ОтДмитрий КозыревОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата14.01.2003 16:50:14Найти в дереве
РубрикиWWII; 1941;Версия для печати

А вот занятный документ (и про резунизм, и про "предполье")


Хочу обратить внимание - гипотетические наступательные действия СССР рассматриваются _немецким_ командованием как превентивные.

Ну и политические причины нецелесообразности организации "стратешического предполья" также разобраны.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛОССБЕРГА - РУКОВОДИТЕЛЯ ГРУППЫ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК В ОПЕРАТИВНОМ ОТДЕЛЕ ШТАБА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ.
Штаб верховного главнокомандования вооруженных сил. Совершенно секретно.
Штаб оперативного руководства. Только для командования.
Отдел обороны страны, оперативное отделение.
Группа сухопутных войск.
15.9.1940.

№ 905/40.
Целью кампании против Советской России является: стремительными действиями уничтожить расположенную в Западной России массу сухопутных войск, воспрепятствовать отводу боеспособных сил в глубину русского пространства, а затем, отрезав западную часть России от морей, прорваться до такого рубежа, который, с одной стороны, закрепил бы за нами важнейшие районы России, а с другой, мог бы послужить удобным заслоном от ее азиатской части. При этом оперативное пространство России, где развернутся боевые действия на первом этапе, разделено Припятскими болотами на две части, так что локтевая связь между группами войск, действующими севернее и южнее болот, - может быть установлена только в ходе преследования.
Предлагаемый «План операции» имеет целью изложить основные принципы ведения боевых действий на севере и на юге, акцентируя особое внимание на тех участках обоих оперативных пространств, где, исходя из общих соображений, целесообразно будет нанести главные удары.
В качестве приложений будут представлены наряду с картами также сведения о русских вооруженных силах и их боеспособности. Данными о русских укрепленных районах было решено пренебречь. Видимо, существуют лишь разрозненные укрепления полевого типа на старой и новой русских границах. Надежных сведений об этих укреплениях нет.
Карта в приложении 1 ' схематически показывает группировку сил русских сухопутных войск, по данным на конец августа 1940 г. Следует, однако, учесть, что именно в России трудно получать более или менее достоверную информацию о нашем будущем противнике. Еще менее надежными будут эти данные о распределении русских сил к тому времени, когда по ту сторону границы обнаружат наши агрессивные намерения. На данный момент распределение русских сил может еще носить на себе следы предшествующих событий в Финляндии, лимитрофах и Бессарабии. Однако для любого варианта развертывания русской армии заслуживают внимания следующие характерные факторы:
1. В России, по-видимому, не осуществляется мобилизация в том виде, как в Германии, т. е. нет такого порядка, при котором боевые дивизии пополняются, а резервные формируются. Уже в настоящее время, вероятно, армия имеет приблизительно тот же состав, которым будет вести боевые действия, причем о степени боевой готовности и качестве различных соединений судить трудно.
. 2. Русское руководство обладает столь низкой оперативностью, а использование русской сети железных дорог военным командованием даст столь малый эффект, что всякая переброска войск к границе будет сопряжена с большими трудностями и займет соответственно значительное время.
3. При всяком возникновении напряженных отношений с Германией часть русских сил будет скована:
а) на границе с Финляндией — хотя бы уже потому, что немецкие войска: имеются в Норвегии,
б) на румынской границе,
в) на Кавказе (ненадежное население, Турция, необходимость, удержания нефтеносной области),
г) на Дальнем Востоке.
В войне против Германии у России есть в общем следующие три возможности.
I. Русские захотят нас упредить и с этой целью нанесут превентивный удар по начинающим сосредоточиваться у границы немецким войскам.
II. Русские армии примут на себя удар немецких вооруженных сил, развернувшись вблизи границы, чтобы удержать в своих руках новые позиции, захваченные ими на обоих флангах (Балтийское и Черное моря).
III. Русские используют метод, уже оправдавший себя в 1812 г., т. е. отступят в глубину своего пространства, чтобы навязать наступающим армиям трудности растянутых коммуникаций и связанные с ними трудности снабжения, а затем., лишь в дальнейшем ходе кампании, нанесут контрудар.
Относительно этих трех вариантов можно сказать следующее.
Вариант I.
