ОтКэп-БИУСОтветить на сообщение
КAll
Дата27.09.2004 01:00:24Найти в дереве
РубрикиАрмия; 1941; Военные игры;Версия для печати

Дойче тракторен


Полугусеничники и трактора

VI

Как видно из предыдущей части, немецкая армия широко использовала трофейную автомобильную технику для своих нужд. Машины повышенной проходимости, а также колесные и полугусеничные тягачи наиболее часто можно было встретить в артиллерии или инженерно-саперных частях вермахта. Но ведь помимо трофейных машин германская армия получала технику аналогичного назначения от собственных фирм. Так, весьма широкое распространение получили полугусеничные тягачи, выпуск которых осуществлялся практически всеми ведущими фирмами Германии.
Самым легким полугусеничным тягачем немецкой армии (фактически - полугусеничным мотоциклом) являлся NSU (армейское обозначение Sd.Kfz.2). Данные машины первоначально создавались для частей горнострелковых войск, однако вскоре их возможности были оценены и другими видами вооруженных сил Германии. В частности, их использовали в зенитных частях (для буксировки легких зенитных орудий калибра 20-мм), а также в частях связи. С началом кампании на Востоке тягачи NSU приобрели широкую популярность благодаря высокой проходимости по пересеченной местности, сравнительно легко преодолевая российское бездорожье. Серийный выпуск этих машин осуществлялся с 1940 года фирмами «NSU» и «Штовер» (Stoewer) до конца 1944 года. Общий выпуск составил свыше 8300 экземпляров.
Еще одним легким полугусеничным тягачем вермахта являлся 1-тонный Sd.Kfz.10 (фирменное обозначение D6, а затем появился улучшенный вариант D7). Первоначально его планировалось использовать только в качестве артиллерийского тягача для буксировки 37-мм ПТО (3,7-cm Pak 35/36), 75-мм легких пехотных орудий (7,5-cm leIG 18) и 150-мм тяжелых пехотных орудий (15-cm sIG 33) в частях полковой артиллерии моторизованной пехоты, а также 150-мм шестиствольных пусковых установок реактивных мин (15-cm NW 41) в дивизионах химических минометов. С появлением новых видов артиллерийского вооружения Sd.Kfz.10 буксировали 50-мм ПТО (5-cm Pak 38) и 210-мм шестиствольные химические минометы (21-cm NW 42). В частях ПВО Люфтваффе они применялись для обслуживания 20-мм зенитных пушек (2-cm Flak 30 и 38). Некоторое количество тягачей поступило в части химических войск в качестве специальных машин. Например, Sd.Kfz.10/1 был оборудован в качестве машины химической разведки, Sd.Kfz.10/2 являлся дегазационной машиной, а Sd.Kfz.10/3 предназначался для распыления отравляющих веществ.
Как уже говорилось выше, на базе 1-тонного тягача были разработаны и серийно выпускались самоходные зенитные установки Sd.Kfz.10/4 (c 2-cm Flak 30) и Sd.Kfz.10/5 (с 2-cm Flak 38). Первоначально они поступали на вооружение зенитных дивизионов Люфтваффе и в зенитные роты танковых дивизий. Общий объем производства этих зенитных самоходных установок (ЗСУ) составил 610 экземпляров. Кроме зенитных установок на фронтовых фотографиях изредка попадаются 1-тонные тягачи с установленными за кабиной управления 37-мм или 50-мм ПТО. Считается, что данные варианты САУ были получены переоборудованием стандартных тягачей средствами полевых ремонтных мастерских.
И самое главное - в 1941 году на базе этого тягача специалистами фирм «Бюссинг-НАГ» и «Демаг» (Demag) был разработан легкий бронетранспортер Sd.Kfz.250, предназначавшийся для разведывательных батальонов танковых дивизий. Серийное производство этих бронетранспортеров (БТР) было развернуто в июне 1941 года на заводе фирмы «Бюссинг-НАГ». В дальнейшем к его выпуску были подключены еще несколько фирм, так что к моменту капитуляции Германии общее число этих машин составило 7326 единиц. Это число составило половину от общего количества изготовленных в 1937-1945 годах шасси для 1-тонных тягачей, из чего следует, что объем выпуска машин Sd.Kfz.10 за годы гитлеровского правления составляет более 7300 штук.
С приходом к власти фашистов в 1933 году начался неуклонный рост боевой мощи тогда еще рейхсвера. В рамках реализации программы моторизации и механизации немецкой армии в 1933 году конструкторы фирмы «Ганза-Ллойд-Голиаф» (Hansa-Lloyd-Goliath) приступили к разработке трехтонного полугусеничного тягача, основным предназначением которого являлась буксировка 105-мм легких полевых гаубиц (10,5-cm leFH 18). А в 1942 году тягач был признан основным средством буксировки 75-мм ПТО (7,5-cm Pak 40). В 1936 году разработка завершилась созданием варианта HLkl 5, который и был запущен в серийное производство (армейское обозначение Sd.Kfz.11). В начале 1939 года его на сборочных линиях сменил усовершенствованный вариант HLkl 6.
