ОтГлеб БараевОтветить на сообщение
КИгорь КуртуковОтветить по почте
Дата11.01.2005 22:45:00Найти в дереве
Рубрики1917-1939;Версия для печати

Ре: Непередвзятый взгляд.


>Неизвестно, насколько большевики сочли подтвердившимися слухи о связаых Моора с кайзеровскими спецслужбами.

В статье приводится пимьмо Г.Л.Шкловского к Ленину. А Шкловский располагал не слухами, а фактами. Какими - я скажу чуть ниже, когда буду приводить аргументы против Ваших конечных выводов в 2-х пунктах

>Здесь речи о связи с кайзеровскими спецслужбами идти не может. За отсутствием кайзера.

Кайзер действительно отсутсвовал. А вот оставшиеся от него спецслужбы никто не разгонял. Они продолжали действовать и в конце этой истории попытались использовать освобождение Радека для подталкивания РСФСР к азиатской авантюре, что частично было реализовано внедрением на советскую территорию бывших младотурецких вождей.

>>Предположение о том, что в момент получения денег от К.Моора большевикам не было известно о его связях с немецкими властями, находится в противоречии с известным делом газеты "Бернский часовой".
>
>Это натянутое предположение. Из текста статьи и предстваленных докумнетов с очевидностью вытекает, что:

>1. деньги принятые от Моора большевики считали частной ссудой от друга-марксиста.

>2. как только (сентябрь 1917) возникло подозрение (даже не уверенность) в кайзеровском происxождении денег, ссуды брать перестали.

>С другой стороны в статье никак не доказывается, а только намекается, что деньги у Моора были немецкие, а не свои. Впрочем вне зависимости от действительного происxождения денег, с точки зрения большевиков они немецкими не были.

Тут пора сказать о том, что осталось за пределами статьи.
С.Ляндрес рассчитывал на читателя, которому знакома публикация документов германского МИДа, сделанная З.Земаном в 1958 году. Именно эти документы устанавливали происхождение денежных средств К.Моора и именно по этим документам в 1963 году отождествил К.Моора как получателя этих средств О.Е.Шуйдекопф.
С.Ляндрес, публикуя собсвенное открытие, подробности открытий предшественников опустил, ориентируясь на информированного читателя. Более широкому освещению вопроса журнальный объем не способствовал, а в сводном виде все эти данные имеются в вышедшей в 1995 году книге С.Ляндреса (Semion Lyandres. The Bolsheviks' "German Gold" Revisited, The Carl Beck Papers, Pittsburg,1995), которую Вам усиленно рекомендую.

В любом случае, для понимания открытия С.Ляндреса необходимо знакомство с документальной публикацией З.Земана (Z.A.Zemann. Germany and Russian Revolution, Oxford University Press, Oxford, 1958).

Помимо указания на источник денежных средств К.Моора, эти документы позволяют понять, на чем основывался Г.Л.Шкловский, сообщая Ленину о Мооре как германском агенте.

Дело в том, что швейцарский социалист Ф.Платтен, сопровождавший Ленина и Ко в "опломбированном вагоне", сопроводил их до российской границы, куда его не пустили. Вернувшись в Швейцарию, Платтен сделал подробный доклад германскому посланнику в Берне Ромбергу, а последний препроводил запись этого доклада в Берлин.
В германском МИДе было отмечено заявление Платтена, что вновь прибывшим эмигрантам "не хватает средств для пропаганды, в то время как их противники имеют в распоряжении неограниченные средства"(Земан, с.53). Эта информация вызвала оживленную переписку германских дипломатов, по результатам которой К.Моор в Швейцарии вступил в переговоры с большевиком Шкловским и меньшевиком Аксельродом, причем темой переговоров было уже не само предоставление финансовой помощи, а то, под каким видом эту помощь лучше замаскировать (Земан, с.56). Поэтому неудивительно, что Шкловский, имея дело с Моором как с представителем германского правительства, определяя его как германского агента, руководствовался отнюдь не слухами, а конкретными фактами.

Что же касается сентябрьского случая с отклонением предложенных денег, то казус заключается в том, что принятин этих денег дало бы в руки политических противников большевиков прямое доказательство получения ленинцами германской денежной помощи, поскольку, ведя переговоры со Шкловским и Аксельродом, Моор в качестве аргумента за принятие денег сообщил каждому из них о наличии второго контрагента. Т.о., получи большевики в сентябре 1917 года деньги от Моора, П.Б.Аксельрод, с августа являвшийся лидером партии меньшевиков, имел все основания для официального и обоснованного обвинения большевиков в получении германских денег по хорошо известному ему каналу. К тому же, сам Моор и в этот раз избрал схему параллельного финансирования и, предлагая деньги большевикам, сообщил им, что из того же источника получает деньги Г.В.Плеханов. С одной стороны, очевидно был расчет, что источник средств оборонца Плеханова как бы вне подрзрений, с другой стороны создавалась ситуация, когда разоблачение об источнике денег могло поступить уже не только от Аксельрода, но и от Плеханова, если бы он действительно имел к этому источнику отношение.

С уважением, Глеб Бараев