ОтPQОтветить на сообщение
КА.Никольский
Дата20.01.2005 14:14:08Найти в дереве
РубрикиСовременность; ВВС;Версия для печати

Кстати, Итоги работы компании "Сухой" по военным программам в 2004 году.


>индийские ВВС заявляют о тендере на 125 легких импортных истребителей, а мотор все испытвают. Впрочем, это типично для Индии.
>С уважением, А.Никольский

АХК "Сухой" является динамично развивающейся корпорацией. Объем выручки по компании "Сухой" в 2004 году составил свыше 1,5 млрд. дол. Доля экспорта в общем объеме продаж компании составила около 95 %, доля гражданской продукции в общем объеме продаж - около 5%.

В 2004 году АХК "Сухой" полностью выполнила намеченные планы по экспортным поставкам через "Рособоронэкспорт" заказанных боевых самолетов. Общее число поставленных на экспорт и министерству обороны России машин марки "Су" составило более 40.

Истребители типа Су-27/Су-30 продолжают оставаться крупнейшей статьей российского экспорта вооружений. В 2004 году на авиацию пришлось порядка 40% от общего объема военного экспорта, составившего около 5,6 млрд. дол. При этом корпорация "Сухой" при объеме экспортных поставок в 1,5 млрд дол обеспечила почти 70% общего объема экспорта российской авиатехники.

В АХК "Сухой" полагают, что в течение пяти ближайших лет будут заключены экспортные контракты на поставку до 150 боевых самолетов "Су" на общую сумму около 8 млрд дол. Этот прогноз обоснован и подкреплен реальными заявками заказчиков. Такие объемы обеспечат устойчивое развитие фирмы.

С 1996 по 2003 годы ФГУП "Рособоронэкспорт" заключило экспортные контракты на общую сумму свыше 12 млрд. дол на поставку боевых самолетов марки "Су" и производство их по лицензии за рубежом. Около 250 "Сухих" будут произведены в ближайшие годы за рубежом по лицензии при техническом содействии и непосредственном участии компании "Сухой". В одах заказчикам было поставлено около 140 самолетов марки "Су" (с учетом модернизированных машин для ВВС России).

За последние годы "Сухой" стал лидером российского авиапрома, укрепив свои позиции и в мировом рейтинге. В мировом производстве авиационной продукции на компанию сегодня приходится 14%, а в 2015 году будет приходиться 16%. На мировом авиационном рынке экспортная продукция "Сухого", включая лицензионное и совместное производство, составляет 25%. В предстоящее 10-летие "Сухой" планирует сохранить годовой объем экспортных поставок боевых самолетов на уровне от 1,2 до 1,5 млрд. дол.

По состоянию на текущий момент общий объем экспортных заказов на самолеты марки "Су", включая лицензионное производство, превышает сумму в 4 млрд дол.

В качестве перспективных рынков боевой и гражданской авиатехники АХК "Сухой" рассматривает регионы Южной и Юго-Восточной Азии, ряд стран Латинской Америки, Северной Африки и района Персидского залива. Перспективы компании на данных рынках военной авиации связаны в основном с наращиванием конкурентного преимущества в области многофункциональных боевых авиационных комплексов. По оценкам экспертов, данные регионы в ближайшее десятилетие могут стать ключевыми покупателями российской военной авиационной техники.

Безусловно, на перспективные планы в регионе ЮВА в некоторой степени может повлиять катастрофическое цунами, произошедшее 26 декабря 2004 года. Как считает в этой связи генеральный директор АХК "Сухой" Михаил Погосян, "с Индией у нас есть долгосрочная программа и вряд ли она претерпит изменения. Что же касается Таиланда и Индонезии, то, безусловно, какая-то корректировка планов оснащения ВВС этих стран современной авиационной техникой будет проведена. Но здесь следует подождать 2-3 месяца, когда масштабы трагедии будут реально оценены и правительства этих стран определятся со сроками решения возникших проблем. После этого, естественно, в какой-то мере будут уточняться и программы перевооружения ВВС этих стран. Но, по нашему мнению, тот задел, который нами создан в Таиланде и Индонезии, дает основание с уверенностью смотреть в будущее".

Большой проблемой для ряда российских компаний, занимающихся модернизацией ранее поставленной военной техники, является Израиль, активно действующий на рынке модернизации советской/российской техники. В этом плане у компании "Сухой", по словам М. Погосяна, проблем нет. "Мы успешно взаимодействуем с израильскими компаниями там, где этого требует рынок, в частности, по программе Су-30МКИ. У нас есть определенные наработки, касающихся других направлений сотрудничества по модернизации нашей авиатехники. А чисто израильские варианты модернизации российской авиатехники, по нашему мнению, не в полной мере соответствуют потребностям рынка, поэтому мы находим общие точки соприкосновения на тех направлениях, которые рынок принимает", - отметил он.