Представляется невероятным, что русские решатся на наступление крупных масштабов, например, на вторжение в Восточную Пруссию и северную часть генерал-губернаторства, пока основная масса немецкой армии не скована на длительное время боевыми действиями на другом фронте. Видимо, на это не будут способны ни командование, ни войска. Более вероятны операции меньших масштабов. Они могут быть направлены либо против Финляндии, либо против Румынии. Однако удар по Финляндии при напряженных отношениях с Германией никак не улучшил бы стратегическое положение русских. Наоборот, силы русских, вторгшиеся в Финляндию, оказались бы в результате наступления северного крыла немецких армий вдоль побережья Балтийского моря в большой опасности и могли бы быть отрезаны от России.
По-иному сложилась бы обстановка в случае вторжения русских в румынские нефтеносные районы. Целью этого вторжения было бы разрушить одну из главных опор немецкой базы тылового обеспечения. При известных обстоятельствах было бы достаточно для достижения этой цели даже действий одной только русской авиации. А если наступательные действия развернутся также на земле, то можно ожидать использования сравнительно многочисленных и, как утверждают, хорошо обученных русских воздушнодесантных сил. Для ликвидации этой опасности целесообразно использовать немецкие «учебные части» и организовать противовоздушную оборону силами румын. В подготовке соответствующих оборонительных мер на указанный случай и будет состоять ближайшая задача немецкой военной миссии в Румынии. Эту миссию следует рассматривать как «передовой отряд» южного крыла немецких армий. '
Вариант II.
Это решение представляется наиболее вероятным, поскольку нельзя предположить, что столь сильная военная держава, как Россия, без боя уступит свои богатейшие, в том числе и недавно завоеванные области. Кроме того, по имеющимся сведениям, русские развернули западнее Днепра особенно хорошо оборудованную сеть наземных сооружений военно-воздушных сил. При отступлении в глубь страны русские вскоре лишились бы этой сети.
Если русские остановятся на варианте II, то расположение их сил будет, видимо, иметь известное сходство с теперешним. При этом скорее всего еще более крупные силы сосредоточатся на территории Русской Польши, а главные резервы останутся в районе Москвы, что обусловлено уже хотя бы структурой русской железнодорожной сети.
Для нас такое решение, при котором противник уже на раннем этапе примет бой крупными силами, было бы благоприятным потому, что после поражений в приграничных сражениях русское командование вряд ли сможет обеспечить организованный отход всей армии.
Вариант III.
Если русские будут заранее строить свой план ведения войны на том, чтобы сначала принять удар немецких войск малыми силами, а главную свою группировку сконцентрировать в глубоком тылу, то рубежом расположения последней севернее Припятских болот может быть скорее всего мощный водный барьер, образуемый реками Двина [Даугава] и Днепр. Этот барьер имеет разрыв шириною всего приблизительно в 70 км — в районе южнее Витебска.
Такое неблагоприятное для нас решение следует также учитывать как возможное. С другой стороны, совершенно невероятно, что южнее Припятских болот русские без боя оставят почти незаменимые для них области Украины. Что касается нижеследующего плана боевых действий наших войск, то они отражены на карте в Приложении 2 (см. Альбом приложений). На карте помечены возможные маршруты сосредоточения немецких и русских войск в предвоенный период и указаны соответствующие цифровые данные и пр. Для вооруженных сил Германии в основу этих данных положено полное осуществление «программы Отто» (строительства стратегически важных коммуникаций в Польше с целью обеспечить сосредоточение и развертывание немецких войск на Востоке). Данные о русских вооруженных силах следует рассматривать как приблизительные. Надо полагать, что приведены максимальные величины.
Необходимо учесть, что участки железных дорог в недавно захваченных Россией польских областях уже теперь частично переоборудуются на широкую колею и что разница в ширине колеи может поставить перед нами серьезные проблемы, особенно после овладения крупными пространствами. Следовательно, нам будет важно захватить достаточное количество русского подвижного состава и позаботиться о том, чтобы в последующем перешить некоторые русские железнодорожные линии на нашу колею.
В целом можно считать, что с немецкой стороны ежедневно смогут прибывать в пограничную полосу по семь дивизий, с русской стороны — по пять.
Особенностью русских железных дорог является то, что они сходятся к Москве и имеют мало линий, проходящих с севера на юг. Это последнее обстоятельство затрудняет рокадные переброски войск за линией фронта противника. Зато каждая операция германской армии должна будет в последующем опираться на обладающие достаточной пропускной способностью русские железные дороги, так как одних шоссейных дорог при большой глубине боевых действий будет для снабжения войск недостаточно.
