ОтЕлисеенко АлексейОтветить на сообщение
КAll
Дата27.09.2007 17:01:58Найти в дереве
РубрикиWWII; 1941;Версия для печати

Аэродромы ЗапОВО. Год 1941


Постановление СНК БССР и ЦК КП(б)Б «О мероприятиях
по обеспечению строительства аэродромов для Наркомата обороны в 1941 г.»
г. Минск 1 апреля 1941 г
Особая папка Строго секретно
В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24.111-1941 г., СНК БССР и ЦК КП(б)Б постановляют:
1. Обязать всех секретарей обкомов, горкомов и райкомов КП(б)Б и председателей со¬ответствующих исполкомов районов строительства аэродромов, немедленно приступить к строительству аэродромов.
2. Обязать Наркомхоз БССР (т. Забелло) и Главдорупр при СНК БССР (т. Приставко) передать НКВД до 5.IV-1941 г. (определив пункты сдачи по согласованию с НКВД) на вре¬мя строительства аэродромов дорожно-строительные механизмы городских коммунальных
'• Подпись отсутствует.

и дорожных отделов с принадлежащими им материально-техническими ресурсами и кад¬рами (приложения № 1 и 2)1*. Выделяемый транспорт, оборудование и механизмы, под личную ответственность руководителей учреждений, представлять комплектно и в исправ¬ном состоянии.
3. Секретарям обкомов и председателям облисполкомов: Белостокской области —
тт. Кудряеву. Мальцеву, Брестской области —тт. Тупицыну, Длугошевскому, Барановичской
области — тт. Бондаренко, Царенко, Вилейской области — тт. Климову, Краскову, Витеб¬
ской области —тт. Стулову, Рябцеву, Минской области —тт. Колышкину, Темкину, Моги-
левской области — тт. Макарову, Терехову, Пинской области — тт. Минченко, Шарову,
Полесской области —тт. Левицкому, Зайцеву, на территории которых осуществляется стро¬
ительство аэродромов:
а) производить отчуждение земель, намеченных под строительство аэродромов, в 5-днев¬
ный срок с момента представления соответствующих заявок от НКВД, но не позднее 10 ап¬
реля 1941 г., с последующим оформлением этого отчуждения;
б) предоставить право перечисленным областям установить платную трудовую и гуже¬
вую повинность для выполнения работ по строительству аэродромов на весь 1941 г., с пос¬
ледующим сообщением своих решений в ЦК ВКП(б) и СНК СССР;
в) сохранить за колхозниками, направляемыми на работу на строительство аэродромов,
право получения за наличный расчет продуктов и других видов услуг со своих колхозов в
количествах, необходимых ему для личных потребностей;
г) представить на время строительства аэродромов по заявкам НКВД необходимые для
выполнения работ кадры ИТР, служащих и материальные ресурсы строительных организа¬
ций, находящихся на территории области;
д) обеспечить потребность строительства аэродромов в песке, камне, щебне и гравии в
соответствии с заявками уполномоченных НКВД, для чего обеспечить немедленный разво¬
рот добычи нерудных ископаемых на карьерах до размеров, покрывающих потребность стро¬
ительства аэродромов в необходимые сроки;
е) определять стоимость заготовляемых материалов, стоимость автогужевых перевозок,
по представлению уполномоченных НКВД по строительству аэродромов;
ж) карьеры песка и камня, непосредственно прилегающие к площадкам строительства
аэродромов, передать в аренду НКВД, независимо от подчиненности (кроме НКО и обеспе¬
чивающих оборонное строительство НКО) на весь период строительства со всеми механиз¬
мами, транспортом и наличными кадрами;
з) обеспечить представление жилья близ строящихся аэродромов для размещения инженер¬
но-технического персонала и вольнонаемной рабочей силы, содействуя местными строитель¬
ными материалами, отводом домов для расселения у местных жителей в районе строительства.
4. Начальникам строительства:
а) стоимость завозимых материалов и их перевозку принимать по действующим в момент
оплаты ценам и тарифам;
б) накладные расходы принимать в размере 28% и резерв на непредвиденные работы —
5% от полной сметной стоимости объекта;
в) расходы по III разделу генсмет (на временные сооружения, приобретение механизмов
и транспорта, подсобное производство и т. п.) предусматривать в размере 5% от стоимости
работ по площадке.
5. Поручить НКВД БССР (т. Матвееву) в декадный срок разработать помесячный план строительства аэродромов и внести его на утверждение СНК БССР и ЦК КП(б)Б.
6. В соответствии с решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от24.Ш-1941 г.:
а) разрешить НКВД БССР (т. Матвееву) на время работы по аэродромному строитель¬ству в 1941 г. дополнительно 4 часа работы в день для всех рабочих, служащих и ИТР, за¬нятых на площадках строительства;