Как и в случае с Sd.Kfz.10, на базе трехтонника было создано несколько типов специальных машин для химических войск. Это были Sd.Kfz.11/1 (машина для постановки дымовых завес), Sd.Kfz.11/2 (дегазационная машина), Sd.Kfz.11/3 (машина для распыления отравляющих веществ) и Sd.Kfz.11/5 (машина химической разведки). Несколько позже на базе Sd.Kfz.11/1 был создан вариант Sd.Kfz.11/4 - транспортер боеприпасов для дивизионов химических минометов, при этом значительная часть ранее выпущенных Sd.Kfz.11/1 была также переоборудована в транспортеры боеприпасов.
Вариант тягача HLkl 6 в 1939 году стал базой для разработки самого массового немецкого БТР, получившего впоследствии обозначение Sd.Kfz.251. Эта боевая машина создавалась при участии специалистов двух немецких фирм - «Бюссинг-НАГ» и «Гономаг» (Honomag). С лета 1939 года начался серийный выпуск этих машин, причем с течением времени к производству подключались все новые и новые фирмы. В результате к 1944 году производство БТР велось на заводах десяти различных фирм. Стоит ли удивляться, что к марту 1945 года общее количество БТР в серии достигло 15252 экземпляров. И это притом, что общее количество полугусеничных тягачей на той же базе едва превысило 9 тысяч единиц.
К числу средних полугусеничных машин в вермахте относился 5-тонный BN L8, разработанный конструкторским бюро фирмы «Бюссинг-НАГ» и запущенный в серию в 1939 году. Позже к выпуску этих машин был подключен один из заводов фирмы «Даймлер-Бенц», однако в 1943 году производство BN L8 было свернуто. Объяснялось это стремлением немцев максимально сократить количество типов боевых и вспомогательных машин с целью упрощения технического обслуживания и ремонта и без того гигантского парка техники.
Нужно сказать, что машину изначально планировалось поставлять инженерным и саперным частям (армейское обозначение - Sd.Kfz.6). Но вскоре острая нехватка средств тяги вынудила разработать вариант артиллерийского тягача для буксировки 105-мм гаубиц (10,5-cm leFH 18) с расчетом и боекомплектом (Sd.Kfz.6/1). Следующий вариант машины (Sd.Kfz.6/2) представлял собой легкую ЗСУ, разработанную по заказу Люфтваффе. Самоходка была вооружена 37-мм зенитным орудием (3,7-cm Flak 36) и обслуживалась экипажем из 7 человек. Общее количество серийных машин составило 339 единиц. Еще одним вариантом САУ стали 9 полугусеничных машин, у которых вместо грузовой платформы в кормовой части корпуса была смонтирована броневая рубка. В рубке устанавливалась трофейная 76,2-мм пушка Ф-22 (в вермахте обозначалась, как FK 36(r). Выпущенные в 1942 году, эти САУ были переброшены в Северную Африку, где, объединенные в одну роту, вошли в состав 605-го танкоистребительного батальона (Pz.Jg.Abt). Именно здесь они уже в первых боевых столкновениях с английскими и американскими танками и бронемашинами продемонстрировали преимущества своего вооружения. Несмотря на впечатляющие успехи САУ в Африке, в дальнейшем их выпуск не возобновлялся. Очевидно, что это было связано с осуществлением программы модернизации бывших советских дивизионных пушек Ф-22 в ПТО, а также началом выпуска противотанковых САУ на базе шасси устаревших легких танков. Впрочем, и серийное производство собственно полугусеничных машин осуществлялось недолго и, как указывалось выше, в 1943 году было свернуто после изготовления 3660 Sd.Kfz.6.
Наиболее распространенным типом среднего полугусеничного тягача стала разработанная специалистами фирмы «Краусс-Маффей» (Krauss-Maffei) 8-тонная машина KM m 8, созданная в 1934 году. Тягач предназначался для поставок как в сухопутные войска (его предназначением в частях артиллерии являлась буксировка 150-мм тяжелых гаубиц (15-cm sFH 18), так и в зенитные части Люфтваффе (буксировка тяжелых 88-мм зениток (8,8-cm Flak 18/36). Серийные машины в германской армии получили обозначение Sd.Kfz.7(их выпуск первоначально осуществлялся на заводе в Мюнихе (Munich). Практически одновременно с «Краус-Маффей» к производству 8-тонных тягачей была подключены фирмы «Бюссинг-НАГ» (выпускала модель BN m 8) и «Даймлер-Бенц» (с моделью DB m 8). Нужно отметить, что вариант «m 8» был оснащен 115-сильным двигателем фирмы «Майбах» (Maybach) типа HL 52 TU.