Для проведения операций своих войск (см. карту-схему Приложение 3) необходимо прежде всего решить, где будет нанесен главный удар — севернее или южнее Припятских болот. А тот факт, что при превосходстве сил, которым обладает германская армия, следует вести боевые действия одновременно в обоих оперативных пространствах, представляется несомненным.
Решение нанести главный удар на севере может диктоваться следующими соображениями: здесь значительно лучше условия для сосредоточения войск (ср. пропускную способность железных дорог); важно было бы быстро отрезать русских от Балтийского моря; на всем пространстве имеются сравнительно хорошие русские железные дороги, направление которых совпадает с направлением движения войск; возможно взаимодействие с XXI группой немецких войск, силами которой следовало бы нанести удар через территорию Финляндии; можно было бы в скором времени овладеть Ленинградом и Москвой.
Решение нанести главный удар на юге может быть вызвано такими факторами, как: опасное положение Румынии; возможность снабжения немецких моторизованных соединений из румынской нефтеносной области, а позднее — из нефтеносных районов Восточной Галиции по сравнительно коротким коммуникациям; значение Украины. Впрочем, после пересечения русской границы коммуникации здесь будут плохими.
Предлагаемый план предусматривает нанесение главного удара на севере при следующем порядке проведения операций.
Наступление двумя группами армий с общего рубежа восточнее линии Варшава — Кенигсберг. Главное направление — в полосе южной группы армий, сосредоточенной в районе Варшавы и в юго-восточной Пруссии. В состав этой группы армий следует ввести основную массу танковых и моторизованных соединений. В течение зимы необходимо будет подготовить для них базу снабжения в районе сосредоточения.
Южная группа армий, нанося главный удар в промежуток между Днепром и Двиной [Даугавой], рассеет силы русских в районе Минска и затем будет наступать в общем направлении на Москву. Нанесению главного удара через Минск на Москву с участием мощных моторизованных соединений будет благоприятствовать то обстоятельство, что единственная до конца сооруженная русскими автомобильная магистраль ведет от Минска к Москве.
Северной группе армий предстоит наступать из Восточной Пруссии на рубеж Двины [Даугавы] и форсировать эту реку в ее нижнем течении.
Взаимодействие обеих групп армий должно осуществляться с учетом того, что главные силы южной группы будут, используя благоприятную обстановку, время от времени наносить удары в северном направлении — по возможности уже восточнее Двины [Даугавы], чтобы выйти в тыл русским войскам, расположенным перед фронтом нашего северного крыла. Огромные расстояния поведут при этом к оперативным паузам, обусловленным уже хотя бы необходимостью подтягивать грузы снабжения.
Группа XXI вместе с финской армией, которая предположительно будет нашим союзником, должны организовать выдвинутую вперед северную группировку. Ей будет поставлена задача: частью сил нанести удар из северо-восточной Норвегии по Мурманску, а главную массу войск сосредоточить под прикрытием финнов и, используя шведские и финские железные дороги, в Южной Финляндии; здесь сначала сковать русские войска, а затем — самое позднее при приближении северного крыла германских вооруженных сил — нанести удар по Ленинграду, может быть, даже по участку севернее Ладожского озера. Узким местом для переброски эшелонов к линии фронта будет перегон Хапаранда — Торнио. Этот одноколейный отрезок пути имеет в Швеции нормальную [узкую] колею, а в Финляндии — широкую. Финны оценивают пропускную способность этого отрезка цифрой 12—16 эшелонов в сутки.
Для операционного пространства южнее Припятских болот осталось бы, учитывая необходимость выделения значительного количества соединений в резерв главного командования сухопутных войск, около одной трети всех сил, включая и соответствующие соединения повышенной маневренности. Действующей южнее Припяти группе армий была бы поставлена задача, охватив с обеих сторон войска противника на участке от Припятских болот до Черного моря, уничтожить их, овладеть в ходе преследования территорией Украины, форсировать Днепр и, выйдя на рубеж восточнее Припятских болот, установить непосредственное соприкосновение с северным крылом. Сколько войск придется выделить для установления этого соприкосновения, будет зависеть от силы сопротивления русских.
