ОтVoiceОтветить на сообщение
КPQОтветить по почте
Дата20.01.2005 14:16:50Найти в дереве
РубрикиСовременность; Флот;Версия для печати

Re: Да про


Статьи по теме:

США профинансируют утилизацию российской лодки
ВПК. 16:00:13,

Как сообщает "Военно-промышленный курьер", на Северном машиностроительном предприятии продолжается утилизация ПЛАРБ класса "Тайфун", выведенных из состава Северного флота. В настоящее время в плавучем доке "Сухона" завершается утилизация первой такой ПЛАРБ ТК-12, построенной в 1982 году.
Всего с 1981 по 1989 гг. СМП передал Северному флоту шесть "Тайфунов" (ТК-208 "Дмитрий Донской", ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17 "Архангельск" и ТК-20 "Северсталь").
Из-за нехватки средств на эксплуатацию и обслуживание этих лодок три из них были выведены из состава ВМФ: в 1996 г. - ТК-12 и ТК-202, в 1997 г. - ТК-13.
Сейчас готовится к утилизации вторая ПЛАРБ ТК-13, построенная в 1985 г. и находящаяся в одной из баз Северного флота. Работы профинансируют США в рамках межправительственной программы "Совместное уменьшение угрозы".

Поддержка от большой восьмерки
[11:42:31, 26 Октября 2004]
Газета "Звездочка"

В середине октября в Москве состоялось очередное заседание КЭГ (контрольно- экспертной группы), действующей при МАГАТЭ. В нем приняли участие представители стран большой восьмерки и ряда других, которые участвуют в международной программе Глобального партнерства.

Программа Глобального партнерства предусматривает международную помощь в решении вопросов утилизации атомных подводных лодок и сопутствующих экологических проблем. С российской стороны в числе экспертов принимал участие директор НИПТБ "Онега" доктор технических наук Владимир Никитин.

Первый вопрос, который подробно обсуждался на заседании, - утилизация АПЛ. Из 250 атомных подводных лодок, построенных в России, выведено из эксплуатации 195, из них 103 утилизировано. В течение этого года на восьми предприятиях будет утилизировано 18 подлодок: пять - за счет международной помощи.

На начало нового года число лодок, подлежащих утилизации, будет равно 83, из них 41 находится на Севере, 42 - на Дальнем Востоке. В следующем, 2005-м, процедуру утилизации пройдут 17 АПЛ. Правительство России установило срок: завершить утилизацию выведенных из эксплуатации лодок в 2010 году.

В год нужно утилизировать 15-18 лодок, а финансовые возможности России позволяют утилизировать 13. Это значит, что на остальные нужно привлекать средства международного сообщества. Технические возможности заводов позволяют утилизировать до 20 кораблей, однако все вопросы упираются в недостаток финансирования.

Еще год назад узким местом утилизации была выгрузка отработавшего ядерного топлива. В этом году базы выгрузки успешно справляются с задачей, зато остро встал вопрос буксировки АПЛ с места базирования к заводам утилизации. Эта проблема коснулась и "Звездочки". В конечном итоге вопрос решили, но проблема обеспечения безопасной буксировки или транспортировки АПЛ в будущем остается.

Какова же доля участия в разоружении стран-партнеров? На утилизацию российских кораблей Германия выделяет 360 тысяч евро, Канада - 220 тысяч, Великобритания - 200, Франция - 48 тысяч (планируется эту цифру увеличить), Италия - 430 тысяч, Япония - 100, Норвегия - 1 00, Россия - 600 тысяч евро.

До сих пор у некоторых из названных стран отсутствуют межправительственные соглашения, что не позволяет напрямую вкладывать средства в проекты по утилизации. Чтобы не сдерживать поток финансирования, создан международный экологический фонд "Северное измерение", куда многие страны уже перечислили деньги.

Сегодня создан стратегический план, в котором определены приоритетные направления финансирования. В плане - утилизация подводных лодок, реабилитация береговых баз, строительство объектов по обеспечению безопасности на разных этапах утилизации, переработка, транспортировка и хранение радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива. Для Северодвинска план интересен тем, что в числе важнейших приоритетов - реконструкция Ягринского моста. Сегодня в этом фонде находится 160 с лишним миллионов долларов, и они начнут реализовываться, а значит, будет решена и проблема моста.