В 1936 году появилась первая серийная модификация 8-тонного тягача - KM m 9, отличавшаяся от исходного варианта новым, более мощным (130-сильным) двигателем «Майбах» HL 57 TU. Спустя год был выпущена очередная модель KM m 10 с еще более мощным мотором «Майбах» HL 62 TUK (140 л.с.). В 1938 году к серийному производству 8-тонных полугусеничных машин было подключено еще несколько немецких фирм-производителей колесной и гусеничной техники - «Боргвард», «Голиаф» и «Ганза-Ллойд» (вариант последней имел фирменное обозначение HL m 10). Наиболее совершенным среди этих машин считался появившийся в конце 1938 года KM m 11, длительное время применявшийся в качестве стандартного артиллерийского тягача. Некоторое количество тягачей после 1938 года было собрано также на предприятии фирмы «Заурер» в Вене.
Готовясь к вторжению в СССР немцы, особое внимание уделяли обеспечению ПВО своих вырывающихся вперед танковых группировок. В рамках этих работ в 1941 году на базе 8-тонного тягача была разработана ЗСУ Sd.Kfz.7/1. Основное вооружение ЗСУ состояло из 4-х ствольной установки «Flakvierling 38» с практической скорострельностью не менее 800 выстрелов в минуту. При этом боекомплект для пушек перевозился на специальном прицепе. Серийный выпуск этих машин осуществлялся с 1941 по 1944 годы (всего 319 единиц). Практически одновременно для зенитных частей Люфтваффе на базе 8-тонного тягача была разработана и принята на вооружение ЗСУ Sd.Kfz.7/2 с 37-мм пушкой (3,7-cm Flak 36). В 1941-1944 годах изготовлено 123 экземпляра.
Нужно сказать, что этим далеко не исчерпываются варианты ЗСУ на базе Sd.Kfz.7. Так, еще в начале 1941 года некоторое количество 8-тонных тягачей было переоборудовано в ЗСУ - у них на грузовой платформе закреплялась 20-мм одноствольная зенитная пушка (2-cm Flak 30). Мало кому известно и о том, что 8-тонники использовались в качестве базы для создания ЗСУ с 50-мм зенитной пушкой (5-cm Flak 41). Практически все изготовленные зенитки (а это серия из 50-ти орудий) в начале 1942 года были смонтированы на этих тягачах. Чуть позже была предпринята попытка смонтировать на этой базе и 50-мм ПТО (Pak 38), однако дело завершилось сборкой одного опытного образца. То же самое касается и противотанковой САУ на шасси Sd.Kfz.7 - опытный образец самоходки вооружили 76,2-мм трофейной советской пушкой (7,62-cm Pak 36(r). В конце 1941 - начале 1942 годов были проведены испытания этой САУ, однако решения о серийном производстве так и не последовало.
Еще одной, достаточно широко известной моделью специальной машины на базе 8-тонного полугусеничника стал усовершенствованный тягач для 88-мм зенитных орудий, применявшийся в частях Люфтваффе. Его отличие от стандартной модели заключалось в размещении на корме машины специального бронированного отсека, в котором находились инструменты и приборы для управления зенитной стрельбой. Эти тягачи использовались в качестве машин управления зенитно-артиллерийской батареи и носили обозначение Sd.Kfz.7/6. Впрочем, имелся и еще один вариант 8-тонника, имевший название «Feuerleitpanzer auf Zugkraftwagen 8t». Эти специальные машины появились в 1944 году и входили в состав ракетных дивизионов, обеспечивающих запуск баллистических ракет «ФАУ-2» (V-2). Вместо грузового отделения у этих машин устанавливалась специальная металлическая кабина для аппаратуры, при этом сама кабина оборудовалась смотровыми приборами и люком в крыше. Параллельно, при смене стартовой позиции после проведения очередного пуска, эти полугусеничные машины применялись для буксировки спецприцепа с оборудованием пускового стола для запуска ракет.
Примечательно, что после выхода Италии из войны в 1943 году и последующей оккупацией этой страны германскими войсками, производственные мощности итальянской фирмы «Бреда» (Breda) были использованы для выпуска 8-тонных тягачей, получивших обозначение «Бреда-61». Их выпуск осуществлялся с конца 1943 по осень 1944 года. Машины итальянской сборки имели ряд отличий - правое расположение руля и 130-сильный двигатель. В общей сложности с 1934 по 1945 год было выпущено почти 12,2 тыс. 8-тонных тягачей Sd.Kfz.7.
