От | Роман Храпачевский |
К | All |
Дата | 18.08.2003 18:41:30 |
Рубрики | 11-19 век; |
Первое боестолкновение русских и маньчжур
Просто замечательное описание его дано в отписке Ерофея Павловича Хабарова якутскому воеводе (кстати у того примечательная немецко-татарская фамилия -) ) - там столько всякой информации о ведении русскими боя (психология, ТТХ оружия, тактика, ведение допросов, тщательный учет потерь и т.д. - много в общем всего), их политике освоения Сибири и т.п.
Краткий словарик для лучшего понимания:
Богдойцы - маньчжуры
царь Шамшакан - цинский император Шуньчжи
дючеры - одно из тунгусо-маньчжурских племен на Амуре
Никан - Китай, точнее Южный Китай
Август 1652 г. Из отписки приказного человека Е.П. Хабарова якутскому воеводе Д.А. Францбекову о походе по р. Амуру.
И в кои поры у нас драка была, и те богдоевы люди по полю все ездили и бою нашего з дауры смотрели, а к нам, казаком, не стреляли. И мы у тех ясырей про тех богдоевых людей роспрашивали: для чево де они, богдоевы люди, те приехали к вам, и много ли их, богдоевых людей? И тот ясырь сказал нам то: живут де у нас богдоевы люди по 50 человек беспрестани для ясаку и с товары до иных людей своих до перемены. И мы у тех баб роспрашивали: для чево де они с вами в городе не сидели и за вас они не приставали? И тот ясырь то сказывает: даурские де люди наши князья Гуйгудар с товарыщи взял их [в] город к собе на пособь, и они, богдоевые люди, то им сказали: «Гуйгудар! Нам де царь наш Шамшакан не велел с рускими людьми дратись».
И назавтрее тое драки те богдоевы люди послали к нам в город ис поля своего человека богдойского, и тот мужик пришел к нам в город к государьскому величеству честно, и стал говорить своим языком китайским. И у нас того языка не знаем, // тех толмачей нет, лише переводом те даурские бабы сказывают, что де наш царь Шамшакан нам с вами дратись не велел, наш царь Шамшакан [велел] нам с вами, с казаками, свидеться чесно. А у того мужика богдойского платье на нем камчатое все, и на голове у него малахай соболей. А про иное у него, мужика богдойсково, у нас ростолмачить некому, а тот мужик говорил с нами долго. И яз, Ярофейко, тому богдойскому мужику честь воздал, и подарки государевы давал, и отпустил ево, богдойскова мужика, честно в свою Богдойскую землю [...]
И марта в 24 день на утреной зоре сверх Амура-реки славные ударила сила и ис прикрыта на город Ачанской, на нас, казаков, сила богдойская, все люди конные и куячные. И наш казачей ясаул закричал в городе, Андрей Иванов служилой человек: «Братцы казаки! Ставайте наскоре и оболокайтесь в куяки крепкие!» И метались казаки на город в единых рубашках, на стену городовую. И мы, казаки, чаяли, ис пушек из оружия бьют казаки из города, ажно бьет из оружия // и ис пушек по нашему городу казачью войско богдойское. И мы, казаки, с ними, з богдойскими людьми, войским их, дрались из-за стены з зори и до сход солнца. И то войско богдойское на юрты казачьи пометались, и не дадут нам, казаком, в те поры протти через город. А богдойские люди знаменами стену городовую укрывали нашего. И у того нашего города вырубили они, богдойские люди, 3 звена стены сверху до земли. И ис того их великого войска богдойсково кличет князь Исиней царя богдойского и все войско богдойское: «Не жгите и не рубите казаков, емлите их, казаков, живьем!» И толмачи наши те речи князя Осенея услышали, и мне, Ярофейку, сказали. И услыша те речи у князя Осенея, и оболокали мы, казаки, все на ся куяки. И яз, Ярофейко, и служилые люди и вольные казаки помолились Спасу и пречистой владычице нашей Богородицы и угоднику христову Николе чудотворцу, и промеж собою прощались. И говорили то слово яз, Ярофейко, и ясаул Андрей Иванов и все наше войско казачье: «Умрем мы, братцы казаки, за веру крещеную, и постоим за дом Спаса и пречистая и Николы чудотворца, и порадеем мы, казаки, государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии, и помрем мы, казаки, все за один человек против государева недруга, а живы мы, казаки, в руки им, богдойским людем, мы, казаки, не дадимся!» И в те стены проломные стали скакать те люди