок этого калибра плюс 150 — калибра 7,62 мм Сестрорецкому оружейному заводу для проведения войсковых испытаний. В протоколе комиссии по разработке и испытанию автоматической винтовки от 28 октября 1913 г. отмечалось: «Работы В.Федорова по выработке нового патрона..., проведенные по его личной инициативе, должны быть отмечены как чрезвычайно ценные для дела выработки нового образца винтовки». В результате к 1914 г., по оценке Федорова, в подготовительных работах по разработке автоматической винтовки Россия не уступала ни одному из иностранных государств, кроме Германии.
...

----------------------------------------------------
Владимир Васильевич МАВРОДИН,
Валентин Владимирович МАВРОДИН

ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОРУЖИЯ
Русская винтовка

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ ВИНТОВКИ
...
Работы над созданием автоматической винтовки В. Г. Федоров начал в 1905 г. В декабре этого года он составил первый чертеж переделки трехлинейной винтовки в автоматическую. Винтовка имела подвижной ствол и затвор, при выстреле отходивший назад.[38] Для помощи В. Г. Федорову Н. М. Филатов назначил слесаря В. А. Дегтярева. В. Г. Федоров характеризует его как "исключительно способного и при этом преданного своему делу работника" и отмечает, что "первые образцы опытных винтовок были всецело изготовлены руками В. Дегтярева", внесшего ряд усовершенствований и улучшений. [39]
Но вскоре В. Г. Федоров убедился в нецелесообразности переделки трехлинейной винтовки на автоматическую и в 1906 г. начал проектирование новой системы автоматической винтовки под обычный винтовочный патрон калибром 7,62 мм. Эту винтовку также изготовлял под наблюдением конструктора В. А. Дегтярев, работавший на Сестрорецком заводе.[40] Винтовка Федорова отличалась оригинальностью и простотой конструкции, она имела лишь 54 части, тогда как винтовка Браунинга имела 74 части, а остальные системы и того больше.
В 1909-1912 гг. винтовка Федорова, непрерывно совершенствованная конструктором, успешно прошла комиссионные, полигонные и войсковые испытания, и было решено заказать Сестрорецкому заводу 150 винтовок.[41] За свою автоматическую винтовку В. Г. Федоров был удостоен большой Михайловской премии (Золотой медали), выдававшейся раз в 5 лет. Напомним, что этой премии был удостоен и С. И. Мосин.
Но В. Г. Федоров по-прежнему стремился улучшить свою автоматическую винтовку. С этой целью он сконструировал патрон улучшенной баллистики калибром 6,5 мм, который отличался малым весом, меньшими размерами, слабее нагревал ствол и не имел закраины, затруднявшей проектирование автоматических винтовок. Осенью 1913 г. автоматические винтовки Федорова под патрон калибром 6,5 мм, сущность и принципы построения которых были идентичны винтовкам калибром 7,62 мм, успешно прошли испытания. Магазин был принят невыступающий с шахматным расположением патронов.[42]

Нельзя не отметить, что труды В. Г. Федорова не только не пользовались покровительством "высоких особ", но явно ими не одобрялись. Бывший военный министр А. А. Поливанов в своей записке от 21 февраля 1912 г. сообщает, что Николай II "был на лекции полковника Федорова, изобретателя автоматической винтовки, и сказал ему, что он против введения ее в армии, так как тогда не хватит патронов".[43]

