От | Кот Базилио |
К | объект 925 |
Дата | 30.09.2004 12:17:30 |
Рубрики | Современность; Армия; |
Или вот:
Котское приветствие!
Военные расходы России в новом году составят 471 млрд рублей, а с учетом социальных выплат - 573 млрд. Такие суммы заложены в бюджете 2005 года, который в среду предстоит рассмотреть депутатам Госдумы. Таким образом, рост реальных военных расходов составит 27,6%. Некоторые эксперты, увидев эти цифры, уже назвали бюджет-2005 "милитаристским", впрочем, сами военные говорят, что в соотношении с ВВП расходы не возросли - они по-прежнему составляют 2,6 - 2,7% ВВП.
"Предусмотренные в проекте бюджета на будущий год средства позволяют обеспечить потребности Вооруженных сил на минимально необходимом уровне, но при одном "если", - заявил во время обсуждения параметров бюджета у президента Владимира Путина министр обороны Сергей Иванов, - если не произойдет рост цен и тарифов на услуги естественных монополий сверх запланированного уровня, что, кстати, из года в год и происходит. В этих условиях говорить о модернизации вооруженных сил не приходится".
"Мы поддерживаем увеличение соответствующих статей в федеральном бюджете, - прокомментировал поступивший в парламент бюджет вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин. - В 2005 году нужды обороны, безопасности и правоохранительной деятельности будут удовлетворены полнее, чем сегодня: в проекте бюджета планируется рост реальных расходов более чем на четверть. Для военных прирост составит 28%, для МВД и ФСБ -- 26%.
Пехтин представляет главенствующую в Думе фракцию "Единая Россия", поэтому ожидать, что статьи на безопасность и оборону по ходу обсуждения бюджета, "съежатся", не приходится. Скорее, депутаты могут предложить еще больше нарастить их, особенно учитывая последние события: ЧП на Рижской и Каширке, взрывы самолетов и страшный теракт в Беслане. Да и сам Пехтин, говоря о росте военных расходов, упоминал "последние трагические события". Правда, президент Владимир Путин уже попросил депутатов не спешить с увеличением расходов на оборону. По мнению главы государства, денег для армии и так достаточно, а выдавать ничем неподкрепленные дивиденды и обещания бессмысленно.
Новый военный бюджет страны наследует от своего предшественника - бюджета 2004 года, - не только тенденцию роста расходных статей (с 1999 года бюджет Минобороны вырос в более чем 3 раза.), но и стал еще более открытым (не отсюда ли разговоры о милитаризации экономики?). Так, например, в 2003 году военнослужащие и военные пенсионеры впервые узнали, сколько реально стоит их продовольственный паек, сколько денег расходуется на медицинское и вещевое обеспечение. А уже к 2005 году, вняв критике, военные решились рассекретить базовые для безопасности страны направления расходов: поступивший в парламент бюджет: например, на Вооруженные силы отводится 384,043 млрд, что на 21, 3% больше, чем в бюджете-2004. При этом на мобилизационную и вневойсковую подготовку выделено 1,895 млрд; на мобилизационную подготовку экономики страны - 3,5 млрд; на подготовку и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности - 61,1 млн. рублей (на 4 % меньше, чем в 2004 году); на ядерно-оружейный комплекс - 8,693 млрд; на реализацию международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества - 6,231 млрд; на прикладные научные исследования в области национальной обороны - 81,175 млрд и на другие вопросы в области национальной обороны - 43,534 млрд рублей.
Сообщается также, что на органы безопасности выделяется 61,863 млрд рублей (на 27,7 % больше, чем в 2004 году), а на научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности 3,190 млрд. рублей ( + 22,3 %). На МВД - 149,507 млрд. рублей (+ 14,5 %). Из них органам внутренних дел предназначается 119,973 млрд., а внутренним войскам - 23,893.
Особенно любопытными в этой части могут считаться три статьи: мобилизационная и вневойсковая подготовка, мобилизационная подготовка экономики и ядерно-оружейный комплекс. Дело в том, что они наиболее полно характеризуют задачи, стоящие перед государством в области обеспечения безопасности и имеют весьма отдаленные по времени исполнения результаты. При обсуждении прошлых военных бюджетов, военным часто ставилось вину то, что ни о какой перспективе речи не шло. Армия получала деньги на покрытие текущих расходов: денежное довольствие, материально-техническое обеспечение, закупку единичных образцов техники. В военных расходах 2005 года впервые появились долговременные инвестиции.
В "Актуальных задачах развития Вооруженных сил" -- основополагающем документе, определяющем строительство современной армии и флота сказано, что в современных условиях российская армия не в состоянии по всему "фронту" одновременно защищать территорию государства. Поэтому в рамках военной реформы решено создавать части постоянной боевой готовности, способные в короткий срок быть переброшенными в тот или иной район страны, где, доукомплектованные местными подразделениями и резервистами, они смогут оказать действенное противодействие противнику.
