ОтСергей ЗыковОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата09.10.2004 13:40:03Найти в дереве
РубрикиПрочее; 1917-1939;Версия для печати

Бэтмобиль РККА



Статья из старой Химии-и-Жизни

М. МАРФИН

От Петровских ворот по направлению к звездам

Ни одна мысль, ни одна попытка,
ни одна неудача, ни одна ошибка
не остается без последствий. Все
это западает в умы людей, зреет
и развивается в них незаметно и
потом вдруг воплощается в новом
перевороте.
Д. И.Писарев

Автомобиль ГГС-1 и схема питания реактивных двигателей (план):
1 — камеры сгорания,
2 — баллоны с разбавленным бензином,
3 — бензонасос,
4 — баллоны со сжатым кислородом,
5 — распределитель кислорода,
6 — баллоны со сжатым азотом




Не уверен, что этот эпиграф так уж точно подходит к описываемым событиям полувековой (±10 лет) давности. И все же...
В один из летних дней 1926 года вдоль Петровского бульвара по направлению к Трубной площади с грохотом промчался двухколесный экипаж немыслимого устройства. Это будущий ГИРДовец, четырнадцатилетний Евгений Мошкин испытывал пороховой ракетный двигатель, сделанный им собственноручно и установленный на велосипеде.
На углу Крапивинского переулка двигатель взорвался. Испытатель отделался легкими ожогами и несколькими ссадинами.

Велосипед с ракетным двигателем не был первым мальчишеским и вместе с тем неординарным опытом Е. К. Мошкина. Двумя годами раньше он пробовал сжигать различные вещества в вольтовой дуге. Испытуемое вещество помещал в канал, выдолбленный в кирпиче, подводил электроды — из канала со свистом вырывался горячий пар. То, что собранный им аппарат представляет собой модель ракетного двигателя, Мошкин тогда не понимал... При этом не нужно думать, будто с раннего детства он бессознательно стремился только к ракетам. Совсем нет! Он посещал и радиомодельный кружок, и литературный, руководитель которого, будущий известный чтец, народный артист СССР Дмитрий Николаевич Журавлев, прочил ему успех чтеца-декламатора. Да и у родителей были скорее гуманитарные интересы: мать играла в самодеятельном театре, отец писал стихи, рисовал...

Может быть, в «профессиональной ориентации» Евгения Мошкина сыграла какую-то роль международная выставка летательных аппаратов, устроенная в Москве в 1927 году. Однако никакая выставка не в состоянии заменить общение с единомышленниками. Но где их искать? Ни о каких ракетомодельных кружках не могло быть и речи (первый такой кружок был создан Е. Л. Букшем в Краснодаре только в середине тридцатых годов). Скудный набор книг по реактивной технике, имевшийся в районной библиотеке, был уже прочитан. И тогда Мошкин пишет письмо К. Э. Циолковскому с просьбой прислать хоть какую-нибудь литературу по интересующей его теме. И Циолковский прислал юноше свою брошюру.

В 1931 году организуется знаменитая Группа по изучению реактивного движения (ГИРД), и Мошкин, услыхав об этом, немедленно отправляется к С. П. Королеву и Ф. А. Цандеру. Его принимают конструктором, не требуя диплома; «реактивное» образование ГИРДовцы получали самостоятельно, а общеинженерное — каждый по-своему. В цандеровской бригаде Е. К. Мошкин вел расчеты ракеты ГИРД-10, потом под руководством Л. С. Душкина отрабатывал огнеупорное покрытие жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) ОР-2. Участвовал он и в работе над новым топливом, представлявшим собой взвесь металлов в керосине.