Русский проект
Подводный флот России целенаправленно уничтожают
REGIONS.RU
Русский проект 941 "Акула" тяжелого атомного подводного крейсера был еще советским ответом в 70-х годах прошлого века на американскую аналогичную программу подводных ракетоносцев "Трайдент". Но если американские лодки имели 18 700 тонн водоизмещения, то наши "Акулы" - 49 800 тонн. Это больше, чем у авианосца "Адмирал Горшков".
Эти подводные ракетоносцы стали самыми большими в мире и занесены в Книгу рекордов Гиннесса. Специально для их постройки на Северном машиностроительном предприятии был построен самый большой крытый эллинг в мире. Однако именно из-за огромных размеров не было развернуто большое серийное производство "Акул". Всего с 1976 по 1989 год построено 6 таких тяжелых ракетных подводных крейсеров.
Их корпуса выполнены по типу катамарана. Длина "Акулы" - 172 метра, ширина - 23 метра, предельная глубина погружения - 500 метров, автономность плавания - 120 суток. Экипаж - 179 человек. На вооружении у подлодки состоит ракетный комплекс Р-19 из 20 твердотопливных, трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Весь боекомплект субмарина может выстрелить всего двумя залпами с глубины 55 метров.

Приказ о расформировании 18-й дивизии подводных лодок, которая дислоцируется на базе Северного флота Западная Лица, был подписан главкомом флота Владимиром Куроедовым еще в конце апреля. По словам бывшего главнокомандующего ВМФ России адмирала Игоря Касатонова, большую тревогу вызывает тот факт, что, не афишируя этого события, одну из далеко не самых старых подводных лодок проекта 941 "Акула" на год раньше срока отправили на утилизацию. Тенденция очевидна.
На другой подлодке аналогичного класса - "Северсталь" сегодня осталось всего 10 боеготовых ракет. И еще столько же пусковых шахт пустует.

Утилизация подводных ракетоносцев, как сообщает "Federal Post" со ссылкой на Независимую газету, ведется на деньги американских и канадских предпринимателей, которые работают вместе с российскими бизнесменами и высокопоставленными военными в этой сфере. На разделку каждой "Акулы" будет затрачено примерно 2 млн. долларов из российского бюджета. Но этих денег недостаточно для таких гигантов. Поэтому зарубежные компании выплачивают еще свыше 8 млн. долларов. При этом с каждой атомной субмарины получают сотни тонн меди, свинца, других весьма ценных цветных металлов. Вырученные от их продажи деньги позволяют полностью окупить утилизацию и получить немалую прибыль. Кроме того, по данным Счетной палаты, например, предприятие "Звездочка" не целевым образом использовало 75 миллионов рублей для утилизации АПЛ. И это нарушение, вероятно, только "вершина айсберга". Так что в российских условиях деньги от утилизации самым прямым образом влияют на значительное сокращение жизни ядерного подводного флота.
Эти атомные подводные лодки, оснащенные стратегическими ракетами, непосредственно обеспечивают ядерный паритет между Россией и США. Поэтому, считает адмирал Игорь Касатонов, главком ВМФ в одиночку не может утилизировать стратегический флот, "это дело высших государственных инстанций". Окончательно разрешить сомнения по этому поводу способны лишь президентские структуры. Но они молчат.

Не могут дать вразумительного разъяснения и в главном штабе ВМФ. Ссылаются на проведение каких-то работ на подлодке, а каких именно - никто не знает. Адмирал Игорь Касатонов поясняет: модернизация - дело вполне логичное. Но это не ликвидация целого класса стратегического вооружения.

Ликвидация российских подводных крейсеров коренным образом меняет равновесие стратегических сил в пользу США и НАТО. В настоящее время, по словам адмирала Геннадия Сучкова, США располагают 18 стратегическими подводными ядерными ракетоносцами. Восемь из них находится на базах в полной готовности и могут выйти в море по первому сигналу. Непосредственно в море на так называемой боевой службе постоянно находится 4-5 атомных ракетоносцев. К этому числу следует добавить две французские и одну английскую субмарину.
Им противостоят 14 субмарин российского ВМФ. Постоянно на боевом дежурстве находятся 1-2 подводных атомных ракетоносца. В 1990 году Советский Союз располагал 62 кораблями подобного класса.

Темпы ликвидации российской стратегической мощи на море продолжают нарастать, и в скором времени, считают специалисты, говорить о каком-либо соотношении стратегических сил на море вообще не представится возможным.