ОтКирасирОтветить на сообщение
КRustam Muginov
Дата18.12.2003 12:04:41Найти в дереве
РубрикиWWII;Версия для печати

Данных, конечно, немного


Приветствую всех!
В составе кавалерийских частей французской армии "Панары" приняли участие в боевых действиях весной 1940 года. При грамотном использовании машины могли успешно противостоять немецким бронеавтомобилям и танкам всех типов. Однако многие броневики достались немцам в совершенно исправном состоянии и получили в вермахте обозначение Pz.Span.204 (f). Более 200 машин поступили в полевые войска и части СС, а 43 переделаны в бронедрезины. На последних установили немецкую радиостанцию и антенну рамочного типа. К 22 июня 1941 года на Восточном фронте имелось 190 "панаров", 107 из которых к концу года были потеряны. По данным на июнь 1943 года, в вермахте еще

оставалось 30 "панаров" на Восточном фронте и 33-на Западном. Кроме того, часть машин к этому времени передали в полицейские части.

Французское правительство Виши получило от немцев разрешение сохранить небольшое количество бронеавтомобилей этого типа, но при этом они потребовали демонтировать 25-мм пушки. Часть машин вместо пушки вооружили вторым пулеметом. Правда, французы тайно начали производство башен с 25-мм или 47-мм пушками для "панаров". В ноябре 1942 года при вторжении немцев в "свободную"эону (неоккупированный юг Франции) башни эти были уничтожены. Бронеавтомобили армии Виши немцы использовали для "поддержания порядка", а часть "панаров", не имевших башен, в 1943 году вооружили 50-мм танковой пушкой KwK L/42, установленной за щитом.

В конце 1944 года некоторое количество "панаров" имелось в частях 1-й французской армии и активно использовалось в боях. В начале 1945 года производство этих броневиков возобновили. Так как 25-мм пушка к тому времени уже устарела, на машину установили новую башню FL-1, с 47-мм пушкой SA35 и пулеметом. Башня испытывалась еще в июне 1940 года, но в связи с капитуляцией Франции работы над ней были прекращены. Бронеавтомобиль получил обозначение Panhard 178В. После войны эти машины служили сначала во Франции, а затем и в колониях.

В 1950 году большая партия этих машин была отправлена в Индокитай. В 1954 году более 50 из них прошли там модернизацию. В 1960 году 15-й броне-эскадрон морской пехоты использовал "панары" для подавления беспорядков в Джибути. Кроме того, эти броневики активно применялись в Алжире, Марокко и Сирии.
(с) Коломиец, Мощанский

Втайне французы гордятся, что первым "германским" бронеавтомобилем, прорвавшимся зимой 1941 года на окраины Москвы, был Panhard-178, которому в вермахте и войсках СС дали обозначение Pz.Spah.204(f). Ну а сами французы называли этот надежный броневичок "пан-пан".
Немцы использовали 190 "пан-панов" и 107 из них потеряли на восточном фронте в 1941 году! Партизаны, против которых направили уцелевшие броневики, ихз тоже не щадили.
(с) Денис Орлов, "Железный марш", "4х4 Клуб" N 9 за 2003 год.
WBR Андрей Судьбин aka Kirasir