К числу тяжелых полугусеничных тягачей в вермахте относились 12-ти и 18-тонные машины. Как ни странно, к разработке первых приступили в начале 30-х годов по заказу РККА. В СССР эти машины планировалось передать в части тяжелой артиллерии, но приход к власти Гитлера в 1933 году привел к значительному сокращению контактов между двумя государствами. Как результат - основной разработчик (фирма «Даймлер-Бенц») лишилась весьма выгодного заказа. Впрочем, уже в 1934 году эти машины были востребованы вермахтом, который усмотрел в них тягачи для частей тяжелой артиллерии. Получившие армейское обозначение Sd.Kfz.8, (фирменное - DBs 10) тягачи предназначались для буксировки 150-мм тяжелых пушек (15-cm sK 16, sK 18 и sK 39), а также 211-мм мортир (21-cm Mrs 18 и Lange Mrs). Позже 12-тонники применяли также для обслуживания дивизионов со 170-мм тяжелыми пушками (17-cm sK 18), которыми в частях тяжелой артиллерии планировалось заменить 150-мм орудия. Кроме вермахта эти тягачи поступали (начиная с 1940 года) на вооружение тяжелых зенитно-артиллерийских дивизионов, укомплектованных 105-мм зенитками (10,5-cm Flak 39) на обычных колесных лафетах.
В конце 1939 года 10 машин было переоборудовано в САУ с 88-мм зенитными пушками 8,8-cm Flak 18. Орудие монтировалось на тумбе в измененной кормовой части корпуса и первоначально предназначалось для борьбы с долговременными укреплениями противника. Носовая часть корпуса, включая моторное отделение и отделение управления, были забронированы 8 - 14,5 мм бронелистами. В 1940 году эти САУ вошли в состав 8-го тяжелого танкоистребительного дивизиона и принимали участие в боях во Франции в 1940 году, а также при вторжении вермахта в СССР в 1941 году. Стоит сказать, что в выпуске тягачей до конца 1944 года принимали участие предприятия фирм «Крупп» и «Шкода» (Skoda). Общий объем выпущенных 12-тонных тягачей составил 3450 экземпляров.
Заслуженной известностью в немецкой армии пользовался 18-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.9, разработанный конструкторами фирмы «FAMO» в 1936 году. Первая серийная модель имела фирменное обозначение «тип F1» и оснащалась 230-сильным двигателем «Майбах» HL 98. Эта тяжелая машина предназначалась к использованию в частях тяжелой и сверхтяжелой артиллерии, а также, оборудованная особым образом, в танковых частях в качестве ремонтно-эвакуационной. В 1939 году в серию пошел вариант «тип F3», который был оснащен новым, 250-сильным двигателем «Майбах» HL 108. В результате тягач без особых усилий мог буксировать наиболее тяжелый танк вермахта в то время - Pz-IV.
Артиллерийские тягачи обслуживали части, на вооружении которых находились 240-мм тяжелые пушки (24-cm K 3 и трофейные 24-cm K (t), 24-cm K 556(f)) и гаубицы (24-cm H 38/39), а также новейшие 210-мм пушки (21-cm K 39/40 и K 52), а после начала Восточной кампании - и 220-мм трофейные французские орудия (22-cm K 532(f).
Существовали следующие варианты этой машины: САУ с 88-мм зенитным орудием (8,8-cm Flak 37 auf Zugkraftwagen 18t), 6-тонный самоходный кран для понтонно-мостовых частей Sd.Kfz.9/1 (небольшое количество этих машин выпускалось вместе с базовым вариантом начиная с 1940 года) и 10-тонный кран, применявшийся как в ремонтно-технических частях, так и в инженерных войсках (Sd.Kfz.9/2). Наиболее интересным является вариант с 88-мм орудием (в 1940 году изготовлено 14 или 15 машин), переоборудованный по образцу САУ на базе 12-тонногого тягача. Эти машины также вошли в состав 8-го тяжелого танкоистребительного батальона и применялись в дальнейшем для борьбы с танками противника. Примерно к середине 1943 года 18-тонные тягачи потеряли свое прежнее значение в танковых частях - поступление на вооружение вермахта новых типов танков (имеются в виду Pz-V «Пантера» и Pz-VI «Тигр»), массой свыше 40-50 тонн, не позволяло с прежней эффективностью эвакуировать или доставлять поврежденные танки. В результате, начиная со второй половины 1943 года Sd.Kfz.9 в танковых войсках постепенно начинают заменять специализированными гусеничными бронированными машинами, созданными на танковой базе. Тем не менее, серийный выпуск 18-тонных тягачей продолжался вплоть до 1945 года. За это время было выпущено 2727 машин.
Еще одним полугусеничным тягачем в немецкой армии стал sWS (Schwerer Wehrmachtschlepper) - буквально «тяжелый тягач вермахта». Его разработка началась в 1942 году в конструкторском бюро фирмы «Бюссинг-НАГ». В соответствии с полученными указаниями, новый тягач предназначался для замены в войсках 5-тонных полугусеничных машин, которые не удовлетворяли в полной мере требованиям военных. В связи с этим разработчикам рекомендовалось максимально учесть полученный опыт войсковой эксплуатации полугусеничных тягачей в конструкции новой машины. Поэтому первые, появившиеся в конце 1943 года, серийные полугусеничные тягачи sWS имели тяговое усилие на буксирном крюке 8 тонн.
