| От | Геннадий |  |
К | ЖУР |  |
Дата | 30.10.2003 03:01:48 |  |
Рубрики | 11-19 век; Байки; |  |
Там вообще "большие потери" были только у турок
«Всем Козакам, определенным к штурму, иметь короткие дротики для способнейшаго действия оными».Из «Прибавления» к «Распределению к приступу Измаила…».
В те времена кахзачья пика часто называлась дротиком, Суворов просто велел их укоротить. Казаки, кроме пик и сабель, имели на вооружении ружья и пистолеты, не имели «главного» суворовского оружия – штыка, отсюда – укороченные дротики.
Вы наверное читали Л.Раковского «Генералиссимус Суворов». Книга хорошая, но в прозе важны эпизоды. А для понимания результатов важно другое. Отдельный янычар мог перерубить укороченный дротик (мог и голову отрубить, что сами понимаете труднее), поскольку с ятаганом обращался всю жизнь. (А вот смог ли бы он перерубить даже тонкую пику топором – сомневаюсь.)
Казак, у которого перерублена пика, вполне мог взяться за саблю и становился практически равным (по вооружению) в рукопашном бою любому турку. Трудность заключалась для казаков в том, что более способны они были действовать на конях, а не в пехоте, а янычары естественно наоборот. Но у Суворова кавалерия была универсальна: «Конница должна действовать всюду, как пехота; - кони на поводах! – Казаки везде пролезут». Кавалерию в пеших порядках он использовал с самого начала, туртукая, так и в Польше.
Если уж считать казаков на приступе Измаила безоружными, то по логике вещей тоже безоружными придется считать и турок по сравнению с русскими мушкатерами и гренадерами: «Перешед полисад, усмотрел толпу, готовящуюся атаковать его на саблях, предупредил, ударив на них штыками». А это конечно не так, и в крепости турки всю историю существования своей армии представляли для европейцев по меньшей мере равного противника.
Ошибка всех этих рассуждений о «перерубании пик» и вообще «кто кого заборет», - в том, что оценивается индивидуальное столкновение, которое по большому счету не имеет вляиния на исход боя. 4 и 5 колонны действительно встретили трудности, но заключались они не безоружности казаков и не в перерубании пик. Во фланг 4 колонне Орлова турки сделали вылазку и почти разрезали ее, но «мужеством начальника…, неустрашимостью подполковника… и храбростию козаков вылазка отражена; неприятель частью погиб, а остальные прогнаны в крепость», а колонна взошла на вал.
5-й колонне Платова пришлось идти к валу под перекрестным огнем, но она «при всей трудности в порядке дошла до рва и хотя оный нашла с водою, но, не остановясь нимало, перешла и храбростию начальников влезла на предстоящий вал».
Успех боя на данном участке решался не тем, насколько смогут казаки укороченными пиками колоть янычар, а насколько в порядке смогут они дойти до рва. А рукопашная – это всегда считанные минуты, или секунды даже, после которых более слабый духом и менее сохранивший порядок соперник спасается бегством.
Потому для оценки нужно выбирать не единичного казака с дротиком в руках, а начинать с построения суовровских колонн, в первом эшелоне которых шли стрелки и саперы, во втром – главные силы, в третьем – колонный резерв (а были еще резервы частные и общий, кавалерия)…
Конечно, необходимость спешивать конницу свидетельствует о том, что при Измаиле пехоты был недостаток, а кавалерии избыток.
Но если уж говорить об индивидуальных действиях, то у дротика, помимо опасности перерубания, был еще один минус по сравнению со штыком с ружьем: видимо, нельзя было бросать с дротика, как бросали со штыка, и турок, ухватившись за дротик, мог изрубить заколовшего его казака.
С уважением