ОтRusDeuОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата06.03.2007 02:47:10Найти в дереве
РубрикиWWII; Спецслужбы;Версия для печати

Осуждение в 1949 г. военнослужащего из подразделения "Бранденбург-800"


Интересно, есть ли серьезная литература на предмет разведывательно-диверсионной деятельности германских спецслужб в тылу красной армии в форме советских военнослужащих? Захваченных диверсантов в форме военнослужащих противной стороны имели право, если не ошибаюсь, расстреливать на месте. Но вот какова была законодательная база, если таковый «переодевальщик» попадался в руки соответствующей стороны через несколько лет после совершенного деяния? Но уже в качестве ординарного военнослужащего.

==========================================
Взято из книги: Из: Немцы в Прикамье. ХХ век: Сборник документов и материалов в 2-х томах / Т. 1. Архивные документы. Кн. 2. – Пермь 2006, с. 138-140.

№ 398
Приговор Военного трибунала войск МВД Молотовской области по делу немецкого военнопленного В.А. Корса
19 декабря 1949 г.
г. Молотов
Секретно

Именем Союза Советских Социалистических Республик

1949 года декабря 19 дня Военный трибунал войск МВД Молотовской области в закрытом судебном заседании в гор. Молотове в составе председательствующего капитана юст[иции] Дмитриева, нар. заседателей старшины Веселкова и сержанта Демочка при секретаре ст. лей[тенан]те юст. Зубкове рассмотрел дело по обвинению Корса Вилли Адольф[овича], 1921 года рождения, уроженца города Вильгельмбург (Германия), из семьи рабочих, торгового служащего, немца, германского подданства, члена фашистской молодежной организации «Гитлерюгенд» с 1934 года, с образованием 8 классов, несудимого, холостого, оберефрейтора, участвовавшего в войне против СССР с 22 июня 1941 г. до января м-ца 1943 года в составе взвода тяжелого оружия 8-й роты 2-го батальона 6-го учебного полка Бранденбургской дивизии № 800 особого назначения пулеметчиком, разведчиком-диверсантом, в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 58-4 и 58-6 ч. I УК РСФСР.

Материалами дела и судебным следствием Военный трибунал Установил:

Подсудимый Корс в феврале 1941 года был призван на службу в бывшую германскую армию и в апреле месяце того же года зачислен в состав полка особого назначения «Бранденбург 800», где он прошел подготовку для ведения разведывательно-диверсионной работы в тылу советских войск.
22 июня 1941 года Корс в составе своей роты в количестве 25–30 человек разведчиков-диверсантов под видом советских военнослужащих был заброшен в тыл советских войск в районе города Владимира-Волынска*, где он лично принимал участие в уничтожении советской охраны и занятии железнодорожного моста. 27 июля того же года в составе той же группы он вторично был заброшен в советский тыл в районе города Житомира, где они уничтожили 15 человек советских военнослужащих и заняли мост, имеющий стратегическое значение.
В сентябре 1942 года в районе города Минеральные Воды Корс опять был заброшен в тыл советских войск с разведывательно-диверсионным заданием, где он лично принимал участие в составе группы в захвате моста и шлюза через реку Маныч и в уничтожении советских военнослужащих, охранявших указанные объекты. В октябре 1942 года на территории бывшей Калмыцкой АССР [он] принимал участие в борьбе против советских партизан.
С июля 1943 года до конца войны с Германией в составе Бранденбургской дивизии он вел борьбу против партизан в Греции, Югославии и Венгрии.
На основании изложенного Военный трибунал признал виновным Корса в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 58-4 и 58-6 ч. I УК РСФСР. Руководствуясь ст. ст. 319 и 320 УПК РСФСР, Военный трибунал

Приговорил:

Корса Вилли Адольф. на основании ст. 58-4 УК РСФСР и в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года «Об отмене смертной казни» заключить в исправительно-трудовые лагеря сроком на двадцать пять (25) лет без конфискации имущества за отсутствием такового у осужденного; на основании ст. 58-6 ч. I УК РСФСР и в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года «Об отмене смертной казни» заключить в исправительно-трудовые лагеря сроком на двадцать пять (25) лет без конфискации имущества у осужденного за отсутствием такового.
По совокупности совершенных преступлений в силу ст. 49 УК РСФСР на основании ст. 58-6 ч. I УК РСФСР и в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года «Об отмене смертной казни» окончательно для отбытия меры наказания Корсу В.А. определить заключение его в исправительно-трудовые лагеря сроком на двадцать пять (25) лет без конфискации имущества за отсутствием такового у осужденного. Срок отбытия меры наказания с зачетом срока предварительного заключения Корсу исчислить с 31 октября 1949 года.
Меру пресечения до вступления приговора в законную силу осужденному Корсу оставить прежнюю, т.е. содержание под стражей.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Военный трибунал войск МВД Уральского округа через Военный трибунал войск МВД Молотовской области в течение 72-х часов с момента ознакомления с приговором осужденного.

Председательствующий Дмитриев
Нар. заседатели: Демочка
Веселков
ГОПАПО. Ф.643/2. Оп.1. Д.1958. Л.89–90 об. Подлинник. Рукопись.
----------------------------------------
* Так в документе, правильно – «г. Владимир-Волынский».



№ 399
Кассационная жалоба В.А. Корса от 20 декабря 1949 г. в Военный трибунал войск МВД Уральского округа с просьбой о пересмотре его дела*

31 декабря 1949 г.**

г. Молотов

Я обжалую приговор, вынесенный 10 XII [19]49 г.* Военным трибуналом войск МВД по Молотовской области.
Основание:
1) Я, как немец и солдат, выполнял свой долг. В случае нарушения клятвы меня бы приговорили к расстрелу.
2) Также я не виновен, что служил в полку «Бранденбург 800 особого назначения». О том, что полк был предназначен для выполнения особых заданий, я узнал лишь после моего назначения в этот полк. Я участвовал в военных операциях в немецкой форме и открыто носил оружие.
В обвинительном заключении меня обвиняют в том, что я забрасывался в тыл русской армии. Это неверно. Мосты мы занимали при наступлении. Прошу учесть это обстоятельство. Далее прошу обратить внимание на то, что я находился не более 6 месяцев на русской территории (за время одной операции). Кроме того, я являюсь капитулянтом и по международным законам должен был быть через год после капитуляции отпущен.
Прошу учесть это.
3) Я единственый сын в своей семье. Мои родители в преклонном возрасте (отцу 72 года, матери 60 лет) и не имеют помощника. Мои родственники почти все погибли после бомбежки в Германии. Кто теперь поддерживает моих родителей? Западная зона им не поможет.
Кроме того, я больше не обороноспособен. Во время моей службы в армии я после заболевания оказался неработоспособным с 1944–1948 гг.
Документы у меня были изъяты и уничтожены в лагере в[оенно]/пленных в г. Фокшаны. Прошу учесть и это обстоятельство при вторичном разборе дела.
Я предполагаю, что для меня должен быть вынесен более мягкий приговор или вообще, возможно, моя отправка на Родину. Я еще раз прошу не уничтожать бессмысленно жизнь моих родителей. Мой брат, выполняя свой долг во время войны, поплатился жизнью.
Если вы не будете вторично пересматривать мое дело, то прошу мне возвратить фотографию моих родителей. Квитанция находится у меня.
Корс

P.S. Я прошу возвратить мне деньги с Управления лагеря [№ ] 207, которые мне должны были быть вручены после объявления результата, так мне объяснил следователь тюрьмы г. Молотова****.

Корс

Перевела

ГОПАПО. Ф.643/2. Оп.1. Д.1958. Л.97–98. Подлинник. Рукопись. Перевод с немецкого, современный подлиннику.
--------------------------------------------------
* Определением Военного трибунала войск МВД Уральского округа от 7 июня 1950 г. приговор оставлен без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.

** Жалоба была написана В.А. Корсом на немецком языке 20 декабря 1949 г., а публикуемый перевод ее на русский язык сделан 31 декабря 1949 г.

*** Так в документе, в действительности В.А. Корс был осужден 19 декабря 1949 г.

**** 16 марта 1999 г. прокуратурой Пермской области В.А. Корс реабилитирован, т. к. на него как гражданина Германии, который участвовал в войне против СССР, подчиняясь законам своего государства, и был взят в плен как солдат вражеской армии, должно распространяться действие законов о военнопленных, а не Уголовного кодекса РСФСР.