С начала 1944 года «тяжелые тягачи» начали поступать в войска. Однако к этому времени вермахт уже не проводил широких наступательных операций и немецкой армии гораздо в большей степени требовались боевые машины, нежели чем машины боевого обеспечения. По этой причине непосредственно во фронтовых мастерских часть тягачей была переоборудована в ЗСУ с 37-мм зенитными пушками (sWS mit 3,7-cm Flak 43). Еще некоторое число машин было переделано в самоходные 10-ствольные пусковые установки (ПУ) для запуска 150-мм неуправляемых реактивных снарядов. Что касается «чистых» тягачей, то они, несмотря на усилия конструкторов, не пользовались особой популярностью в войсках. Машина оказалась перетяжеленной и, как следствие, малоподвижной. Да и проходимость ее по пересеченной местности уступала 5-тонному тягачу Sd.Kfz.6. Впрочем, менять что-либо у немцев уже просто не было времени - к середине 1944 года вермахт пятился назад под ударами Красной армии и войск Западных союзников. В итоге общий выпуск sWS к моменту капитуляции Германии составил всего 825 машин.
История полугусеничных машин в немецкой армии была бы неполной без упоминания о созданной на базе грузовика повышенной проходимости «Маультир» фирмы «Опель» самоходной 10-ствольной установки для запуска 150-мм реактивных снарядов (армейское обозначение Sd.Kfz.4/1), а также машины подвоза боеприпасов (Sd.Kfz.4). Боевая машина представляла собой полностью забронированный противопульной/противоосколочной броней полугусеничный автомобиль «Маультир» на базе 2-тонного грузовика. В его кормовой части на поворотном основании была смонтирована 10-ствольная ПУ NW 41 для запуска 150-мм снарядов. Часть машин (все они поступили в войска СС) была вооружена 24-ствольными ПУ для запуска 82-мм реактивных снарядов (фактически - копии советских М-8). Всего с апреля 1943 года по март 1944 года было изготовлено 296 ПУ и 251 машина снабжения (имеются также другие данные, согласно которым немцы выпустили 319 ПУ и 289 транспортеров боеприпасов).
Помимо уже упоминавшихся полугусеничных бронетранспортеров немецкая армия еще до начала «Восточного похода» получила в свое распоряжение несколько типов полугусеничных бронированных машин. Первоначально была разработана машина управления батареей штурмовых орудий Sd.Kfz.253. Серийный выпуск этих машин начался в марте 1940 года и был завершен в июне 1941 года, накануне начала боевых действий против СССР. За это время в распоряжение артиллеристов поступило 285 машин.
Следом появился полугусеничный транспортер боеприпасов Sd.Kfz.252, который предназначался для обеспечения боеприпасами дивизионов и отдельных батарей штурмовых орудий. Согласно принятого штата, в составе дивизиона штурмовых орудий к середине 1941 года имелось 4 машины управления Sd.Kfz.253 и 3 транспортера боеприпасов Sd.Kfz.252. Серийное производство последних было развернуто в январе и завершилось в сентябре 1941 года после изготовления 413 машин.
История следующей боевой машины начинается в тогда еще свободной Австрии, армейское руководство которой в 1938 году заказало фирме «Заурер» артиллерийский тягач (первоначально обозначался RR-7/2) для имевшейся в единственном числе подвижной дивизии. После поглощения Австрии Германией работы над машиной были продолжены, но несколько в другом ракурсе - теперь новому заказчику требовалась броневая машина для ведения разведки. Стоит отметить, что разрабатываемый австрийцами образец изначально имел колесно-гусеничный движитель. Впрочем, новый заказчик в лице вермахта не выказывал особых возражений против этого. В июне 1940 года на заводе фирмы «Заурер» началась сборка первых серийных машин, получивших немецкое обозначение Sd.Kfz.254. Довольно сложная конструкция ходовой части отрицательно влияла на объемы выпуска этих машин, а проведенные в конце 1940 года маневры с участием колесно-гусеничных и полугусеничных боевых машин не показали каких-либо заметных преимуществ австрийской конструкции. Прямым следствием этого стало прекращение серийного выпуска машин фирмы «Заурер» в марте 1941 года (всего 128 штук) и выдача заказа фирме «Демаг» на разработку новой полугусеничной машины для разведывательных подразделений вермахта.
