От | Kazak |
К | Kazak |
Дата | 29.09.2003 23:48:18 |
Рубрики | WWII; Флот; |
История подлодки есть на милитере. А вот и сам эпизод с потоплением.
27 ноября «Лембит» пошла в новый поход, на этот раз в район Мемеля (Клайпеда). Подводникам ставилась задача нарушить коммуникации врага, по которым он посылал подкрепления для своих войск в Прибалтику. Лембитовцы удачно минировали оживленный фарватер, а затем торпедным залпом потопили транспорт «Диршау», груженный артиллерией, автотранспортом и войсками. На выставленных лодкой минах подорвались 4 транспорта и тральщик «М-421».
В середине декабря, возвращаясь на свою базу и уже подходя к месту встречи с нашими кораблями сопровождения, [23] «Лембит» неожиданно столкнулась под водой с каким-то препятствием.
Экипаж ощутил резкий толчок, нос лодки приподнялся, что-то проскрежетало под килем, затем приподнялась корма и «Лембит», как бы перевалившись через какой-то крупный предмет, стала на ровный киль.
— Стоп моторы! Продуть среднюю! — скомандовал командир.
«Лембит» всплыла. За ее кормой растекалось большое масляное пятно, а на волнах колыхались обломки досок.
— Что бы это значило? Не свою ли лодку таранили?
Подошли корабли встречи и все сомнения рассеялись: наших лодок в этом районе не было. Лембитовцы не без основания предположили, что столкнулись с субмариной противника. Об этом, как положено, доложили по команде.
— А доказательства есть? — спросили в штабе.
Других доказательств, кроме свидетельства экипажа, не имелось. К докладу А. М. Матиясевича отнеслись по разному. Были и сторонники, и скептики. Поскольку с фронтов довольно часто сообщалось о примерах высшего проявления мужества нашими славными летчиками — таранных ударах в воздухе, на воде и на суше, а в ряде случаев такие же подвиги совершали танкисты против вражеских «тигров» и «пантер», то и столкновение «Лембит» окрестили подводным тараном. На первых порах, с чьей-то легкой руки, это выражение прижилось во флоте.
Ряды сторонников «тарана» значительно поредели, когда «Лембит» завели для осмотра и ремонтных работ в Свеаборгский док. У форштевня, на крышке торпедного аппарата правого борта виднелась одна... небольшая вмятина.
— Столкнулись с топляком{11}, а кричат о таране, — вслух заговорили скептики.
Еще одно обстоятельство сыграло негативную роль. Дело в том, что гидроакустики с «Лембит» и с финских катеров встречи не зафиксировали присутствие в этом районе чужой подлодки...
Но ничто не могло переубедить команду, что столкнулись они не с топляком, а с вражеской субмариной. В своем кругу какое-то время сожалели, что поспешили уйти с места катастрофы, не огляделись как следует, не убедили финских катерников хорошенько прослушать и пробомбить участок, и даже не догадались выловить из воды обломки досок, которые так похожи на бруски обрешетки палуб вражеских лодок... Немногочисленные сторонники тарана придерживались версии, будто «Лембит» врезалась в фашистскую лодку в момент изготовки ее к атаке на финские сторожевые катера. Они ссылались при этом на новую тактику гитлеровских подводников, которые получили специальную торпеду для поражения мелкосидящих целей.[24]
Kazak (29.09.2003 23:48:18)От | Бульдог |
К | |
Дата | 30.09.2003 10:12:31 |
а что за "финские катерники"? (-)
Бульдог (30.09.2003 10:12:31)От | Kazak |
К | |
Дата | 30.09.2003 14:28:49 |
Стренный вопрос - финские морские охотники.
Союзники:)
Kazak (30.09.2003 14:28:49)От | Бульдог |
К | |
Дата | 30.09.2003 15:44:28 |
Даже так?
вот о сотрудничестве, да еще на море - я не слышал. А есть где почитать?
Бульдог (30.09.2003 15:44:28)От | FVL1~01 |
К | |
Дата | 30.09.2003 17:47:15 |
Дык даже в официальной истории ДКБФ
И снова здравствуйте
в советское время было.
Фины даже потери понесли, от немцев. А на их порты базировались наши подлодки, молчу о совместном тралении
С уважением ФВЛ
FVL1~01 (30.09.2003 17:47:15)От | Бульдог |
К | |
Дата | 02.10.2003 11:53:42 |
интересно. Спасибо
но, судя по началу, даже лодки помогали выводить?
Бульдог (30.09.2003 15:44:28)От | Kazak |
К | |
Дата | 30.09.2003 17:10:00 |
Ничего другого не нашёл.
TANNE 0ST
Глеб ЛЕБЕДЕВ
профессор Санкт-Петербургского государственного университета
Маршал Маннергейм сменил Р. Рюти на посту президента Финляндии 1 августа 1944 года. 4 сентября финляндская правительственная делегация прибыла в Москву для мирных переговоров. А с 5 сентября войска Ленинградского и Карельского фронтов прекратили боевые действия против финской армии. Гитлеровская Германия потеряла своего северного союзника.
