ОтЕвгений Путилов
КИ. Кошкин
Дата24.06.2009 22:45:31
Рубрики11-19 век; Искусство и творчество;

Re: "Гибель Отрара",...


>По наводке уважаемого KMax я скачал и посмотрел названный фильм. Сразу скажу - мне картина очень понравилась, поэтому, конечно, мой отчет будет пристрастным.

Странно, что увидели его только сейчас... Помню, в 90-е на меня особое впечатление произвело, как Иналчик Каир-хан требовал от Учжу "стань же мучеником", и как в конце фильма он стал им сам... Сцена казни хана тогда не имела аналогов в нашем кино. Ближе всего было, пожалуй, заливание свинца в горло монаху-Никулину в "Рублеве".

С уважением, Евгений Путилов.

Евгений Путилов (24.06.2009 22:45:31)
ОтKalash
К
Дата24.06.2009 22:55:51

Re: "Гибель Отрара",...



>Странно, что увидели его только сейчас...

Чего же странного, в 1991 году прокатная систоема уже было подкошена.

Kalash (24.06.2009 22:55:51)
ОтZevs
К
Дата24.06.2009 22:59:09

Re: "Гибель Отрара",...


Ave!

>Чего же странного, в 1991 году прокатная систоема уже было подкошена.

В моём замкадье прокатная система закончилась в 1991-92 и началась в 2000-ом.

Vale!

Евгений Путилов (24.06.2009 22:45:31)
ОтИ. Кошкин
К
Дата24.06.2009 23:05:47

Да как-то мимо прошло, это ж не "С легким паром", его по ящику не крутят


Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>>По наводке уважаемого KMax я скачал и посмотрел названный фильм. Сразу скажу - мне картина очень понравилась, поэтому, конечно, мой отчет будет пристрастным.
>
>Странно, что увидели его только сейчас... Помню, в 90-е на меня особое впечатление произвело, как Иналчик Каир-хан требовал от Учжу "стань же мучеником",

Кстати, интересно очень перекликается с письмами Васильича к Курбскому. Там Иоанн Грозный тоже удивлялся: "А ты чо такой умный - мучеником-то не стал?"

>и как в конце фильма он стал им сам... Сцена казни хана тогда не имела аналогов в нашем кино. Ближе всего было, пожалуй, заливание свинца в горло монаху-Никулину в "Рублеве".

Там самое жуткое - это спокойная деловитость палачей. И, кстати, еще один сильный момент: монголы много смеются. В точности, как в том рассказе свидетеля, который из укрытия видел, как монголы поймали какого-то человека, и тот по туркменски просил его не убивать. Монголы его убили и поехали прочь, смеясь и распевая на ломаном туркменском: "Не убивайте меня, не убивайте меня"

И. Кошкин

Евгений Путилов (24.06.2009 22:45:31)
ОтПаршев
К
Дата25.06.2009 01:45:08

Кстати о Рублеве



> заливание свинца в горло монаху-Никулину в "Рублеве".

часто этот эпизод относят к нашествию Едигея 1408 года (да и в титрах фильма так написано), но история с монахом - местная владимирская история, и произошла она немного позже:
"Но в 1411 году встречаем уже известие о бое между сыновьями Борисовыми и князем Петром Димитриевичем на Лыскове; изгнанники с союзниками своими, князьями болгарскими и жукотинским, остались победителями. В том же году князь Даниил Борисович, призвавши к себе какого-то татарского царевича Талыча, послал вместе с ним ко Владимиру тайно лесом боярина своего Семена Карамышева. Татары и дружина Даниилова подкрались к городу в полдень, когда все жители спали, захватили городское стадо, взяли посады и пожгли их, людей побили множество. В соборной Богородичной церкви затворился ключарь, священник Патрикий, родом грек; он забрал сколько мог сосудов церковных и других вещей, снес все это в церковь, посадил там несколько людей, запер их, сошел вниз, отбросил лестницы и стал молиться со слезами пред образом богородицы. И вот татары прискакали к церкви, кричат по-русски, чтоб им ее отперли; ключарь стоит неподвижно перед образом и молится; татары отбили двери, вошли, ободрали икону богородицы и другие образа, ограбили всю церковь, а Патрикия схватили и стали пытать: где остальная казна церковная и где люди, которые были с ним вместе? Ставили его на огненную сковороду, втыкали щепы за ногти, драли кожу - Патрикий не сказал ни слова; тогда привязали его за ноги к лошадиному хвосту и таким образом умертвили. Весь город после того был пожжен и пограблен, жителей повели в плен; всей добычи татары не могли взять с собою, так складывали в копны и жгли, а деньги делили мерками; колокола растопились от пожару, город и окрестности наполнились трупами".