Полагаю, всего вышеизложенного достаточно, чтобы убедиться в нешуточной подготовке вермахта к ведению сухопутных операций. Примечательно, что в плане использования полугусеничной техники германская армия без сомнения была лидером в 1939-1945 годах. Впрочем, о полугусеничных боевых и транспортных машинах в составе вермахта написано немало. А вот о чисто гусеничных информации практически нет. Вот и попытаемся слегка приоткрыть эту тему.

VII

Когда речь заходит о чисто гусеничных тягачах или транспортных машинах немцев, большинство более - менее сведущих в этом вопросе людей начинают говорить о самом массовом (и потому наиболее известном) тягаче RSO (Raupenschlepper Ost). Действительно, размноженный в количестве более 28 тысяч экземпляров, этот тягач широко использовался немецко-фашистскими войсками и на Востоке, и на Западе.
Считается, что данная машина была разработана в инициативном порядке конструкторским бюро бывшей австрийской (опять эти австрийцы!) фирмы «Штейр» в 1942 году. Однако, судя по тому, что параллельно с ним шло создание и колесного тягача RSO (Radschlepper Ost) фирмой «Шкода» (в годы немецкой оккупации входила в состав фирмы «Порше»), такое предположение не соответствует действительности. Особенно с учетом того, что колесный тягач считался альтернативой гусеничному. О колесном тягаче выше уже рассказывалось, поэтому остановимся немного подробнее на гусеничном варианте.
Разработка гусеничного RSO была завершена довольно быстро, что позволило уже в 1942 году поставить его в серию. Его способность относительно легко преодолевать бездорожье и простота конструкции стали причиной того, что к производству тягача в скором времени были подключены некоторые фирмы, не связанные напрямую с выпуском боевой техники («Штейр», «Вандерер» (Wanderer), «Магирус» и другие). Серийные тягачи поступали во все рода войск гитлеровской армии, где применялись в основном в качестве транспортных машин для перевозки разнообразных грузов. Впрочем, значительное число тягачей применялось и в полевых войсках (в качестве легких артиллерийских тягачей) и в Люфтваффе. RSO мог буксировать 75-мм ПТО (7,5-cm Pak 40) либо зенитные орудия калибром не более 37-мм.
Неудачи вермахта в 1943 году и недостаток боевых машин привел к попытке создания на базе RSO противотанковой САУ с 75-мм ПТО (7,5-cm Pak 40/4). Модернизированная машина получила бронированную кабину управления, а в оставшемся практически без изменений кузове было размещено орудие со штатным щитом. В конце 1943 года была выпущена опытная серия этих САУ для войсковых испытаний (их появление было отмечено в начале 1944 года на Востоке в частях группы армий «Юг»). По имеющимся сведениям, было изготовлено всего 60 САУ данного типа. Малое количество этих машин объясняется весьма низкими характеристиками примененного шасси (естественно, применительно к боевым машинам). Так, максимальная скорость САУ не превышала 20 км/час, а защита расчета орудия была чисто символической. Немного позже для частей горных войск была выпущена малая серия (12 машин) ЗСУ на базе RSO. В кузове тягача на горном лафете размещалась 20-мм зенитная пушка (2-cm Flak 38).
Несмотря на неудачи с попытками создания боевых машин, в тыловых частях вермахта тягачи RSO пользовались заслуженной популярностью. Именно поэтому серийное производство этих машин продолжалось вплоть до капитуляции Германии в мае 1945 года.
И это все. Странно, по меньшей мере. Если для сравнения взять состав тягачей в РККА (по состоянию на 22 июня 1941 года), то сразу выясняется, что преобладающим типом тягача являются обычные сельскохозяйственные трактора (более 70 процентов от общего парка). Если обратиться к конкретным числовым данным, то выходит, что в РККА к указанной дате числилось 17,4 тыс. тракторов С-60 и С-65; 14,6 тыс. тракторов СТЗ-3 и СТЗ-5; 3,9 тыс. тракторов и тягачей других типов (включая транспортные тракторы С-2, трактора «Коммунар» и З-90). Специальных гусеничных артиллерийских тягачей насчитывалось около 9 тыс. штук, в том числе 6,7 тыс. «Комсомольцев»; 1,5 тыс. «Коминтернов»; 0,8 тыс. «Ворошиловцев». Общая численность тракторного парка РККА составляла на 22 июня 1941 года 44,9 тыс. тракторов и тягачей.
Это к тому, что Германия была, мягко говоря, не менее развитым государством, чем Советский Союз. И, следовательно, также выпускала трактора как для хозяйственных, так и для военных нужд. Вот только на это мало кто смотрит. Кроме того, а как быть с чисто гусеничными тягачами, поскольку известно, что еще до оккупации Чехословакии в ее армии имелось некоторое количество таких машин. Поскольку этот вопрос исследователями, как правило, игнорировался, попробуем сами разобраться в этом достаточно простом вопросе.
