ОтAlexsoftОтветить на сообщение
КВулканОтветить по почте
Дата27.09.2005 20:18:58Найти в дереве
РубрикиWWII;Версия для печати

Мюллер-Гиллербранд о "Зеелове"


Отдавая 13 июля главнокомандующему сухопутными силами приказ о подготовке операции "Зеелёве" *Директива № 16 "о подготовке операции "Зеелёве" была датирована 16 июля. Директивы фюрера часто отдавались с опозданием. Поэтому иногда осуществление важных мероприятий сухопутных сил начиналось раньше, чем была издана соответствующая директива фюрера.* Гитлер одновременно заявил о намерении вести борьбу против Британских островов только силами авиации и военно-морского флота и, кроме того, захватить с помощью Испании Гибралтар, "чтобы создать фронт от Нордкапа до Марокко".
Несколькими днями позже, 22 июля, Гитлер потребовал от главнокомандующего сухопутными силами, чтобы тот занялся русской проблемой. Следовало, по его словам, разбить надежды Англии на русскую помощь и исключить возможность нападения на Германию с тыла. Затем он сказал, что нужно начать практическую подготовку. Вскоре мысль о походе против Говетского Союза приняла более конкретные формы, и 31 июля 1940 г. Гитлер заявил о своей решимости провести весной 1941 г. кампанию против Советского Союза с целью его разгрома. Для этого, сказал он, необходимо к намеченному сроку довести численность сухопутной армии до 180 дивизий. Одновременно Гитлер заявил о своем намерении наряду с захватом Гибралтара также поддержать наступление итальянцев в Северной Африке, хотя и признал при этом, что действительно решающих результатов можно ожидать только от нападения на Англию*Дневник Гальдера, запись от 31 июля 1940г.*.
Тем временем мысль Гитлера о нападении на Англию претерпела серьезное изменение. В директиве № 17 от 1 августа 1940 г. он уже предписывал усилить воздушную и морскую войну "с целью создания предпосылок для нанесения окончательного поражения Англии". Таким образом, операция "Зеелёве" ставилась в зависимость от успешного осуществления этого наступления на море и в воздухе.
В первых числах августа доминирующей стала идея захвата Средиземного моря путем блокирования доступов в него с Востока и Запада, и 12 августа Гитлер приказал подготовить примерно 1 танковую бригаду для действий в Северной Африке.
Таким образом, в течение нескольких недель планы Гитлера претерпели коренные изменения. Вместо сокращения численности сухопутных сил и перенесения основных усилий в области вооружений с сухопутной армии на другие виды вооруженных сил на повестку дня встала огромная программа военных приготовлений.
1. Попрежнему продолжалось сокращение численности действующей армии до 120 дивизий при одновременном увеличении количества подвижных соединений с 15 до 30.
2. Велась подготовка к наступлению против Англии с применением крупных сил действующей армии, что выдвигало целый ряд новых требований в области материально-технического снабжения. Для обеспечения успеха операции предстояло развернуть против Британских островов наступление с воздуха и с моря.
3. Была начата разработка планов крупного наступления против Советского Союза в следующем году, в связи с чем развернулась работа по осуществлению первых мероприятий, предусмотренных перспективным кланом, включая увеличение действующей армии до 180 дивизий.
4. Изучалась возможность отказа от операции "Зеелёве" в пользу удара по досягаемым внешним позициям Англии, под которыми имелись в виду английские опорные пункты в районе Средиземного моря.
Многообразие перечисленных задач свидетельствовало о том, что Гитлер не был вполне уверен в успехе непосредственного нападения на Британские острова, которое должно было решить исход борьбы. Однако те же самые недостатки, которые делали рискованной эту операцию, были присущи и другому решению проблемы - наступлению на внешние позиции. Эти недостатки заключались в отсутствии необходимого превосходства на море и в воздухе. К тому же все победы, одержанные Германией на суше не могли решающим образом изменить к лучшему неблагоприятное стратегическое положение, в котором она находилась по сравнению с существовавшей de facto англо-американской коалицией, господствовавшей на океанах и обладавшей значительно более высоким экономическим и военно-промышленным потенциалом. Они должны были привести к непредвиденному по своим масштабам расширению войны во времени и в пространстве, не увеличивая шансов на достижение окончательной победы. Однако Гитлер, после только что с таким блеском выигранной кампании, в достижении успеха которой он особую роль отводил самому себе, не намерен был серьезно считаться с подобным риском и любой ценой стремиться к скорейшему окончанию войны. Как и осенью 1939 г., он вновь встал на путь авантюр, не имея продуманного плана.