Существенным ресурсом для увеличения поставок корпорация "Сухой считает расширение сотрудничества со странами СНГ, прежде всего с Казахстаном, Украиной и Белоруссией. С этими странами ведется активная работа. "В этом плане чрезвычайно важно, чтобы мы не только вышли на уровень обеспечения текущей эксплуатации самолетов в этих странах, но и на формирование долгосрочных программ, направленных на модернизацию, продление ресурса, что обеспечит долгосрочное взаимодействие и переход к планированию нашего сотрудничества как минимум на среднесрочный период. Я думаю, что тесное взаимодействие в области эксплуатации техники, которая сегодня находится на вооружении стран СНГ, является хорошей предпосылкой для будущих закупок этими странами российской авиационной техники по планам модернизации национальных ВВС", - считает М.Погосян.

АХК "Сухой" рассчитывает также на увеличение доходов от самостоятельных поставок запасных частей и обслуживания ранее поставленных машин. В настоящее время проходят согласование с заказчиками новые контракты. Объем оказанных услуг в этом сегменте в 2003 г. составил 15 млн дол. В 2004 г. выполнены контракты на общую сумму в 135 млн дол, а в 2005 г. компания планирует выйти на уровень 170 млн дол. В 2004 г. в рамках ведения самостоятельной ВЭД проводилась работа по 10 прямым экспортным контрактам, в том числе с такими странами как Алжир, Беларусь, Китай, Индия и Казахстан.

АХК "Сухой" активно развивает связи с ВВС тех стран, которые эксплуатируют самолеты типа Су-22, Су-24, Су-25, Су-27 и Су-30. По оценке экспертов, потенциальный рынок сервисных услуг и запчастей для самолетов марки "Су" превышает 100 млн. дол в год. В 2015 году на послепродажный сервис будет приходиться примерно 10% всех объемов продаж компании. В соответствии с Государственной программой вооружения РФ компания "Сухой" проводит комплекс работ по модернизации самолетов строя и созданию перспективных авиационных комплексов в интересах ВВС России с использованием научно-технического задела, созданного в ходе реализации экспортных контрактов. В 2004 году завершен 1-й этап государственных испытаний самолета Су-27СМ, а также предварительный этап испытаний модернизированных самолетов строя Су-24М2 и Су-25СМ, начата доработка самолетов на серийных заводах КнААПО, НАПО и авиаремонтных заводах. Модернизация состоящих на вооружении фронтовой авиации авиационных комплексов марки "Су" позволит повысить их боевую эффективность в среднем на 50%. Проведен первый этап испытаний фронтового многофункционального ударного авиационного комплекса типа Су-34.

Комиссией Заказчика принят эскизный проект истребителя 5-го поколения. В Заключительном акте комиссии отмечается соответствие проекта выданным требованиям, в целом одобряются подходы к реализации его конструкции, аэродинамики, бортовых и радиоэлектронных систем и системы эксплуатации. Отмечена большая степень проработки проекта и получено значительное количество конструктивных предложений по ее углублению. В итоге принято решение о завершении этапа эскизного проекта и переходе к следующему этапу реализации программы.

С заключением трехлетнего контракта на поставку самолетов в ВВС России, компания в период до 2006 года передаст в состав вооруженных сил первый полк модернизированных самолетов Су-27СМ (36 машин). В 2004 году в ВВС РФ было передано 7 модернизированных Су-27СМ.

Как известно, принято решение удвоить объем финансирования российских ВВС начиная с 2006 года, увеличив их удельный вес в общей структуре оборонных расходов России примерно до 30%. Тем самым, как считают в корпорации "Сухой", будет обеспечено адекватное финансирование работ по приоритетным для ВВС России направлениям (модернизация самолетов Су-27, Су-24, Су-25, поставка ударного комплекса Су-34, работам по созданию истребителя 5-го поколения).

Как заявил в этой связи М.Погосян, "мы планируем в 2005 году существенно увеличить объемы поставок модернизированных самолетов Су-27СМ для ВВС РФ. Сейчас эти планы уточняются. С большим удовлетворением могу отметить те результаты, которые были достигнуты в 2004 году по модернизации самолетов по заказу ВВС РФ. Можно с уверенностью сказать, что та стратегия, которая была выбрана нами несколько лет назад совместно с ВВС в рамках программы модернизации авиационной техники, успешно реализуется".

В целом, по словам М.Погосяна, "2004 год можно рассматривать как этапный к переходу на более глубокую модернизацию авиационной техники".

Как отметил М.Погосян, "уже сейчас можно констатировать, что в перспективе постепенно внутренний заказ будет "подтягиваться" и станет сопоставим с экспортными поставками".