Рис. 15 Автоматическая винтовка В. Г. Федорова
Рис. 16 Автомат В. Г. Федорова

Однако Сестрорецкий завод получил заказ на 20 автоматических винтовок Федорова калибром 6,5 мм. Характерно, что в работах по изготовлению и осмотру автоматических винтовок Федорова принимал участие мастер Кочерегин, один из старой, заслуженной производственной династии сестрорецких оружейников, трудившихся над изготовлением еще первых капсюльных ружей.[44]
Начало первой мировой войны прекратило работы по конструированию автоматических винтовок, а сам В. Г. Федоров занялся "поисками оружия", о чем он рассказал в своей книге под тем же названием.[45] Но война все же заставила вернуться к конструированию и испытанию автоматического стрелкового оружия. Винтовка с ее дальнобойностью, большими габаритами и большим весом потеряла свое значение. На большом расстоянии ее задачу разрешали станковые и ручные пулеметы, артиллерийские орудия, а на расстоянии, отделяющем один окоп от другого, успешно действовали минометы и бомбометы. Для боя в окопах винтовка тоже была мало пригодна из-за своей величины.
Нужен был новый тип автоматического оружия. Таковым стал автомат В. Г. Федорова. Первое упоминание о нем относится к июню 1916 г.[46] В принципе "автомат" (так называл его Н. И. Филатов, и с тех пор это название закрепилось за пистолетами-пулеметами) - универсальное стрелковое оружие, был построен по той же системе, что и автоматические винтовки Федорова, но он имел калибр 6,5 мм. Наладить производство 6,5 мм патронов улучшенной баллистики, сконструированных В. Г. Федоровым, в условиях военного времени было невозможно и пришлось остановиться на японском патроне того же калибра. Японские патроны для России, располагавшей 728 тыс. винтовок Арисака, изготовлялись Англией. Автоматы, сконструированные под патрон с улучшенной баллистикой, переделывались под японский патрон путем особой вставки в патронник.[47]
Автомат В. Г. Федорова имел вставной магазин на 25 патронов, весил 4,4 кг без патронов, магазин с патронами весил 0,8 кг. Автомат Федорова имел в длину 1045 мм при длине ствола 520 мм. Прицельная дальность автомата при прицеле старого образца составляла 2000 шагов (1425 м), нового- 3000 шагов (2100 м). Начальная скорость пули 660 м/сек. Практическая скорострельность от 20-25 выстрелов при заряжании из обоймы одиночным огнем и до 100 выстрелов при непрерывном огне и вставном магазине. Пуля весила 9 г, заряд пороха -2,24, патрон -21,1 г.[48] Автомат мог вести огонь и непрерывный, и одиночный.
В начале 1916 г. Главное артиллерийское управление приняло решение об организации производства "автоматической винтовки" В. Г. Федорова.[49] Изготовление автоматов Федорова шло на Сестрорецком заводе и в городе Коврове, куда направили оружейных мастеров из Сестрорецка, в том числе Кочерегиных и Фирфаровых, принадлежавших к рабочей династии сестрорецких оружейников, трудившихся на заводе еще во времена изготовления первых капсюльных ружей.[50]
Летом 1916 г. 6,5 мм автоматами и автоматическими винтовками В. Г. Федорова калибром 7,62 мм вооружили команду 189-го Измаильского полка, 1 декабря того же года отправленную на Румынский фронт,[51] в которой насчитывалось 4 офицера и 158 солдат. Это были первые русские автоматчики. Автоматы В. Г. Федорова под японский патрон были направлены в 10-й авиадивизион. Они были на 400 г легче автоматических винтовок калибром 7,62 мм, компактней, запирающие части весьма прочны, очень целесообразно был построен магазин на 25 патронов с шахматным расположением. Патроны не имели закраин.[52]
...

38 Федоров В. Г. Оружейное дело на грани двух эпох, с. 121-122.
39 Там же, с. 122.
40 Федоров В. Г. Эволюция стрелкового оружия, ч. 2. М., 1939, с. 125- 129; Мышковский Е. В. Русское автоматическое оружие... с. 198; Глотов И. А. Основоположник отечественной школы автоматического оружия (к 100-летию со дня рождения В. Г. Федорова). - В кн.: Рабочие оружейной промышленности в России и русские оружейники в XIX - начале XX вв., с 126-127.
41 Федоров В. Г. Эволюция стрелкового оружия, т. 1. Л., 1938, с. 125- 129.
42 Там же, т. 2, с. 129-131; Федоров В. Г. Оружейное дело на грани двух эпох, ч. 1, с. 124-159.
43 Поливанов А. А. Из дневников и воспоминаний по должности военного министра и его помощника 1907-1916, т. 1. М., 1921, с. 110.
44 ЛГИА, ф. 1290, оп. 1, д. 818, л. 84.
45 Федоров В. Г. В поисках оружия. М., 1964.
46 ЛГИА, ф. 1290, оп. 1, д. 347, л. 8.
47 Федоров В. Г. Эволюция стрелкового оружия, ч. 2. М., 1938, с. 181.
48 Там же, с. 220; Материальная часть стрелкового оружия/Под ред. А. А. Благонравова, кн. 1. М., 1945, с. 504-415
49 ЛГИА, ф. 1290, оп. 1, д. 348, л. 5, 24.
50 Там же, д. 839, л. 141-143.
51 Федоров В. Г. Оружейное дело на грани двух эпох, ч. 2, с. 117; Дегтярев В. А. Моя жизнь, с. 87.
52 Федоров В. Г. Оружейное дело на грани двух эпох, ч. 2, с. 119.