Первая проверка возможностей осуществления замыслов Гитлера, проведенная ОКХ, показала, что наступление против Советского Союза требовало использования всех имевшихся сил и что другие планы можно было реализовать только либо до начала, либо после окончания этой кампании. Чтобы обеспечить проведение кампании против Советского Союза весной 1941 г., на Востоке немедленно следовало приступить к серьезному расширению дорожной сети, а также к строительству военных сооружений, созданию запасов и т.д. По ходатайству ОКХ Гитлер 9 августа 1940 г. через ОКБ отдал распоряжение о "строительных мероприятиях на Востоке", в котором обязывал высшие государственные органы и генерал-губернатора в Польше содействовать работам по сооружению железных и шоссейных дорог, линий связи, складов и т.д., причем строительство должно было вестись в соответствии с военными требованиями. В целях маскировки относительно назначения этих мероприятий было сказано, что они являются мерами по защите от воздушной войны на Западе.
При неясности целевой установки и политических предпосылок пока не представлялось возможным разработать точные планы ведения операций в районе Средиземного моря. Во всяком случае, очевидной была необходимость безотлагательного принятия таких мер, которые позволили бы использовать войска сухопутной армии в условиях тропического климата и в пустыне. Для этого предстояло подготовить запасы соответствующих видов продовольствия, создать нужные образцы обмундирования и технического имущества, обеспечить возможность использования в предполагаемых условиях автомашин, танков, пороха, взрывчатых веществ и т.д., а также подготовить сами войска к действиям в таких районах. В остальном руководство сухопутных сил совершенно ясно сознавало, что при военной слабости итальянского союзника*1Перед заключением германо-итальянского военного союза от 22 мая 1939г. начальник Генерального штаба итальянской сухопутной армии и заместитель водного министра генерал Париани во время военного совещания, проходившего 5 апреля 1939 г. в Инсбруке, заявил начальнику штаба ОКБ генералу Кейтелю, что итальянские вооруженные силы вследствие перенапряжения, вызванного воиной в Абиссинии, а также отправкой войск и техники в Испанию, практичеси оказались небоеспособными и могли снова быть готовы к ведению операций не раньше 1943 г. Для итальянских вооруженных сил требовалось, по его словам, несколько лет отдыха, чтобы они снова могли стать боеспособным инструментом.*риск ведения операций в районе Средиземного моря из-за их зависимости от морских коммуникаций будет весьма значительным.
В августе Гитлер принял решение о том, что во всем дальнейшем организационном планировании по линии сухопутных сил необходимо - без ущерба для выполнения прочих задач - учитывать возможность проведения весной 1941 г. кампании против Советского Союза. Благодаря этому несколько прояснились организационные задачи, которые предстояло решать командованию сухопутных сил.
II. ПОПЫТКИ УТОЧНЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ВОЙНЫ ПРОТИВ АНГЛИИ
Все больше склоняясь к плану разгрома Советского Союза в 1941 г., Гитлер тем не менее в первое время не отказывался и от прежнего намерения сокрушить Англию посредством удара либо по самой метрополии, либо по ее жизненно важным внешним форпостам. Однако идея проведения десантной операции очень скоро отступила на задний план перед другими решениями.