Подготовкой резервистов, или как их еще называют в военной среде - "партизан", в Минобороны всерьез озаботилось несколько лет назад. Именно тогда и встал вопрос - если они нужны армии, то из каких средств финансировать их переподготовку, как компенсировать людям вынужденное отсутствие по месту постоянной работы, да и вообще сделать популярными эти самые военные сборы, чтобы народ не бегал от них, а как в той же Америке, наоборот стремился их пройти. До последнего времени деньги на эту "популяризацию" выделяли из средств, отведенных на боевую подготовку армии. В общем, не много. Отсюда и крайне вялый процесс работы с резервистами. В бюджете 2005 года, впервые, эти деньги пойдут отдельной строкой. Значит, в следующем году процесс переподготовки резервистов будет носить не спонтанный характер в рамках отдельных учений ВС, а станет плановым.
Не менее показательна в этом плане и статья расходов на мобилизационную подготовку экономики. Например, в 2002 году на 2,3 тыс. предприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, было выделено 0,5 млрд. рублей. Сегодня количество таких предприятий не превышает 1300. Зато средств на них выделяется почти в 16 раз больше - 3,5 млрд. Вроде бы, зачем? Ведь "мобилизационная готовность экономики" - это не новые самолеты, ракеты или танки, это вложение денег в сохранение производственных мощностей заводов и фабрик, которые могут потребоваться стране в час "икс" для начала массового производства тех же самых самолетов, ракет или танков.
В постперестроечные годы мобмощности большинства отечественных предприятий были либо максимально ужаты, либо полностью свернуты - несмотря на то, что они не участвовали в производстве продукции, хозяевам предприятий приходилось платить с них налоги, оплачивать электричество и тепло. Делали это немногие, в основном те, кто остался в госсекторе, частники поступали проще - демонтировали ненужное оборудование, а освободившиеся цеха пускали под основное, коммерчески выгодное, производство. Из-за подобного подхода Россия чуть было не осталась без новейших стратегических ядерных ракетных комплексов "Тополь-М". Химическое предприятие, выпускающее уникальное волокно, из которого "мотаются" корпуса и двигатели ракеты, было приватизировано. Новый хозяин закрыл нерентабельный цех (в рамках гособоронзаказа ежегодно закупалось всего несколько тонн волокна). В итоге, когда встал вопрос о продолжении выпуска новых комплексов "Тополь-М", их оказалось не из чего делать. Ситуацию спасло только личное вмешательство генерального конструктора "Тополь-М" Юрия Соломонова, сумевшего на правительственном уровне добиться решения, запрещающего коммерсанту закрывать необходимый для поддержания обороноспособности государства цех.
История с "Тополем-М" не единична. Из-за отсутствия нормального гособоронзаказа и, вследствие этого, нерентабельности были закрыты многие технологические линии, утеряны ключевые технологии, напрямую влиявшие на обеспечение безопасности государства. В итоге, теперь уже бывший, начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин, на одном из совещаний в Минобороны вынужден был признать, что анализ планов выполнения гособоронзаказа 2004 года показывает, что военно-промышленный комплекс страны не в состоянии произвести около 40 процентов оплаченного государством вооружения и военной техники. В основном, высокоточных систем оружия - основы вооружения современной армии. В следующем году правительство впервые не только возьмет с промышленников налог, но и заплатит за то, что они будут сохранять и развивать нужные для безопасности страны производственные мощности. Значит, есть шанс, что в будущем у нас не будет проблем ни со специальным химволокном, ни с высокоточными боеприпасами, ни с более сложными системами вооружения и техники.
Не менее любопытны расходы на ядерно-оружейный комплекс. Раньше, как правило, оглашались только проценты от общей суммы, идущей на эти цели. В бюджете 2005 года названа конкретная сумма - более 8 млрд. рублей. Делить ее будут Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) и Минобороны. По линии Росатома деньги пойдут: на разработку новых образцов ядерного оружия, а также на техническое освидетельствование и утилизацию уже стоящего на вооружении. Совместно с Минобороны атомщики будут тратить деньги на поддержание единственного, оставшегося у России, ядерного полигона на архипелаге Новая Земля. Военные, со своей стороны, будут финансировать продление гарантийных сроков, стоящих на вооружении ракетных комплексов стратегического назначения, постановку новых - ежегодно ставится 1 полк, то есть 6 штук, - комплексов "Тополь-М". Ведется работа по созданию новой морской баллистической ракеты "Булава", предназначенной для новейших АПЛ 955 проекта типа "Юрий Долгорукий". В Северодвинске в этом году состоялась закладка уже второго корабля этого класса. Также военные, видимо, оплатят и новые гиперзвуковые ядерные боеголовки для баллистической ракеты, испытание которой прошло на глазах у президента Владимира Путина в январе-феврале 2004 года.
Разбор военного бюджета 2005 года не дает только одного: понимания того, какие именно средства выделяются из бюджета страны на антитеррористическую деятельность. О чем достаточно много было сказано как на президентском, так и на министерском и депутатском уровне. Складывается впечатление, что такой отдельной строки в проекте государственного бюджета на будущий год просто нет. Есть в бюджете-2005 федеральная целевая программа "Переход к комплектованию должностей ряда соединений... военнослужащими, проходящими службу по контракту". Есть программа ипотечной системы обеспечения военных жильем. В Думу поступила целая серия законодательных инициатив, декларативно направленных на борьбу с терроризмом, на ограничение прав и свобод граждан, - но нет последовательной и четко прописанной программы самой борьбы.