В конце 1933 года московская ГИРД и ленинградская Газодинамическая лаборатория объединились в Реактивный научно-исследовательский институт. Здесь Е. К. Мошкин вел уже самостоятельные работы. В частности, им предложена идея непрогорающего двухкамерного двигателя. Две камеры сгорания, согласно этому проекту, должны были работать поочередно, а в «нерабочее время» — охлаждаться водой. И хотя масса такого двигателя была почти в два раза больше, чем у однокамерного, расчеты показывали, что двухкамерный двигатель мог бы быть... Техника пошла другим путем. Однако для нее же, для техники, чрезвычайно полезно время от времени вспоминать нереализованные идеи.
Общеинженерное образование Е. К. Мошкин получил на вечернем отделении вуза с уникальной аббревиатурой — МИМЭССХ. Расшифровывается она так: Московский институт механизации и электрификации социалистического сельского хозяйства. Но и тут Е. К. Мошкин остался самим собой. В 1939 г. в этом институте была собрана специальная комиссия, чтобы обсудить проект студента вечернего отделения Е. К. Мошкина, выполненный под руководством профессора Б. С. Фалькевича. Проект представлял собой полный расчет автомобиля с пятью двигателями. Кроме традиционного двигателя внутреннего сгорания (для движения по дорогам) машина была снабжена еще четырьмя ракетными двигателями, которые не только увеличивали скорость, но и позволяли перелетать через разного рода преграды.
Ракетные двигатели, подвешенные к раме нежестко, поворачивались в разные стороны. Автомобиль мог зависать в воздухе, если сопла были направлены вертикально вниз, или лететь со скоростью до 100 км/час в любую сторону. С включенными дополнительными двигателями он мог развить эту скорость (большую по тем временам) и на дороге, и в условиях бездорожья. Расчетный запас горючего для реактивных двигателей позволял машине пролетать по воздуху около трех километров.
Горючим для основного двигателя, естественно, был бензин. Но реактивные двигатели того времени работать на бензине не могли: теплотворная способность слишком велика, при горении развивается температура до 3500°С. ГИРДовские ракеты летали на этиловом спирте, при сгорании которого температура оставалась в пределах 2000°С Два разных топлива в одной машине — вариант явно не оптимальный, не говоря уж о тех проблемах, которые могли возникнуть, знай шофер, что в одном из баков плещется несколько десятков литров полноценного спирта. Мошкин предпочел бензин; реактивное топливо нужных кондиций получалось при смешении его с водой до такой степени, чтобы теплотворная способность уменьшилась до спиртовых величин.
И все же обойтись только бензином ракетные двигатели не могли. Нужен был окислитель — кислород. Его возили в баллонах. Но и это не все. Реактивные аппараты в то время довольно часто взрывались, обычно во время запуска или при остановке двигателя. При нестабильном нестационарном режиме работы двигателя вероятность образования взрывоопасной смеси горючего с окислителем возрастала. Ради безопасности экипажа в реактивной машине Мошкина была предусмотрена система разбавления горючей смеси азотом при запуске и остановке двигателя.

Авторитетная комиссия одобрила проект. В институтских мастерских начали делать экспериментальный образец. Внешне он должен был походить на армейский джип. А называлась машина ГГС-1. Почему единица — понятно, а буквы аббревиатуры полностью совпадали с «Ф. И. О.» будущей жены конструктора.

Реактивный автомобиль ГГС-1 так и не появился, другие машины пришлось рассчитывать Евгению Константиновичу, ныне доктору технических наук, автору первого в мире учебника по ЖРД «Расчет жидкостного реактивного двигателя» (1947 г.) и таких известных книг, как «Динамические процессы в ЖРД» (1964 г.), «Нестационарные процессы» (1970 г.), «Развитие отечественного ракетного двигателестроения» (1973 г.).

А к идее наземного реактивного транспортного средства, способного преодолеть чуть ли ни любые преграды, спустя много лет пришел, как ни странно, Василий Макарович Шукшин. Помните, как в фильме «Печки-лавочки» железнодорожный конструктор с авиационным уклоном авторитетно врал о разрабатываемой им системе «игрек» — железной дороге без мостов:
— Вот идет поезд, на пути — река... А моста нет,— заливал «конструктор».— Поезд плавненько поднимается в воздух, перелетает реку и снова опускается на рельсы.
Конечно, поезд и автомобиль не одно и то же, но принцип, принцип!..