1. Отказ от плана непосредственного нападения на Британские острова
Еще 19 июля главнокомандующий военно-морскими силами в памятной записке на имя Гитлера обращал внимание последнего на трудности и риск, с которыми могло быть сопряжено осуществление операции "Зеелёве". Одновременно он высказался за активизацию военных действий против английских морских коммуникаций и за развертывание военных операций на Средиземном море (Гибралтар и Суэц). Гитлер прислушался к этому совету и в тот же день заявил главнокомандующему сухопутными силами и намерении проводить операцию "Зеелёве" лишь в том случае, если не удасстся победить Англию иным путем. Нападение на Советскую Россию, в пользу которого Гитлер высказался 31 июля, в конечном счете косвенно также было бы направлено против Англии, хотя и в совершенно иных условиях, поскольку операции против Советского Союза не позволили бы использовать в прежних масштабах весь военно-промышленный потенциал для ведения воздушной и морской войны против Англии.
Отданное 1 августа распоряжение об усилении воздушной и морской войны против Англии показало, что решимость Гитлера провести десантную операцию была поколеблена. В конце августа срок готовности к проведению операции "Зеелёве" был перенесен Гитлером на период "не раньше 21 сентября". При этом он характеризовал операцию лишь как "отвлекающий удар". Очевидно, под впечатлением того, что английская авиация оказывала в борьбе за господство в воздухе над Англией упорное сопротивление, которое превзошло все ожидания, Гитлер 14 сентября 1940 г. заявил главнокомандующим видами вооруженных сил и их начальникам генеральных штабов, что пока еще не стоит вопрос об окончательном отказе от операции "Зеелёве". Она была отменена 12 октября 1940 г., хотя одновременно и оговаривалось, что к весне 1941 г. вновь надо быть готовым к ее проведению. Таким образом, Гитлер отказался от намерения добиться завершения войны путем непосредственного нападения на Британские острова.
Подготовка к операции "Зеелёве" была сопряжена со значительными трудностями. В частности, военно-морской флот не мог выполнить требований сухопутных сил в отношении ширины фронта десантирования и т.д. Во всяком случае, налицо были серьезные пробелы, и операцию можно было провести, лишь прибегая ко всякого рода импровизациям. Однако приготовления не прекращались. Они проводились с прежней энергией и настойчивостью вплоть до 12 октября (дня отмены операции) и даже после этой даты. В конечном счете проделанная в ходе этих приготовлений работа сослужила хорошую службу позже, при проведении морских десантных операций во время кампании против России (Балтийское и Черное моря) и на Средиземном море. Распределение сил для операции "Зеелёве" по состоянию на 7 октября 1940 г. (то есть за несколько дней до ее отмены) отображено в приложении 15.
Воздушные налеты на Англию, проводившиеся с 13 августа 1940 г., вскоре показали, что силы английской авиации и перспективы на успех немецко-воздушного наступления были оценены неправильно. Решающих успехов добиться не удалось, и потери начали подтачивать силы немецкой авиации. Воздушное наступление успеха не имело. Оно не позволило ни сломить сопротивление Англии, ни создать более благоприятные предпосылки для проведения операции "Зеелёве", как этого требовал Гитлер.
Англия постепенно оправлялась после тяжелого поражения в Бельгии и Северной Франции и активизировала свои действия. Во второй половине августа французскому эмигрантскому правительству в Лондоне удалось инспирировать во французских колониях Центральной Африки движение за отделение от правительства Виши. В конце августа английская авиация совершила первый налет на Берлин. Уже 19 августа 1940 г. Гитлер счел себя вынужденным отдать приказ по вооруженным силам, в котором говорилось, что "необходимо, используя все транспортные средства и временно отказываясь от других перевозок, начать ускоренную переброску из Франции в распоряжение главнокомандующего военновоздушными силами всей пригодной для использования трофейной зенитно-артиллерийской техники для создания стационарных зенитных батарей ПВО". Сухопутная армия должна была для реализации этого мероприятия, внезапно ставшего столь неотложным, выделить в распоряжение военно-воздушных сил контингента офицеров, унтер-офицеров и рядового состава.
В конце сентября французский гарнизон в ходе трехдневных боев отразил совместную попытку английских и деголлевских войск высадить десант в районе Дакара. В ответ на эту попытку французская авиация совершила воздушный налет на Гибралтар.