Бесспорно, в рамках реализации бюджетных статей Минобороны закупит для армии необходимую технику и вооружения, которое призвано помочь в борьбе с терроризмом. Но у экспертов вызывает сомнение, что это будет эффективно. Почему? Прежде всего, потому, что деньги выделяются не централизованно на антитеррористическую деятельность всем силовикам, а именно каждому из них на проведение такой работы. Отсутствие координации в закупках, отсутствие единой стратегии применения сил и средств полностью снивелирует какой бы то ни было рост вливаний на эту деятельность.
Впрочем, перед военными, о чем говорил Сергей Иванов, стоят еще более серьезные проблемы. Прежде всего, это рост тарифов на энергоносители, способный подчистую "съесть" те самые заветные для военных 27,6 процентов роста военных расходов. Однако, в случае ,если этого не случится (а задача по сдерживанию инфляции весьма жестко поставлена ведомствам, отвечающим за макроэкономические показатели), у военных открываются все возможности доказать налогоплательщикам, что увеличение расходов на армию действительно превращает ее в качественно новую, дееспособную организацию.
Судить о том, что это так и будет, можно уже по показателям этого года. По словам Сергея Иванова, только в сентябре около 40 российских боевых кораблей осуществили заход в 15 морей, а масштаб флотских учений, по словам министра, стал "сравним с советским периодом". Количество сухопутных учений настолько перекрывает все мыслимые и немыслимые показатели, что по отдельности о них просто не имеет никакого смысла говорить. Просто за последний год армия стала заниматься тем, чем и должна - нормальной боевой подготовкой.
"Страна.Ru", (29.09.2004)
С уважением, Кот Базилио >(^ ^)<
Кот Базилио (30.09.2004 12:17:30)От | А.Никольский |
К | |
Дата | 30.09.2004 12:37:51 |
все это уже было раскрыто и раньше
А уже к 2005 году, вняв критике, военные решились рассекретить базовые для безопасности страны направления расходов: поступивший в парламент бюджет: например, на Вооруженные силы отводится 384,043 млрд, что на 21, 3% больше, чем в бюджете-2004. При этом на мобилизационную и вневойсковую подготовку выделено 1,895 млрд; на мобилизационную подготовку экономики страны - 3,5 млрд; на подготовку и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности - 61,1 млн. рублей (на 4 % меньше, чем в 2004 году); на ядерно-оружейный комплекс - 8,693 млрд; на реализацию международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества - 6,231 млрд; на прикладные научные исследования в области национальной обороны - 81,175 млрд и на другие вопросы в области национальной обороны - 43,534 млрд рублей.
Кот Базилио (30.09.2004 12:17:30)От | Андрей Сергеев |
К | |
Дата | 30.09.2004 12:31:20 |
В связи с этим вопрос
Приветствую, уважаемый Кот Базилио!
> По словам Сергея Иванова, только в сентябре около 40 российских боевых кораблей осуществили заход в 15 морей, а масштаб флотских учений, по словам министра, стал "сравним с советским периодом". Количество сухопутных учений настолько перекрывает все мыслимые и немыслимые показатели, что по отдельности о них просто не имеет никакого смысла говорить.
Что обозначает это "все мыслимые и немыслимые показатели"? Какое количество учений по родам войск считается достаточным (хотя бы на основании данных по советскому периоду)?
С уважением, А.Сергеев
Андрей Сергеев (30.09.2004 12:31:20)От | Евгений Путилов |
К | |
Дата | 30.09.2004 15:41:34 |
Re: В связи...
Доброго здравия!
>Что обозначает это "все мыслимые и немыслимые показатели"? Какое количество учений по родам войск считается достаточным (хотя бы на основании данных по советскому периоду)?
ПТУ с БС полк должен был проводить, по-моему, раз в два или три года. БТУ с БС в полку раз в год. Батальоны каждый год меняют. Но в группах интесивность могла быть существенно выше. Дивизионные учения в армии раз в два года. Но это в округах второго эшелона. Крпуные окружные учения с задействованием 17-20 тыс. чел. - это по плану ГШ или внеочередные, продиктованные обстановкой, по приказу министра. Кто знает лучше, пусть уточнит.
С уважением, Евгений Путилов. [email protected]
Евгений Путилов (30.09.2004 15:41:34)От | Рыжий Лис. |
К | |
Дата | 01.10.2004 07:24:52 |
По моему, ПТУ с БС - ежегодно. БТУ - 2 раза в год
БТУ - по завершении летнего и зимнего этапов боевой подготовки соответственно.
Рыжий Лис. (01.10.2004 07:24:52)От | Евгений Путилов |
К | |
Дата | 01.10.2004 13:31:27 |
Это смотря где.
>БТУ - по завершении летнего и зимнего этапов боевой подготовки соответственно.
Слишком высокая интенсивность даже для округов 2 эшелона. Разве что в соединениях постоянной готовности.
С уважением, Евгений Путилов. [email protected]