богдоевы, и мы, казаки, прикатили тут на городовое проломное место пушку большую медную, и почали ис пушки по богдойскому войскому бити, и из мелково оружия учали стрелять из города, и из-ыных пушек железных бити ж стали по них, богдойских людях. Тут их, богдойских людей, и силу их всю божиею милостию и государьским счастьем и нашим радением их, собак, побили многих. И как они, богдои, от того нашего пушечного бою и от пролому отшатились прочь, и в та поры // выходили служилые и вольные охочие казаки 156 человек в куяках на выласку богдойским людям за город, а 50 человек осталося в городе. И как мы к ним, богдоем, на выласку вышли из города, я у них, богдоев, тут под городом приведены были 2 пушки железные. И божиею милостию и государьским счастием те 2 пушки мы, казаки, у них, богдойских людей, и у войского отшибли. И у которых у них, богдойских людей, у лутчих витинов, огнено оружие было, и тех людей мы побили и оружье у них взяли. А которые на выласке казаки 156 человек, и радеючи государю и помня крестное целованье, не щадя лица своего, против государевых недругов и дралися с ними, богдойскими людьми, мы, казаки, саблями. И божиею милостию и государьским счастьем и радением и промыслом твоим Дмитрей Андреевич да Осип Стефанович и мы, казаки, тех богдойских людей на выласке многих побили. И нападе на них, богдоев, страх великий божий, и милостию Спаса и пречистые владычицы Богородицы и святаго угодника христова Николы чудотворца, и покажися им сила наша несчетная, и все достальные богдоевы люди прочь от города и от нашего бою побежались врознь. И мы, казаки, у них, богдоев, языков переимали. Да у них же, богдоев, отбили мы, казаки, 830 лошадей з запасы хлебными. Да у них же, богдоев, отбили 17 пищалей скорострельных, а те их пищали по 3 ствола и по 4 ствола вместе, а замков у тех скорострельных пищалей нет. Да у них же отбили 2 пушки железные да 8 знамен богдойских.
И тех языков яз, Ярофейко, роспрашивал накрепко. И те языки в роспросе мялися. И стал говорить язык царя богдойского служилой человек Нюлгуцкого города, именем Кабышейка. И тот стал говорити:
Яз де вам скажу всю, казаком, свою правду, чево де таить про вас пришла де к нам весть осенесь, с усть Шингалу-реки приехали де дючерские // мужики в Нюлгуцкой город, и пришед де те дючерские мужики к нам, ко князю Исинею, да к Иведакамафе, да Тамфимафе, что де седят в том Нюлгуцком городе, посланы от царя богдойского посаженика от Учурды. И те дючерские мужики росплакались и говорят де, что де приехали руские люди и нашу де землю всю вывоевали и вырубили, и жен наших и детей в полон взяли, и мы де [с] своими людьми дючерскими и Дючерскою землею собиралися и на них ходили, на город напускали не на великие люди, да тут де нас мало не всех побили, и нам де против их стоять немошно, и вы нас обороняйтя, а не станите нас оборонять, и мы им станем ясак давать. И князь Исеней с товарыщи об том описывал в Надымны в город к царю Учурве, и посылали с отписками богдойского служилого человека, и ходил де месяц наскоре. А ходить из Нюлгуцкого города в тот город в Надымни степью в правую сторону. И на дороге, идучи мимо, 2 города, город первой Лабе, а другой город Тюмень, и те городы все каменные, а юрт в том городе по 1000-у, по 2 и по 3, а иные юрты каменные. И в том городе в Надымнах сидит царь Учурва, а посаженик тот царь Учурва царя богдойсково Шамшакана. И как тот служилой человек приехал от царя Учурвы, и прислал он грамоту, и велено де итти князю Исинею с товарыщи, и велено де собрать войско великое, и велел итти на вас, казаков, и вас, казаков, велел иных побити, а иных велел живых казаков взяти и к себе поставити в землю с оружьем вашим казачьем. А князь Исиней с товарыщи собирал войское свое наскоре из Нюлгуского города, пошло нас из Нюгуцкого города 600, а с нами было пушек 6, да 30 пищалей, да 12 пинарт. А пинарты глиняныя, а в тех пинартах порох кладен, а кладено порох в тех пинартах по пуду, и те де пинарты подносим // под стены городовые, и стены городовые и башни ломаем. Даур с нами было 500, да из Манзанокого улуса людей было с нами 420 человек, да