С колоколом тоже анахронизм лет на двести с лишком, но это уже другая история.

Паршев (25.06.2009 01:45:08)
ОтМ.Токарев
К
Дата25.06.2009 10:51:01

Кстати о Патрикии


Доброе время суток!

К слову, публиковались воспоминания скончавшегося в 1989 году известного краеведа Владимирщины Сергея Михайловича Голицына (из тех самых князей Голицыных и сам человек с очень интересной биографией). Там упоминалось, что еще в 1960-х гг. к Успенскому собору Владимира, в подвалах которого, вероятно, и закопан "клад Патрикия", подбирались "черные археологи" с миноискателями. Тогда их шуганули музейщики с милицией. Предпринимались ли попытки впоследствии, лично я не знаю - м.б., на форуме есть более сведующие владимирцы.
В сильно смягченным виде история упомянута в детской повести Голицына "За березовыми книгами" - между прочим, отменное было детское чтиво по меркам 1960-1970-х гг (как и "Сорок изыскателей" того же автора)! Стимулировало интерес к историческому краеведению не меньше, чем книги Маркуши и Митяева - к истории вооруженных сил.

М. Токарев

М.Токарев (25.06.2009 10:51:01)
ОтПаршев
К
Дата25.06.2009 11:16:06

Re: Кстати о...


Ну по легенде Патрикий спрятал ценности где-то наверху, и, главное, с людьми - так что поиск в подвалах вряд ли что даст. Неожиданный налет не дал бы времени закопать объемный клад.
Так что сосуды и утварь были видимо спасены.
Легенду подсказал Тарковсому очевидно батюшка его, он к тем местам похоже прикипел.

Паршев (25.06.2009 01:45:08)
ОтЕвгений Путилов
К
Дата27.06.2009 18:37:18

Re: Кстати о...


Доброго здравия!

>> заливание свинца в горло монаху-Никулину в "Рублеве".
>
>часто этот эпизод относят к нашествию Едигея 1408 года (да и в титрах фильма так написано), но история с монахом - местная владимирская история, и произошла она немного позже:
>"Но в 1411 году встречаем уже известие о бое между сыновьями Борисовыми и князем Петром Димитриевичем на Лыскове; изгнанники с союзниками своими, князьями болгарскими и жукотинским, остались победителями. В том же году князь Даниил Борисович, призвавши к себе какого-то татарского царевича Талыча, послал вместе с ним ко Владимиру тайно лесом боярина своего Семена Карамышева. Татары и дружина Даниилова подкрались к городу в полдень, когда все жители спали, захватили городское стадо, взяли посады и пожгли их, людей побили множество. В соборной Богородичной церкви затворился ключарь, священник Патрикий, родом грек; он забрал сколько мог сосудов церковных и других вещей, снес все это в церковь, посадил там несколько людей, запер их, сошел вниз, отбросил лестницы и стал молиться со слезами пред образом богородицы. И вот татары прискакали к церкви, кричат по-русски, чтоб им ее отперли; ключарь стоит неподвижно перед образом и молится; татары отбили двери, вошли, ободрали икону богородицы и другие образа, ограбили всю церковь, а Патрикия схватили и стали пытать: где остальная казна церковная и где люди, которые были с ним вместе? Ставили его на огненную сковороду, втыкали щепы за ногти, драли кожу - Патрикий не сказал ни слова; тогда привязали его за ноги к лошадиному хвосту и таким образом умертвили. Весь город после того был пожжен и пограблен, жителей повели в плен; всей добычи татары не могли взять с собою, так складывали в копны и жгли, а деньги делили мерками; колокола растопились от пожару, город и окрестности наполнились трупами".


А этот Патрикий не объявлен как мученик?
С уважением, Евгений Путилов.