Еще в годы Первой мировой войны армиями наиболее развитых европейских государств начали довольно широко применяться различные транспортные средства (автомобили, тягачи, трактора) для решения широкого круга задач обеспечения боевых частей. Нас в данном конкретном случае интересует применение тракторов и тягачей в качестве средств тяги артиллерии, которая до этого традиционно обслуживалась конными упряжками. К примеру, в 1918 году во французской армии имелось 20 полков так называемой «тяжелой тракторной артиллерии». Франции же и принадлежит пальма первенства в выпуске грузовых автомашин (в 1914-1918 годах изготовлено 110 тыс. штук против 65 тыс. немецких).
В первые послевоенные годы в Германии работы по созданию тракторной техники велись под руководством Йозефа Фолльмера (Joseph Vollmer), который возглавил конструкторское бюро бывшего завода по производству авиадвигателей Пауля Подеуса (Paul Podeus) в Висмаре. Именно здесь в 1919 году был создан 45-сильный опытный трактор, получивший название «Raupenschlepper». В 1926-27 годах улучшенный вариант этой машины поступил в опытную эксплуатацию в рейхсвер. Для этого в рейхсвере были сформированы специальные подразделения - 2-я рота в составе 6-го автомобильного и 3-я рота в составе 7-го автомобильного батальонов. Одновременно в Германии появляются еще несколько фирм, специализирующихся на разработке тракторов как гражданского, так и военного назначения.
В их число входили «Гономаг» (HONOMAG), «Рейнметалл-Борзиг» (Rheinmetall-Borsig), LHW (Linke-Hoffman-Busch AG) и другие. Так, специалистами «Гономага» почти одновременно с Фолльмером был разработан 25-сильный трактор WD, а в 1924 году появился его усовершенствованный 50-сильный вариант (соответственно имели обозначение Z 25 и Z 50). А разработанный фирмой LHW (Linke-Hoffman-Werke AG - бывшая LHB) 50-сильный трактор с 1927 года поставлялся в рейхсвер, где использовался в качестве тягача для легкой полевой артиллерии. Ее дальнейшей разработкой стал созданный в 1932 году трактор «Боксер» (Boxer), находившийся в серийном производстве на заводе фирмы в Бреслау до конца 1944 года. Интересно, что в середине 30-х годов произошло слияние фирм LHW и отделения «Юнкерс» (Junkers) в Дессау. Вновь созданная компания получила название FAMO (Fahrzeug- und Motoren Werke GmbH). Она и стала основным производителем тракторов «Боксер». Трактор был оснащен 42-сильным двигателем и мог буксировать грузы массой до 4700 кг. Основная масса этих машин применялась немцами в составе инженерных войск (мостостроительные, дорожно-строительные войска, а также в полувоенных организациях, связанных с военным строительством).
FAMO и в дальнейшем оставалась одним из ведущих разработчиков гусеничных тракторов. Хотя еще одна модель - средний «Рюбецаль» (Rubezahl) была создана в 1932 году тогда еще специалистами LHW. Как и в случае с «Боксером», средний «Рюбецаль» был запущен в серию в 1932 году и выпускался по 1944 год. Это был 65-сильный трактор, способный буксировать прицеп весом 6200 кг (первые партии тракторов были оснащены двигателями мощностью 55 л.с.). Средний трактор «Рюбецаль» использовался военными преимущественно в артиллерийских частях - обычно он буксировал 15-cm sFH 18.
В 1940 году конструкторы FAMO завершили разработку тяжелого трактора, получившего название «Ризе» (Riese). Выпуск этих машин, оснащенных 100-сильным двигателем, был начат на сборочном заводе в Бреслау в том же году. Однако, в вермахте тяжелые «Ризе» не нашли широкого применения, поэтому с осени 1941 года немцы начали продавать их своим союзникам. То, относительно небольшое количество тракторов «Ризе», которые были приобретены вермахтом в 1940-1941 годах, применялись в частях артиллерии РГК для буксировки 105-мм пушек (10-cm K 18).
Кроме FAMO выпуск тракторов велся фирмами «Генрих Ланц АГ» (Heinrich Lanz AG), «Гономаг» и «Карл Каэлбле» (Karl Kaelble GmbH). Первая еще в 1921 году разработала модель «Ланц-Буллдог» (Lanz-Bulldog). С некоторыми усовершенствованиями трактора этого типа выпускались вплоть до капитуляции Германии в 1945 году. Общий объем выпуска тракторов «Ланц-Буллдог» составил 2427 штук. Данный трактор считался средним и оснащался 55-сильным двигателем. Военные использовали его, как и вышеупомянутый «Рюбецаль», в артиллерии (буксировка 15-cm sFH 18).