дючеров было с нами со всей реки сот с 5 и больши. А тот де улус Манзинской стоит от нас на полудне от сего, и тот де улус на одной стороне реки, а юрт в улусе с 1000, а на другой стороне Шингалу против того улус стоит таков же. А ехали де мы из Нюлгуцкого города до ся мест 3 месяца на конех, а коней было у нас, имая с собою на 2-х человек 3 лошади. А от нашего де города стоит Нюлгуцкого города больше, а около де того города живут Мовгена сведенцы даурские люди и тунгусы. И те мужики хлеб пашут на царя Шамшаканаи овощи водят. И от того города Мавгена дорога в Богдойскую землю к царю Шамшакану. А яз де, мужик, родом Никанской земли. А наша де земля Никанская от Богдойской земли стоит на востоке, река де есть в нашей земли Бучен порубежная, а пала та река своим устьем в море. А людей по той реке много, а людям тем зов никаны, лица у них черные, бородаты. А другая де река есть неподалеку, имя ей Шунгуй, а по той де реке живут никаны ж многие люди, да город де на той реке стоит, а в том де городе живет царь никанской Зюлзей. Да иные де городы по той реке есть многие все каменные. А бережемся мы от богдойского царя, что де нас богдойской царь Шамшакан, никанских людей, в пределех воюет, а всей земли овладеть не можит, потому что та Никанская земля несказано велика. А никанской де царь ясаку никому не дает. Да в той же земли Никанской в нашей родится золота и серебро, и жемчуг в раковинах находят в реке, и каменье дорогое. Да в нашей де в Никанской земле родятся шелки розные, // а делают из шелков из тех камки и отласы и бархоты, а бумагу де хлопчатую сеют, а ис той бумаги делают кумачи.
И яз, Ярофейко, того мужика роспрашивал: при коковые де то золото и серебро месте родится? И тот мужик сказал:
Родится де то золото и серебро — есть де река, пала из болот, а впала устьем в море, а та река невелика, на той реке есть камень, и в том де каменю та золотая гора. А ломают ту руду золоту ломами железными, и у той де золотой руды стоит город каменной, да и служилые люди живут многие на той же реке пониже того камени. В той реке находят в раковинах жемчуг, да и серебро на той реке родится. Да и в-ыных местах в той Никанской земли серебро родится во многих местах, а золото родится в одном месте. И ис той де Ника[нс]кой земли во всей орде в Богдоеву землю золото и серебро и шелк и камки и всякие узорочья. А в-ыных землях яз де не слыхал про золото и про серебро, что родится, опроче Никанские земли.
И роспрося тех языков, круг того Ачанского города смекали, что побито богдоевых людей и силы их 676 человек наповал. А нашие силы казачьи от них легло, от богдоев, 10 человек — служилых двое да вольных казаков 8 человек. Да переранили нас, казаков, на той драке 78 человек, и те от ран оздоровели. И кого убили у нас, казаков, и кого переранили, тому роспись под сею отпискою [...]
(ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 30, № 104, лл. 271 об. – 273 об., 277 – 278 об., 281 – 281 об.
Опубликовано: «Русско-китайские отношения в XVII веке», т.1, «Наука», М. 1969)
http://rutenica.narod.ru/
Роман Храпачевский (18.08.2003 18:41:30)От | И. Кошкин |
К | |
Дата | 18.08.2003 21:27:01 |
Мда.
Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
Пришли, для начала построили местных, потом построили маньчжуров и начали активно взаимоассимилироваться. Землепроходцы))) И фамилия у мужика говорящая - Хабаров))) Кстати, в одноименном городе он действительно в колонтаре стоит.
И. Кошкин
И. Кошкин (18.08.2003 21:27:01)От | Михаил Денисов |
К | |
Дата | 18.08.2003 21:32:06 |
А ты обратил внимание на нюанс?
Манчжур-то они саблями однако запинали, а не огненным боем....и это при подавляющем численном превосходстве манчжур.
Михаил Денисов (18.08.2003 21:32:06)От | В. Кашин |
К | |
Дата | 19.08.2003 15:14:47 |
Да вроде из пушек активно били
Добрый день!
>Манчжур-то они саблями однако запинали, а не огненным боем....и это при подавляющем численном превосходстве манчжур.
Да вроде бы огненным боем тоже:
И мы, казаки, чаяли, ис пушек из оружия бьют казаки из города, ажно бьет из оружия // и ис пушек по нашему городу казачью войско богдойское.