В это время командование вермахта разработало операцию "Танне Ост" ("Пихта Восток"), а 13 сентября приступило к десантированию германских сил на острова Аландского архипелага и остров Гогланд в Финском заливе. В первую очередь предполагалось занять именно Гогланд, запиравший Балтийскому флоту выход в море.
Гогланд (Сур-Саари), до 1939 года принадлежавший Финляндии, - крупнейший из островов в Финском заливе. Расположенный в самой широкой части акватории (40 км до финского и 55 - до эстонского побережья) с древних времен он служил главным морским ориентиром, возглавляя цепочку островов архипелага: Родшер, Малый и Большой Тютерсы, Соммерс, Лавенсаари (Мощный), Сескар (Котлин). С довоенных времен на острове сохранялись две старинные финские рыбачьи деревни Сууркюля и Кискинкюля. Занимались тут и приемом туристов. В 1934 году была проложена шоссейная "Длинная дорога" (5,8 км), построено казино, гостиницы, мощный мол в бухте Сууркюлялахти.
По условиям мирного договора, завершившего Зимнюю войну, Гогланд, как и остальные острова финской части архипелага, а также острова архипелага Бьёркезунд близ Выборга, были переданы СССР. В декабре 1941 года оставленный советскими войсками Гогланд заняли финны. Советский десант в первые дни 1942 года вернул его, но в конце марта финны, располагая превосходящими силами, опять выбили русских.
С 1 апреля 1942 года на острове дислоцировался 12-й полк береговой артиллерии финской армии (700 человек) под командованием майора Мартти Миеттанена. В течение трех лет Миеттанен непрерывно занимал своих солдат строительством береговых укреплений. Выбитые в скальном граните береговых мысов и возвышенностей траншеи, капониры, блиндажи, ходы сообщения, наблюдательные пункты опоясали все тридцатикилометровое побережье. Основные позиции береговой артиллерии защищали главную гавань острова - бухту Сууркюлялахти. Юго-восточный мыс Алттаркалниеми был оборудован позициями местного сельского ополчения.
Немецкая оперативно-штабная группировка с мощными силами береговой артиллерии базировалась на соседнем острове Большой Тютерс. В связке с Гогландом артиллерийские позиции обеспечивали полный контроль над фарватером Финского залива. Выход Финляндии из войны делал для вермахта жизненно важной задачей овладение Гогландом.
Десант вермахта численностью 3 тысячи человек на десятках морских судов подошел к Гогланду в ночь с 14 на 15 сентября 1944 года. Немцы не собирались штурмовать хорошо защищенную гавань Сууркюлялахти, а избрали для десантирования небольшую бухту Вариолахти на восточном побережье Гогланда.
Но майор Миеттанен предвидел такую возможность. Здесь была создана глубокоэшелонированная мощная оборона. Непрерывная от бухты Сюрхелилахти до мыса Вариониеми, она обеспечивала наблюдение, огневой контроль и управление с командного пункта.
В 1 час ночи, заметив подошедшие суда немцев, майор Миеттанен отдал приказ открыть огонь на поражение. Благодаря этому немцы смогли высадить на берег чуть более полторы тысячи солдат. Около 700 человек погибло и утонуло вместе с десантными кораблями, которые расстреляла финская береговая артиллерия. 155 солдат и офицеров вермахта погибли на берегу, 175 было ранено. Финны потеряли убитыми 37 человек. Бой продолжался до вечера 15 сентября. Уцелевшие немецкие корабли отошли к Тютерсам, а оставшиеся на берегу немцы сложили оружие.
Через три дня, 19 сентября 1944 года, в день подписания Соглашения о перемирии между Советским Союзом и Финляндией майор Миеттанен передал немецких военнопленных советским воинским частям, и финские солдаты покинули остров. 20 сентября морская пехота Балтийского флота с торпедных катеров высадилась на острове Большой Тютерс, спешно покинутый немцами. С 23 сентября советские силы развернулись на Гогланде: шла Таллинская операция Ленинградского фронта. 25 сентября Балтийский флот приступил к освобождению архипелага Моонзунд.
"Танне Ост" на Гогланде - уникальная страница в истории второй мировой войны: единственное сражение финской армии с вермахтом, где финны одержали верх при более чем четырехкратном превосходстве противника. Эта победа заставляет отдать должное боевому мастерству финских солдат и их командира Мартти Миеттанена.
Kazak (29.09.2003 23:48:18)От | Kazak |
К | |
Дата | 29.09.2003 23:56:42 |
Забавно.
А в таблице потопленных кораблей стоит:
XII 1944 Район о. Утё Подводная лодка «U -479» 700 Столкновение
Kazak (29.09.2003 23:56:42)От | Kazak |
К | |
Дата | 30.09.2003 00:00:41 |
Командир подлодки уверен, что таран БЫЛ.