Несколько позже (в 1933 году) «Гономаг» приступила к производству 50-сильного среднего гусеничного трактора «К 50», ставшего в последующие годы наиболее массовым среди всех остальных. Он также поступал в части артиллерии РГК, где буксировал уже знакомые нам 15-cm sFH 18. Наконец, немного о тяжелом тракторе фирмы «Карл Каэлбле» - он был разработан в начале 1939 года и изначально предназначался для буксировки орудий тяжелой зенитной артиллерии. Имея 130-сильный двигатель, этот трактор являлся штатным средством для буксировки 105-мм зенитных орудий (10-cm Flak38 и Flak39), смонтированных на обычных колесных лафетах. Ближе к концу войны трактора «Каэлбле» можно было встретить и частях вермахта, где применялись в качестве тягачей тяжелой и сверхтяжелой артиллерии.
Стоит отметить, что выпуск гусеничных тракторов для нужд армии в Германии существенно уступал объемам производства полугусеничных тягачей, а с развертыванием серийного производства стандартного гусеничного тягача RSO, выпуск тракторов начал сокращаться. Это было связано с тем обстоятельством, что к выпуску RSO постепенно подключались заводы, ранее выпускавшие тракторную технику. Тем не менее, в 1942 году вермахт получил 2312 тракторов (из них 929 - это «К 50» фирмы «Гономаг»). В первой половине 1943 года выпуск гусеничных тракторов несколько возрос, однако со второго полугодия просматривается тенденция к сокращению количества этих машин. Так, уровень производства тракторов в 1943 году был запланирован в количестве 344 машины в месяц. Однако, в июле он составил 316 тракторов, а в августе упал еще больше - всего 199 штук.
С оккупацией Чехословакии немцам достались в числе других видов техники и некоторое количество гусеничных тягачей специальной постройки, а также обычные сельскохозяйственные трактора, которые в чехословацкой армии использовались в военных целях. Среди гусеничных тракторов наиболее массовыми были машины фирмы «Шкода» - легкий «Skoda MTH» и средний «Skoda STH». Первая машина немцами использовалась в частях и подразделениях понтонно-мостовых войск (там же можно было встретить и тяжелые трактора французской фирмы «Шнейдер»), а вторая - в качестве артиллерийского тягача для 150-мм гаубиц.
Специальные гусеничные тягачи для чехословацкой армии выпускала фирма «Прага». Они преимущественно поступали в части подвижных войск и после оккупации страны оказались в руках захватчиков. В вермахте эти машины получили название «Leichter Raupenschlepper Praga typ T3». Несмотря на то, что тягач был оснащен довольно мощным двигателем (70 л.с.), максимальный вес буксируемого прицепа не превышал 3000 кг. Впрочем, эти машины выпускались до момента оккупации Чехословакии, но с приходом немцев серийное производство их было свернуто. В результате, захватчикам досталось всего 126 тягачей «Прага Т3», ранее состоявших в частях чехословацкой армии.
Совсем иначе сложилась судьба другого гусеничного тягача - «Прага Т6». Он выпускался заводом фирмы ЧКД (CKD - Cescoslovenske Kolben Danek) и относился к классу тяжелых гусеничных артиллерийских тягачей. Серийный выпуск этих машин продолжался и после оккупации страны немецкими войсками. В результате, к сентябрю 1942 года общее количество переданных вермахту тягачей «Прага Т6» достигло 500 экземпляров, причем некоторое количество машин поступало также в части войск СС. В 1943 году ЧКД выпустила еще 188 тягачей. Производство их было свернуто только к середине 1944 года, после изготовления 73 машин (все поступили в части войск СС). У немцев тягачи «Прага Т6» носили обозначение «Schwere Raupenschlepper Praga typ T6». Имея 94-сильный двигатель тягач предназначался для буксировки тяжелых 150-мм гаубиц или 105-мм пушек.
Еще до оккупации Чехословакии на базе модели «Прага Т6» был создан усовершенствованный вариант «Прага Т7». Его главное отличие от прототипа - новый 112-сильный двигатель. Однако масса буксируемого прицепа для обоих вариантов была принята одинаковой - 6000 кг. Серийное производство тяжелых тягачей «Прага Т7» осуществлялось в период с 1938 по 1943 годы. Внешне обе модели мало различимы, поэтому не исключено, что указанное выше количество серийно выпущенных тягачей «Прага Т6» относится к общему числу изготовленных «Прага Т6» и «Прага Т7».
Для буксировки орудий артиллерии РГК в чехословацкой армии применялись тяжелые тягачи «Прага Т9», оснащенные 140-сильными двигателями. Они могли тянуть прицеп массой до 9500 кг. Впрочем, захваченные немцами машины применялись для буксировки прицепов и повозок массой до 15 тонн! Однако, несмотря на свои столь впечатляющие характеристики, «Прага Т9» не нашли широкого применения в вермахте - после оккупации Чехословакии выпуск этих машин был прекращен. В итоге, немцы довольствовались небольшим количеством этих машин, которое к моменту капитуляции Чехословакии составляло 76 экземпляров.