а также :
И в те стены проломные стали скакать те люди богдоевы, и мы, казаки, прикатили тут на городовое проломное место пушку большую медную, и почали ис пушки по богдойскому войскому бити, и из мелково оружия учали стрелять из города, и из-ыных пушек железных бити ж стали по них, богдойских людях
С уважением, Василий Кашин
В. Кашин (19.08.2003 15:14:47)От | Михаил Денисов |
К | |
Дата | 19.08.2003 16:41:34 |
Сражение прекратилось после вылазки
Я не очень понял, ночной или нет, причем подчеркивается, что рубили саблями и захватили всякое стреляющее добро.
И после этого манчжуры "убояшеся".
Денисов
В. Кашин (19.08.2003 15:14:47)От | Роман Храпачевский |
К | |
Дата | 19.08.2003 16:39:09 |
В первом случае все наоборот
> И мы, казаки, чаяли, ис пушек из оружия бьют казаки из города, ажно бьет из оружия // и ис пушек по нашему городу казачью войско богдойское.
В современном переложении это пассаж будет звучать так: "И нам, казакам, показалось, из пушек и ружей бьют казаки, но били из ружей и из пушек по нашему укреплению казачьему войско маньчжур".
С уважением
http://rutenica.narod.ru/
Михаил Денисов (18.08.2003 21:32:06)От | Агент |
К | |
Дата | 18.08.2003 21:43:54 |
Re: А ты...
>Манчжур-то они саблями однако запинали, а не огненным боем....и это при подавляющем численном превосходстве манчжур.
Там большиство отряда ополчение местных племен - дауры и дючеры. Маньчжур всего 600 человек из двухтысячного войска.
Боеспособность однако и тех и других удивительно низкая.
Агент (18.08.2003 21:43:54)От | Mike |
К | |
Дата | 18.08.2003 21:51:12 |
Re: А ты...
>Там большиство отряда ополчение местных племен - дауры и дючеры. Маньчжур всего 600 человек из двухтысячного войска.
тем более, что никаких сведений из независимых источников, подтверждающих численность супостата нет. могут быть приписки.
>Боеспособность однако и тех и других удивительно низкая.
С уважением, Mike.
Mike (18.08.2003 21:51:12)От | Агент |
К | |
Дата | 18.08.2003 21:57:18 |
Re: А ты...
>>Там большиство отряда ополчение местных племен - дауры и дючеры. Маньчжур всего 600 человек из двухтысячного войска.
>
>тем более, что никаких сведений из независимых источников, подтверждающих численность супостата нет. могут быть приписки.
В китайских источниках все потверждено, ничего тут Хабаров не наврал
Агент (18.08.2003 21:57:18)От | Mike |
К | |
Дата | 18.08.2003 21:58:15 |
тогда дело другое! круто (-)
Агент (18.08.2003 21:43:54)От | И. Кошкин |
К | |
Дата | 18.08.2003 21:50:15 |
Это вполне естественно...
Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>>Манчжур-то они саблями однако запинали, а не огненным боем....и это при подавляющем численном превосходстве манчжур.
>
>Там большиство отряда ополчение местных племен - дауры и дючеры. Маньчжур всего 600 человек из двухтысячного войска.
>Боеспособность однако и тех и других удивительно низкая.
Все землепроходцы были удивительными отморозками. Христолюбивое казачество Дежнева ухитрялось давать прикурить даже чукчам))) Вот, кстати, где разыгрывались нстоящие противипиратские баталии - куда там японцам.
И. Кошкин
Роман Храпачевский (18.08.2003 18:41:30)От | Агент |
К | |
Дата | 18.08.2003 20:10:46 |
Re: Первое боестолкновение...
>И тех языков яз, Ярофейко, роспрашивал накрепко. И те языки в роспросе мялися. И стал говорить язык
Хорошая работа с языком :-)
Роман Храпачевский (18.08.2003 18:41:30)От | Бермедич |
К | |
Дата | 18.08.2003 18:54:45 |
Re: Первое боестолкновение...
Мое почтение
>Опубликовано: «Русско-китайские отношения в XVII веке», т.1, «Наука», М. 1969)
А там по Албазину есть что? Буду признателен ... :)
> http://rutenica.narod.ru/
Бермедич
Бермедич (18.08.2003 18:54:45)От | Роман Храпачевский |
К | |
Дата | 18.08.2003 18:56:04 |
Re: Первое боестолкновение...
>А там по Албазину есть что?
Есть конечно, это сборник по теме.
http://rutenica.narod.ru/