ОтАлекс Антонов
КAlex Medvedev
Дата19.10.2003 18:00:58
РубрикиWWII; Стрелковое оружие; Артиллерия;

Re: Продолжение будет.


>>4.) Конечно лучшим вариантом был бы переход на бОльший калибр в середине 30-х, но к пониманию необходимости такого перехода мы пришли только в конце 30-х,
>
>О необходимости перейти на больший калибр (107мм например) вследствии недостаточности 76мм для действия по укрытиям, говорили еще после русско-японской войны.

Еще во время русско-японской войны заговорили о том что очень нужна 76 мм граната и что действие по укрытиям шрапнели фактически равно нулю. Впрочем разговоры разговорами, а к началу Первой мировой львиное большинство имевшихся 76 мм выстрелов были шрапнелями.
Ну а то что после русско-японской как вы говорите заговорили о необходимости перехода в дивизионной пушечной артиллерии с 76 мм на 107 мм калибр... это очень интересно. Вы могли бы процитировать так говоривших?

>Но не смогли. Так что хорошо хотеть быть богатым и здоровым...

Оснастить к началу Первой мировой полевую артиллерию полностью по штату (в том числе и 107, 122, 152 мм орудиями новых типов) смогли, а вот отказаться от трехдюймовки не смогли. Загадка.
О влиянии на умы наших артиллеристов тогдашних французских взглядов вы слыхали? А то ведь к началу Первой мировой Франция уж точно не являлась бедной страной, в полевой же артиллерии Франции наблюдалось почти абсолютное господство "великолепной 75 миллиметровки". Вы в курсе почему?

Алекс Антонов (19.10.2003 18:00:58)
ОтAlex Medvedev
К
Дата19.10.2003 18:34:31

Re: Продолжение будет.


> Ну а то что после русско-японской как вы говорите заговорили о необходимости перехода в дивизионной пушечной артиллерии с 76 мм на 107 мм калибр... это очень интересно. Вы могли бы процитировать так говоривших?

Для боевого испытания материальной части скорострельной артиллерии в августе 1900 г. была отправлена на Дальний Восток, в район военных действий, 2-я батарея гвардейского стрелкового артиллерийского дивизиона, вооруженная 3-дюймовыми полевыми скорострельными пушками системы Путиловских заводов. Батарея эта участвовала в четырех экспедициях: две — в равнине Печили, одна — в горах и песчаных степях Монголии и последняя — в горах восточной Маньчжурии. Всего походом было пройдено около 3554 верст по самому разнообразному грунту и при изменениях температуры от 35 до 22 градусов по Реомюру, причем некоторые переходы доходили до 60 верст в сутки. В продолжение всего этого времени батарея действовала огнем 11 раз и сделала 389 боевых выстрелов, стреляла по пехоте, кавалерии, по фанзам и по укреплениям, на дистанциях от картечного выстрела до 1000 сажень, причем действие огня, а также наблюдения за разрывами снарядов оказались удачными. Результаты произведенного боевого испытания материальной части 3-дюймовой полевой скорострельной артиллерии образца 1900 г. в общем следовало признать вполне удовлетворительными, в особенности если принять во внимание крайне тяжелые условия похода, время года и спешность сформирования батареи из имевшихся в наличности предметов материальной части. К сожалению, опыт обстреливания фанз и укреплений производился против противника малостойкого и не выявил своевременно недостатков принятого нами снаряда, а именно односторонности его. Мы хотели достигнуть простоты снабжения и приняли снаряд, который должен был действовать против открытых войск и против закрытий, ставя в последнем случае трубку на удар. Но при этом была упущена из виду недостаточность разрывного снаряда. Отсюда, прекрасно действуя по открытым целям, снаряд [129] наш оказался малодейственным для разрушения закрытий, например, фанз, заборов, стенок, брустверов. В марте 1902 г. отпущены необходимые денежные средства для перевооружения батарей второй очереди. Заказы исполнялись на наших заводах. Работа перевооружения шла настолько успешно, что во время Русско-японской войны вся наша артиллерия, за исключением нескольких Сибирских батарей, была скорострельная. В то же время был выработан тип скорострельной горной пушки, тоже оказавшийся весьма удачным.

