> заливание свинца в горло монаху-Никулину в "Рублеве".
часто этот эпизод относят к нашествию Едигея 1408 года (да и в титрах фильма так написано), но история с монахом - местная владимирская история, и произошла она немного позже: "Но в 1411 году встречаем уже известие о бое между сыновьями Борисовыми и князем Петром Димитриевичем на Лыскове; изгнанники с союзниками своими, князьями болгарскими и жукотинским, остались победителями. В том же году князь Даниил Борисович, призвавши к себе какого-то татарского царевича Талыча, послал вместе с ним ко Владимиру тайно лесом боярина своего Семена Карамышева. Татары и дружина Даниилова подкрались к городу в полдень, когда все жители спали, захватили городское стадо, взяли посады и пожгли их, людей побили множество. В соборной Богородичной церкви затворился ключарь, священник Патрикий, родом грек; он забрал сколько мог сосудов церковных и других вещей, снес все это в церковь, посадил там несколько людей, запер их, сошел вниз, отбросил лестницы и стал молиться со слезами пред образом богородицы. И вот татары прискакали к церкви, кричат по-русски, чтоб им ее отперли; ключарь стоит неподвижно перед образом и молится; татары отбили двери, вошли, ободрали икону богородицы и другие образа, ограбили всю церковь, а Патрикия схватили и стали пытать: где остальная казна церковная и где люди, которые были с ним вместе? Ставили его на огненную сковороду, втыкали щепы за ногти, драли кожу - Патрикий не сказал ни слова; тогда привязали его за ноги к лошадиному хвосту и таким образом умертвили. Весь город после того был пожжен и пограблен, жителей повели в плен; всей добычи татары не могли взять с собою, так складывали в копны и жгли, а деньги делили мерками; колокола растопились от пожару, город и окрестности наполнились трупами".
К слову, публиковались воспоминания скончавшегося в 1989 году известного краеведа Владимирщины Сергея Михайловича Голицына (из тех самых князей Голицыных и сам человек с очень интересной биографией). Там упоминалось, что еще в 1960-х гг. к Успенскому собору Владимира, в подвалах которого, вероятно, и закопан "клад Патрикия", подбирались "черные археологи" с миноискателями. Тогда их шуганули музейщики с милицией. Предпринимались ли попытки впоследствии, лично я не знаю - м.б., на форуме есть более сведующие владимирцы. В сильно смягченным виде история упомянута в детской повести Голицына "За березовыми книгами" - между прочим, отменное было детское чтиво по меркам 1960-1970-х гг (как и "Сорок изыскателей" того же автора)! Стимулировало интерес к историческому краеведению не меньше, чем книги Маркуши и Митяева - к истории вооруженных сил.
Ну по легенде Патрикий спрятал ценности где-то наверху, и, главное, с людьми - так что поиск в подвалах вряд ли что даст. Неожиданный налет не дал бы времени закопать объемный клад. Так что сосуды и утварь были видимо спасены. Легенду подсказал Тарковсому очевидно батюшка его, он к тем местам похоже прикипел. Паршев (25.06.2009 01:45:08)
От
Евгений Путилов
К
Дата
27.06.2009 18:37:18
Re: Кстати о...
Доброго здравия!
>> заливание свинца в горло монаху-Никулину в "Рублеве". > >часто этот эпизод относят к нашествию Едигея 1408 года (да и в титрах фильма так написано), но история с монахом - местная владимирская история, и произошла она немного позже: >"Но в 1411 году встречаем уже известие о бое между сыновьями Борисовыми и князем Петром Димитриевичем на Лыскове; изгнанники с союзниками своими, князьями болгарскими и жукотинским, остались победителями. В том же году князь Даниил Борисович, призвавши к себе какого-то татарского царевича Талыча, послал вместе с ним ко Владимиру тайно лесом боярина своего Семена Карамышева. Татары и дружина Даниилова подкрались к городу в полдень, когда все жители спали, захватили городское стадо, взяли посады и пожгли их, людей побили множество. В соборной Богородичной церкви затворился ключарь, священник Патрикий, родом грек; он забрал сколько мог сосудов церковных и других вещей, снес все это в церковь, посадил там несколько людей, запер их, сошел вниз, отбросил лестницы и стал молиться со слезами пред образом богородицы. И вот татары прискакали к церкви, кричат по-русски, чтоб им ее отперли; ключарь стоит неподвижно перед образом и молится; татары отбили двери, вошли, ободрали икону богородицы и другие образа, ограбили всю церковь, а Патрикия схватили и стали пытать: где остальная казна церковная и где люди, которые были с ним вместе? Ставили его на огненную сковороду, втыкали щепы за ногти, драли кожу - Патрикий не сказал ни слова; тогда привязали его за ноги к лошадиному хвосту и таким образом умертвили. Весь город после того был пожжен и пограблен, жителей повели в плен; всей добычи татары не могли взять с собою, так складывали в копны и жгли, а деньги делили мерками; колокола растопились от пожару, город и окрестности наполнились трупами".
А этот Патрикий не объявлен как мученик? С уважением, Евгений Путилов.