Главные удары следовало бы при проведении такой операции наносить на обоих флангах. Главная ударная группировка могла бы сосредоточиться в южной части генерал-губернаторства (район Люблина), сконцентрировав крупные силы на левом фланге. Она нанесла бы удар в направлениях на восток и юго-восток, а в ходе дальнейших операций продвигалась бы вдоль железной дороги Ровно (северо-восточнее Лемберга [Львов]) — Екатеринослав [Днепропетровск],стремясь опереться открытым флангом на Припятские болота, позднее на Днепр.
Одновременно с началом наступления было бы целесообразно перебросить группу соединений, включая моторизованные, из Остмарка [Австрия] по железным и шоссейным дорогам через Венгрию в район севернее устья Дуная. При этом румынам, которые здесь рассматриваются как союзники, будет поставлена задача прикрывать переброску, а находящиеся в Румынии немецкие подвижные войска могли бы использоваться для удержания рубежа реки Прут. Задачей упомянутой группы соединений было бы прорваться — правда, по трудной из-за водных рубежей местности между Черным морем и Трансильванскими Альпами — на север и отрезать отход на восток русским силам, действующим южнее Припятских болот.
Важным преимуществом операций на юге будет то обстоятельство, что русские, видимо, вскоре столкнутся на Украине с внутренними политическими трудностями. Последние могут возникнуть, например, благодаря нарушению движения на тех немногочисленных железных дорогах, которые имеются в указанном районе. Диверсии организуются с этой целью отделом «Контрразведка II» управления разведки и контрразведки верховного главнокомандования вооруженных сил. А когда Украина будет оккупирована, то здесь, очевидно, окажется возможным в скором времени организовать в соответствии с нашими интересами подходящее «правительство», которое будет в состоянии облегчить нам надзор за обширным тыловым пространством.
Тяжелые, частично глинистые почвы Украины создадут в период распутицы трудности передвижения моторизованных соединений.
В ходе дальнейших операций необходимо будет объединить действия обеих главных группировок восточнее Припятских болот и принять решение о конечной военной цели кампании, т. е. определить, каким пространством должны будут овладеть наши вооруженные силы. Все это будет существенно зависеть от того, произойдет ли в России после первоначальных успехов немецких войск внутренняя катастрофа, и если да, то когда это случится. Потеряв свои западные территории и выходы к морям, Россия вряд ли сохранит боеспособность. Если даже учесть возможности русской военной промышленности, расположенной на Урале (территориальное распределение русских военных предприятий см. на карте, Приложение 4), то все равно следует заключить, что при этих условиях Россия вести войну не сможет. Поэтому достижение рубежа Архангельск — Горький — Волга (до Сталинграда) — Дон (до впадения в Черное море) можно считать весьма далеко поставленной задачей.
Боевые возможности немецких и русских военно-воздушных сил показаны на карте — Приложение 5; по ней можно получить данные о радиусах действия германских военно-воздушных сил, районах сосредоточения русских наземных авиационных сооружений (аэродромов) и зависящих от этого радиусах действия советской авиации. Относительно русских военно-воздушных сил нужно будет учитывать, что, несмотря на большое число самолетов, вряд ли можно ожидать их хорошо организованного боевого использования по единому плану и в крупных масштабах. Следует полагать, что боевые авиационные соединения ограничатся главным образом действиями в тактических рамках. Авиационная разведка сможет представить командованию лишь отрывочные сведения.
Задача германских военно-воздушных сил будет состоять в том, чтобы, подавляя русскую авиацию, поддерживать с воздуха операции германских сухопутных войск на главных направлениях — т. е. через Минск и далее на Восток, а также на обоих флангах южной группы армий. Нанося удары по русским железным дорогам, авиация должна будет учитывать их значение для наземных операций: часть железных дорог нужно будет парализовать, другие следует, наоборот, защитить от разрушения в наиболее важных точках (речные мосты!). Уязвимые пункты русских железных дорог обозначены на карте, см. Приложение 2.
В условиях России представляется возможным смело забрасывать парашютные и посадочные десанты и сосредоточивать их затем на важнейших участках (например, железные дороги № 2, 3 и 4, см. карту 2) значительно глубже в тылу противника, чем в условиях Запада. Налеты на объекты военной промышленности придется во время проведения главных операций прекратить. Лишь после того как эти операции будут завершены, и войска выйдут на конечный рубеж, намеченный планом всей кампании, можно будет поставить вопрос о возобновлении налетов на военно-промышленные объекты, а именно — на объекты Уральского промышленного района.
