ОтВ. Кашин
Кeugend
Дата27.02.2006 14:24:34
РубрикиWWI; WWII;

Сравнение натянутое ИМХО


Добрый день!

>>Во время ленд-лиза мы по основным видам вооружений зависели от союзников в гораздо меньшей степени – ок. 2% артиллерии, 10% танков и 12% самолетов. Очень существенными были только поставки автомобилей – 343 тысячи произведенных в СССР в 1941-45 гг. автомобилей против 424 тыс. поставленных по ленд-лизу (или 55,3% от общего числа полученных). Значительна роль ленд-лиза и в обеспечении средствами связи – впрочем и в ПМВ наши заводы смогли обеспечить средствами связи русскую армию (по нормам 16 года) примерно на 30%. Нисколько не принижая роль ленд-лиза, позволившего сэкономить нам множество жизней, все-таки хотелось бы заметить – что его роль не была настолько критичной, как роль поставок союзников РИ в ПМВ.

Сравнивать зависимость СССР от ленд-лиза и Российской империи от поставок союзников оперируя главным образом единицами военной техники странно. Поставки химической продукции, металлов, нефтепродуктов, радиодеталей и т.п. сырья и комплектующих были, насколько я понимаю, более важными компонентами ленд-лиза, чем танчики с самолетиками. Конечно, не имеет аналогов в ПМВ зависимость СССР от импортных грузовиков. При том, что машины, пригодные для использования в качестве тягачей даже дивизионных гаубиц производились в СССР в ничтожных количествах, отсутствие американских грузовиков , вероятно, поставило бы под вопрос способность СССР к ведению маневренной войны.


>По автомобилям мы также сильно зависели от заграничных поставок – «всего за время войны было произведено в России и закуплено за границей 24 978 машин». Если учесть, что крупнейший и по сути единственный наш автомобильный Русско-Балтийский завод 1912 г. изготовил 50 машин, в 1913 году 127 и в 1914 г. – 300 машин, а на 1916-1918 гг было заказано 1500 машин, то можно сделать вывод, что львиная доля автомобилей была иностранного происхождения. Впрочем, камрад ruselefant может опять же заметить, что автомобили это экзотика для того времени – в отношении России мы наверное с ним согласимся – на 1 сентября в русской армии насчитывалось около 10 тыс. автомобилей, а вдвое меньшая по численности французская располагала 90 тыс. автомобилей.
Роль автомобилей в ПМВ несравнима с их ролью в ВМВ.

>Роль американских автомобилей огромна – но наверное мы бы смогли воевать и без них – пусть воевали бы дольше и большей кровью, снизили бы производство танков, пустив ресурсы в производство автомобилей – зажались бы, но все-таки довоевали.

Не факт, что решить проблему насыщения армии автомобилями можно было бы за счет сокращения числа танков. ИМХО пришлось пожертвовать легкими танками и САУ в пользу гусеничных арттягачей, а вместо мотопехоты еще шире, чем было в реальности использовать кавалерию. Что, наверняка, отразилось бы на возможностях ведения маневренной войны.

И еще: оперируя количеством дивизий на русском фронте в ПМВ и ВМВ, разумнее также учитывать распределение ресурсов и других видов ВС. Например, количество истребителей, отвлеченных на ПВО рейха (при том что авиация в ВМВ играет на порядок более весомую роль, чем в ПМВ). Имело бы смысл учесть также ресурсы, брошенные немцами в топку за время битвы за Атлантику в сравнении с ничтожными усилиями, которых хватило для нейтрализации советского флота. Ясно, что роль русского флота в ПМВ также далека от первостепенной, но все-таки против него выставляли нечто более существенное, чем вооруженные баржи и торпедные катера.


С уважением, Василий Кашин