ОтScharnhorstОтветить на сообщение
КМаксОтветить по почте
Дата25.11.2003 23:04:06Найти в дереве
РубрикиWWII; Танки;Версия для печати

коль уж назвался груздем - придется лезть в кузофф


Для предотвращения дальнейших вопросов привожу кусочек из своей монографии по Норвежской кампании:

Вечером 14 мая польский лайнер “Хробры” со штабом бригады и батальоном ирландцев на борту в охранении эсминца “Вульверин” и шлюпа “Сторк” вышел из Харстада. Небольшой конвой шел на юг, прижимаясь к скалистым берегам. В 00:40 из-за гор, словно выстрелянные катапультой, появились два немецких самолета и атаковали “Хробры”. Несмотря на готовность средств ПВО, атака оказалась настолько неожиданной, что бомбы попали в лайнер прежде, чем был открыт ответный огонь. Корабли эскорта шли далеко впереди, а их зенитчики приняли самолеты за свои.
“Хробры” получил несколько прямых попаданий. Две тяжелые бомбы разорвались в глубине корпуса в районе третьего грузового трюма, несколько небольших взорвались на палубе. Сразу погибло 12 членов экипажа и 18 военнослужащих, в том числе командир ирландцев подполковник Фолкнер, три старших и два младших офицера. Многие были ранены. Возник сильный пожар, угрожавший взрывом перевозимых мин и снарядов – их было принято более 50 тонн. Борьба с огнем велась неорганизованно и не дала результата, поскольку многие пожарные рукава были перебиты. Вскоре начался спуск спасательных шлюпок, в которые в первую очередь грузили раненых.
В это время начался второй налет, и спасательные работы были приостановлены. “Вульверин” и “Сторк” отстреливались от самолетов и не подходили к горящему лайнеру. Среди солдат поднялась паника, вызванная недостатком шлюпок (многие из них были пробиты осколками) и отсутствием офицеров. С паникой удалось справиться благодаря усилиям двух поляков: 64-летнего врача Базиля Абрамовича, запевшего английскую солдатскую песню “Old Soldiers Never Die”, и старшего помощника Кароля Борхарда, носившегося по палубе и призвавшего людей не прыгать за борт, где в ледяной воде их ждала смерть.
Ветер сносил пламя в носовую часть судна. Вскоре “Вульверин” подошел к развешенным на корме лайнера сетям и начал снимать людей. Всего за 16 минут он принял на борт 694 человека, последним покинул палубу капитан Збигнев Дейчаковский. После этого эсминец ушел в Харстад. “Сторк” еще три часа оставался рядом с горящим и безжизненным судном, поднимая спасшихся из воды, со шлюпок и спасательных кругов. К удивлению многих, на объятом пламенем “Хробры” не произошло взрыва боеприпасов, и он не тонул, подтверждая свою репутацию лучшего лайнера польского торгового флота. В 04:50 “Сторк” также взял курс на Харстад. Потеряв терпение, британское командование выслало торпедоносец “Суордфиш” с борта “Арк Ройала” добить обреченное судно. После взрыва торпеды оно быстро скрылось под водой.

С уважением, Scharnhorst