Несмотря на превосходство нашего орудия над японским, мы сделали ошибку, приняв только одного типа снаряд — шрапнель, надеясь, что поставленная на удар наша шрапнель даст достаточно разрушительное действие. На практике это оказалось малодейственным, и мы тяжело поплатились, не имея возможности в должной степени подготовлять атаку местных поселений, занятых японцами, в то время как японцы, подготовляя атаку на селения, нами занятые, разрушали их самым действительным образом. Примеры изложены в описании сражения под Мукденом. В инструкции для действия японских войск армии Куроки (в октябре 1904 г.), между прочим, значилось относительно нашего артиллерийского огня: «у неприятеля, по-видимому, нет гранат. Его шрапнель малодействительна. Даже осколки ее наносят слабый удар, так как стенки ее слабы» (Русский инвалид, 1906, № 109). [264]


"Орудия наши оказались вполне хорошими. Но шрапнель, прекрасно действуя по открытым местам и людям, оказалась непригодной для действий по целям закрытым, земляным укреплениям, глинобитным стенкам. Как указано выше, артиллерийская подготовка против, например, китайских селений, занятых японцами, не имела должного результата (стенки снаряда слишком тонки, а разрывной снаряд слишком мал). Поэтому настоятельно необходимо скорейшее введение в нашу артиллерию второго типа снаряда с достаточным фугасным действием. Но ввиду малого калибра этого снаряда действие его все же не будет достаточное для разрушения преград, кои ныне быстро созидаются на позициях и носят характер временных укреплений, а не полевых (сильные блиндажи, толстые насыпи, несколько рядов искусственных препятствий). Для подготовки атаки на такие укрепления и для скорейшего результата при действиях против местных предметов весьма полезно иметь полевые гаубицы выработанного [471] ныне типа. Эти гаубицы, числом 24, можно свести тоже в двухбатарейный полк и придать к корпусу в виде корпусной артиллерии. Наконец, при каждой армии необходимо иметь легкий осадный парк для содействия при овладении различными опорными пунктами и укреплениями как долговременного, так и временного характера. "

Куропаткин Александр Николаевич
Русско-японская война, 1904-1905: Итоги войны



> О влиянии на умы наших артиллеристов тогдашних французских взглядов вы слыхали? А то ведь к началу Первой мировой Франция уж точно не являлась бедной страной, в полевой же артиллерии Франции наблюдалось почти абсолютное господство "великолепной 75 миллиметровки". Вы в курсе почему?

Потому что не ожидали что будующая война окажется окопной войной...

Alex Medvedev (19.10.2003 18:34:31)
ОтАлекс Антонов
К
Дата19.10.2003 22:43:20

Re: Продолжение будет.


В представленной цитате есть выводы о том что дивизионным пушкам необходимы не только шрапнели но и гранаты и что в дивизии необходимо иметь не только пушки но и легкие полевые гаубицы (естественно бОльшего чем у пушек калибра). Однако не пойму где вы углядели вывод о том что необходимо отказаться от трехдюймовки заменив ее на пушечную артсистему бОльшего калибра.

>Потому что не ожидали что будующая война окажется окопной войной...

...попадет в "позиционный тупик". Собственно из результатов русско-японской этого и не следовало ожидать. По этому по итогам русско-японской от дивизионных пушек отказываться не собирались, как впрочем и в середине-конце 30-х годов.

Алекс Антонов (19.10.2003 22:43:20)
ОтAlex Medvedev
К
Дата20.10.2003 09:24:39

Re: Продолжение будет.



>Однако не пойму где вы углядели вывод о том что необходимо отказаться от трехдюймовки заменив ее на пушечную артсистему бОльшего калибра.

"Но ввиду малого калибра этого снаряда действие его все же не будет достаточное для разрушения преград"

Т.е. прекрасно понимали, что из-за малого калибра ввсе равно не будет нужной эффективности. А трехдюймовка считалась скорострельным орудием, а не универсальным.