Определяя порядок боевых действий военно-морского флота, следует учитывать, что Балтийское море носит характер своеобразного предполья европейского побережья (см. карту — Приложение 6), и это исключает активные наступательные действия наших надводных кораблей значительного водоизмещения против русского флота и его баз. Поэтому задача нашего военно-морского флота будет состоять главным образом в том, чтобы охранять прибрежные воды Германии и закрыть русским военно-морским силам выходы из Балтийского моря, чтобы они не могли из него вырваться.
Следует полагать, что транспортировка руды в Германию по Балтийскому морю будет сорвана многочисленными русскими подводными лодками и торпедными катерами; русский флот и его подводные лодки будут парализованы только тогда, когда наземные войска выйдут по суше к русским военно-морским базам, в том числе к Ленинграду. После этого можно будет осуществлять снабжение войск северного крыла также и морским путем; до этого момента нельзя рассчитывать на постоянную безопасность морских коммуникаций между Прибалтикой и Финляндией.
В заключение остается исследовать вопрос, может ли — и если да, то в каких размерах,— вестись практическая подготовка к кампании против России в наступающий осенне-зимний период, даже и в том случае, если Англия еще не будет разбита. Важно достичь того, чтобы Россия вплоть до нашей победы над Англией не подозревала о грозящей опасности и не имела бы оснований для принятия контрмер (вторжение в Румынию, прекращение экономических поставок). Тех 35 дивизий, которые с конца октября будут находиться в распоряжении командования группы армий «Б», вполне достаточно, чтобы обеспечить безопасность наших восточных областей и оказывать на Россию определенное военно-политическое давление. Если расположенные на Востоке силы будут, сверх того, постоянно пополняться, русские почувствуют опасность и примут соответствующие контрмеры. С военной точки зрения у нас нет необходимости выдвигать на Восток новый эшелон и сосредоточивать его в этом районе до тех пор, пока срок начала боевых действий не приблизится вплотную. И плохие условия расквартирования в генерал-губернаторстве также служат лишним основанием для отказа от слишком раннего сосредоточения сил на Востоке. Правда, разместить большее, чем ныне, число соединений в немецких восточных провинциях в принципе возможно, но пользы от этого не будет. Немецкая сеть железных дорог превосходит русскую, особенно же важно, что ее внутренние ресурсы весьма высоки; таким образом, не имеет особого значения, где будут находиться предусмотренные для сосредоточения на Востоке войска — в Померании — Бранденбурге — Силезии или в Западной Германии. Чем дальше мы держим свои силы от предстоящего района сосредоточения, тем внезапнее будет для русских начало этого сосредоточения, которое мы в состоянии провести гораздо быстрее, чем это мог бы сделать противник.
Зато было бы важно в рамках уже развертывающейся программы строительства «Восток» и на основе утвержденного в принципе плана операций немедленно начать осуществление всех тех подготовительных мер, которые послужат впоследствии интересам стремительного сосредоточения войск (пропускная способность железных дорог и шоссе, «программа Отто») и подвоза грузов снабжения (накопление запасов, создание баз горючего, и смазочных материалов). Изучив сооружения, обеспечивающие работу железных и шоссейных дорог, необходимо теоретически продумать, а частично и практически принять все подготовительные меры по их обороне и восстановлению. Возможно, придется усилить железнодорожные войска.
В интересах секретности следует на первом этапе ограничить доступ к материалам, связанным с Восточным походом, возможно более узким кругом людей из состава высших и старших командных инстанций.
Приложения:.
а) Карты
1. Расположение соединений германских и русских сухопутных войск (по состоянию на август 1940 г.).
2. Немецкие и русские железные дороги, по которым может осуществляться переброска войск в направлении границы (пояснения см. в приложенной тетради).
3. Карта-схема предполагаемого хода боевых действий.
4. Русская военная промышленность.
5.
а) Радиусы действия германской и русской авиации
б) сеть германских и русских наземных авиационных сооружений (аэродромов и т. п.) и расположение русских авиационных соединений.

6. Обзорная карта Балтийского моря.
б) Тетрадь со сведениями упомянутого содержания.

«Fall Barbarossa», S. 126—134.
Цит по. В. И. Дашичев «Банкротство стратегии германского фашизма» Москва «Наука» 1973. т.2 стр. 75-82