Было почти совсем темно и, кроме белых гребней волн, ничего не видно. Акустик Гипп еще и еще раз внимательно прослушал горизонт, никаких посторонних шумов не было слышно. - По местам стоять к всплытию! Свежий юго-западный ветер срывал с гребней брызги, сквозь густые облака проглядывали звезды. Когда запустили дизели, мы услышали едкое-то дребезжание в ограждении рубки. Штурмана Митрофанова я послал осмотреть надстройка. Оказалось, что тонкие листы палубы носовой части лодки и обшивки ограждения рубки вмяты внутрь и в нескольких местах разорваны. Вот что значит торпедный залп с предельно малой дистанции. После войны по иностранным источникам установили, что потопленный нами транспорт водоизмещением около 5 тысяч тонн назывался "Диршау". На минном заграждении подорвались и затонули транспорты "Эберхард", "Лютьехорн" и тральщик М-421. Подорвались и получили большие повреждения транспорты "Элие" и "Эйхеберг".
Возвращаясь в базу, получили предупреждение о том, что в районе встречи с нашими катерами обнаружена подводная лодка противника. Мы сообщили о времени подхода к точке встречи. Из предосторожности курс проложили западнее обычного, рассчитывая подойти к опушке шхер, а затем лечь на курс 90 градусов и следовать до фарватера, ведущего в шхеры. Когда в перископ была отчетливо видна линия прибоя и до момента поворота на курс 90 градусов оставалось 2-3 минуты, а эхолот показывал большую глубину под килем, внезапно лодка стукнулась о какой-то подводный предмет. Было такое ощущение, что она на мгновение остановилась, образовался дифферент на корму, под килем заскрежетало, эхолот показал "О", затем дифферент стремительно пошел на нос и лодка как будто отцепилась от какого-то податливого предмета. Эхолот продолжал непрерывно работать и показывал 30-32 метра под килем.
- Стоп моторы! Продуть среднюю!
Как только рубка показалась из воды, я моментально отдраил рубочный люк и выскочил на мостик. Вслед за мной вышли на мостик штурман Митрофанов и сигнальщик Корниенко. По корме лодки мы увидели большое масляное пятно и невдалеке две короткие ломаные доски. На курсовом угле 90 градусов правого борта в нескольких кабельтовых лежал в дрейфе военный катер, а вдали почти на траверзе маяка Утэ виден был второй такой же катер. Заметив лодку, катера двинулись к нам. Мы дали ход и легли на сближение. Как впоследствии мне говорили сигнальщик и штурман, лицо мое было белым, как бумага. А мне в то время думалось, что, может быть, мы ударили свою подводную лодку, которую катера выводили в море.
Сблизившись с первым катером, увидели на нем нашего переводчика лейтенанта Палкина. Митрофанов прокричал:
- Кого выводили?
- Никого не выводили, вас встречаем,- ответил Палкин. Тут кровь прилила к лицу и я обрел дар речи. Значит, то была фашистская лодка. Катер послали прослушать и осмотреть место, где произошло столкновение. Вскоре он вернулся. На поверхности воды, кроме масляного пятна, покрывавшегб большое пространство и сгладившего гребни волн, и Двух обломков досок, похожих на палубный обрёшетник немецких подводных лодок, ничего не обнаружили. Акустика на катерах была далека от совершенства, крупная волна, идущая с моря и опушки шхер, создавала такой шум, что никакие посторонние звуки не прослушивались. Вслед за катерами мы пошли в базу. О случае столкновения записали в вахтенный и навигационный журналы. На мостике собрались лейтенант Можаренко, старпом Михайлов, Ошерович, Митрофанов, все высказывали свое мнение о случившемся.
Мы не сомневались, что столкновение произошло с неприятельской подводной лодкой, о которой получили предупреждение.
Она, по-видимому, ходила вдоль шхер, и наши курсы пересеклись.
Много лет спустя, анализируя опубликованные списки потерь гитлеровского подводного флота и сопоставив время, место и указание о причине гибели, установили, что мы потопили подводную лодку У-479. У нашей лодки был крепкий стальной фор-штевень и литой чугунный киль. Удара столь мощного тарана оказалось достаточно, чтобы подводная лодка противника не смогла больше всплыть. У "Лембита" в то время никаких видимых повреждений мы не обнаружили, для этого требовался доковый осмотр.
http://www.submarina.ru/vek.php?8
Kazak (30.09.2003 00:00:41)От | Kazak |
К | |
Дата | 30.09.2003 00:03:51 |
Ну и на последок.
В 13.48 14.12 зап. о. Утё (в точке 59°43'0 с.ш./21°19'6 в.д.) следуя в подводном положении на глубине 20-30 м (глубина моря по карте 60 м), ПЛ ударилась о подводный предмет (по всей вероятности остов затонувшего судна), получив при этом незначительные повреждения легкого корпуса. Версия о случайном столкновении с герм. ПЛ «U 479" не подтверждается заруб, данными. Герм. ПЛ вышла на позицию сев. -зап. о. Осмусаар 27.10.1944, откуда в последний раз выходила на связь 15.11.1944. В связи с истечением срока автономности 12.12.1944 ПЛ объявлена пропавшей без вести. Наиболее вероятная причина гибели «U 479» - подрыв на герм. или сов. минных заграждениях в устье Финского залива. 15.12 ПЛ прибыла в Турку. 16.12 перешла в Хельсинки, где прошла доковый ремонт;