ОтИ. КошкинПослать личное сообщениеОтветить на сообщение
КAllИнформация о пользователеОтветить по почте
Дата04.05.2008 21:46:59Позвать санитаровВерсия для печати
Рубрики11-19 век; Искусство и творчество;Игнорировать веткуНайти в дереве

Некоторые размышления на тему: каким я вижу фильм про Александра Ярославича


Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

Я отчетливо понимаю, что моих скудных знаний недостаточно, но, в любом случае, их больше, чем у людей, снимающих фильмы по раскраскам. Это начало.

Как можно было бы сделать фильм об Александре. Отвлечемся на какой-то миг от наших гнусных реалий. Представим, что у нас есть хорошие каскадеры и умелые операторы, профи-режиссер и талантливые артисты, умеющие играть сложные сцены и отображать на лице разнообразные чувства. Допустим, наконец, что гениальный продюсер выбил на фильм 15 лимонов бакинерос, эти деньги не разворовали, и в фильм не позвали "русских звезд" с запросами. Ну вот внезапно было всем видение и люди стали хорошими, честными и честолюбивыми, людям захотелось оставить после себя что-то хороше. Захотелось, чтобы все вокруг восхищенно качали головами и говорили: "Ну, ребята! ну вы дали! Это же надо!"

Итак, сделаем ряд допущений:
1. Поскольку фильм художественный, мы можем допускать некоторые отклонения в хронологии второстепенных событий: например, сдвинуть на год-два рождение у главного героя ребенка. Можем сместить приезд или отъезд героя в Новгород так, чтобы нам это было выгодно (с зимы на осень и т. д.). Наконец, мы можем временно переместить одного из героев в город, где он в тот момент не находился.
2. В связи с тем, что имя предводителя шведов нам неизвестно, мы введем Фаси, как человека, давшего добро на экспедицию, но, естественно, лично в ней не участвовавшего. Прочие участники будут носить ничего не значащие скандинавские имена, но иметь территориальную привязку к определенным местностям Швеции и носить звания, соответствующие эпохе. Один священник (епископ) в кадре будет присутствовать - он предоставит идеологическое и юридическое обоснование для агрессии, впрочем, его роль не будет решающей.
3. Мы постараемся ввести в фильм имена известных нам русских воинов, бояр, тысяцкого, посадника, владыки и т. д., но в ряде случаев, когда их действия в описываемый промежуток времени источниками четко не определены, мы оставим за собой право сформировать их характеры и точку зрения на события. при этом, разумеется, мы постараемся не приписывать им слова и действия, невероятные для людей 13-го века.
4. Мы осознаем, что назначение фильма - хотя бы отбить вложенные деньги, следовательно, он должен быть зрелищным. Мы постараемся сделать зрелище максимально познавательным и достоверным и при этом не играть на низменных сторонах человеческой природы. Т. е. в фильме не будет акцентированного отрубания голов и протикания кишок, дотошных анатомических красивостей, сцен массовых изнасилований, пристального помыва в бане и на озере княгини со всеми ее боярынями и девками и т. д.


Начало: зима, Переяславль, покои Ярослава. Поскольку город был взят монголами, терем отстроен недавно и не украшен. На стенах не висят шкуры, кольчуги и прочие головы вепрей, печь расписана, но не ярко и, естественно, НИКАКИХ ИЗРАЗЦОВ! Иконы в красном углу, стол, лавки, лари вдоль стен. Окна слюдяные, свет сквозь них мутный. В команте - Ярослав Всеволодович и сын его Александр. Оба одеты без роскоши, но подобающе - никакой пестряди, рогожи и прочих прелестей. Естественно, никакие полудружинники-полурыбаки не плетут по углам сети, девки не прядут пряжу. Можно поместить в комнату какого-нибудь зверя: кота или пса, хотя псов в домах не держали, зверек нечистый, конечно, ну да мало ли - может он княжий любимец и старенький уже. Ярослав дает наставление сыну перед отправкой того на княжение в Новгород. Собственно, на людях - при владыке, боярах и новгородцах Александр от отца поручение уже получил, теперь речь идет о личном. Ярослав выглядит усталым и словно придавленным тяжким грузом. "Бог уберег нас от татарского меча, хоть и погиб твой брат и мой сын, и брат мой Юрий и многие князья и бояре и прочие люди. Теперь наша забота - удержать удел Владимирский и Киевский стол и пуще того - избегнуть татарского гнева. Новгород просит у меня сына на княжение и дружину, но многих воинов с тобой отпустить я не могу. Пойдешь в малой дружине. Ты был в Новгороде дитятей, но помнишь их строптивый нрав. сейчас, когда власть князей Владимирских ослабла, своеволие новгородцев станет сильнее. Немцы же, зная о нашей беде, обязательно пойдут войной. Сын, ты должен оборонить Новгород, даже против воли новгородцев." Александр молчит. В Новгород ему ехать явно не хочется, но он старается это не показать. Из-за молодости ему это, впрочем, не удается. Отец объясняет, какие роды в Новгороде имеют сильные торговые связи с орденскими и епископскими немцами, и говорит, что эти будут перечить. "Твоя опора - торговая сторона", - объясняет отец. Купцам нужно, чтобы никто не перенимал торговые пути - то же нужно и нам. Власть в городе у бояр - а они своевольны и многие дружны с немцами. Если немцы нападут явно, бояре, конечно, за свои земли вооружатся, но может быть уже поздно. Александр далеко не в восторге от этих перспектив и прямо говорит отцу, что в этих хитросплетениях ему не разобраться. Отец объясняет, что разбираться придется, ибо делать им нечего. Затем он говорит, что с Александром идут полтора десятка старших дружинников и шесть десятков младших из переяславцев, свою дружину Александр волен взять всю. Молодой князь мягко напоминает отцу, что таким манером у него будет всего сотня и два десятка воинов и слуг - как-то очень не запредельно при том, что на новгородцев опоры нет. Ярослав говорит, что больше не даст - воинов мало. Александр встает и молча кланяется отцу. Тот слегка наклоняет голову, затем вдруг шагает вперед и обнимает сына. На мгновение видно, что Великий Князь взволнован и беспокоится об отпрыске. Затем Александр молча уходит.

Сборы молодого князя протекают очень быстро, собственно, больше собирается юная жена князя. Отряд выступает утром: сотня с лишним всадников и санный обоз, в котором едут женщины, а также везут вещи и доспехи. Переяславль выглядит, как и положено городу, который год с лишним назад разгромили пассионарии - значительная часть территории - пепелища, на других - впремешку избы и землянки, на каменной церкви временный купол без золота. Людей немного. За валами - насыпь с большим крестом, всадники молча снимают шапки и крестятся: это братская могила. Затем на несколько минут идут съемки путешествия по замерзшим рекам, на берегах - деревни, большая часть их заброшена. Несколько раз попадаются небольшие обозы и группы людей, они говорят, что бегут с юга от татар, будут селиться здесь. В ходе путешествия происходит ненавязчивое знакомство с соратниками Александра: гигант-рыцарь Гаврило Олексич, тихий и аккуратный Яков из Полоцка - разведчик, охотник и следопыт, Ратмир - слуга князя, очень юный, почти подросток. показывают также княгиню - она тоже очень молода, почти девочка. Чувствуется, что этот перезд в Новгород ее пугает, но она храбрится и улыбается мужу, когда тот подъезжает к саням.

И. Кошкин