б) выплачивать подъемные при перемещении работников, направляемых на строитель¬
ство аэродромов из других наркоматов, в размере предусмотренном Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 19 октября 1940 г.;
в) не привлекать рабочих, служащих и ИТР, занятых на строительстве аэродромов по на¬
стоящему постановлению, к явке на лагерные учебные сборы и на допризывную подготовку.
Забронировать на весь период строительства жилую площадь для работников, направ¬ляемых на аэродромное строительство НКВД, по месту их постоянного жительства.
7. Поручить Экономсовету при СНК БССР рассмотреть увеличение плана по цементным заводам на II квартал и на 1941 г. и внести на утверждение СНК БССР мероприятия, обес¬печивающие дальнейшее увеличение программы.
8. Поручить Экономсовету при СНК БССР:
а) в 5-дневный срок передать на время строительства аэродромов автомашин ЗИС-5 в
количестве 200 штук и ГАЗ-АА в количестве 10 штук, согласно приложения № З2*, и по
согласованию с НКВД БССР (т. Матвеевым) определить пункты сдачи автомобилей.
Предупредить всех руководителей организаций, передающих автомашины, что переда¬ваемые машины должны быть в состоянии, полностью пригодном для эксплуатации. Разре¬шить при отсутствии автопокрышек, сдаваемые автомашины принимать без покрышек, но вполне исправные в других отношениях;
б) полностью удовлетворить потребность строительства аэродромов в кирпиче и извес¬
ти, пункты и сроки по согласованию с НКВД БССР.
9. Т. Авхимовичу (ЦК КП(б)Б) и т. Матвееву — к 3 апреля 1941 г. подобрать для управ¬
ления аэродромного строительства 295 чел. специалистов и направить их к месту работы не
позднее 5 апреля 1941 г. (приложение № 4)2*.
10. Обязать начальников железных дорог: Белорусской (т. Краснобаева), Западной
(т. Гарнык), Белостокской (т. Бодунова) и Брест-Литовской (т. Бурыкина) — выделять вагоны
целевым назначением и обеспечить бесперебойную подачу их под перевозки рабочей силы,
материалов, оборудования и других грузов, направляемых в адреса строительства.
Выделить постоянно действующие вертушки для перевозки местных строительных ма¬териалов, инертных материалов в пункты по согласованию с НКВД БССР.
Принимать под перевозку все грузы для строительства на расстоянии менее 30 км, а также сверх установленной предельной дальности по местным материалам.
Обеспечить по заявкам НКВД БССР и его уполномоченных на местах необходимое ко¬личество мест в пассажирских поездах для переброски командируемых.
11. Обязать Днепро-Двинское пароходство (т. Геронина) обеспечить перевозку рабочей силы, оборудования, материалов и других грузов, направляемых в адреса строительств, по заявкам НКВД, начальников строительства аэродромов, а также их поставщиков.
12. Обязать Наркомторг БССР (т. Выходцева) организовать и расширить на площадках строительства торговлю и общественное питание в соответствии с заявками НКВД БССР.
13. Обязать Уполнаркомсвязи т. Кравчука немедленно приступить к установке прямой телефонной связи с площадками строительства аэродромов, по указаниям НКВД. Схему связи согласовать с управлением военно-воздушных сил ЗапОВО (т. Конец) и представить на утверждение ЦК КП(б)Б.
14. Предупредить директоров заводов-поставщиков, начальников дорог и пароходств, что они несут персональную ответственность за своевременную отгрузку всех материалов, обору¬дования, горючего, продовольствия и промтоваров на строительство аэродромов НКВД.
15. Обязать Наркомат промышленности местных стройматериалов (т. Кунина) расши¬рить производство керамических труб на Белостокском, Гродненском, Семятичском, Милей-чицком, Орлянском, Копыльском и Ломжснском изразцовых заводах, а также Витебском черепичном заводе № 34, обеспечив производство 1650 тыс. метров труб к 1 июля 1941 г.

16. ЦК КП(б)Б и СНК БССР, придавая большое значение аэродромному строительству для обороны сфаны, обязывают первых секретарей обкомов, председателей облисполкомов, секретарей райкомов и председателей райисполкомов оказывать постоянную конкретную помощь строительству аэродромов, обеспечивающую безусловное выполнение полностью всего строительства в установленные сроки.
Пономаренко3*
Былинский




--------------------------------------------------------
Справка 3 управления НКО СССР о состоянии аэродромного строительства
16 апреля 1941 г. Секретно
В работе аэродромных отделов округов по строительству оперативных аэродромов и площадок в 1940 г. имелось ряд серьезных недочетов, что отрицательно сказалось на выпол¬нении плана работ.
5 управление ГУ ВВС КА с задачей организации и руководства этой работой не справ¬ляется.
Строительство объектов по таким округам, как Одесскому и Прибалтийскому, велось без проектов и смет. Изыскания площадок производилось наспех по внешним признакам без достаточного их изучения. В результате выбранные площадки во многих случаях оказыва¬лись непригодными к использованию под оперативные аэродромы и посадочные площадки, и командование округов вынуждено было от них впоследствии отказываться, что приводи¬ло к бесцельному расходованию государственных средств и срыву выполнения плана стро¬ительства объектов.
Аэродромным отделом Прибалтийского особого военного округа в 1940 г. на строитель¬ство аэродромов израсходовано 17 077 177 рублей, причем ни одного аэродрома и посадоч¬ной площадки в эксплуатацию не сдано.
Процент технической готовности отдельных объектов колеблется от 30 до 75%.
В практике аэродромного отдела ВВС ПрибОВО, отчуждение земель, назначение сро¬ков сноса построек и уборка посевов производились без согласования с правительствами республик, в отдельных случаях только по указанию командиров баз. Согласно установлен¬ным срокам, отдельные владельцы участков постройки снесли и посевы убрали несозревши¬ми, а впоследствии ряд отведенных таким образом участков для строительства аэродромов оказались непригодными и были возвращены крестьянам, которые требуют возмещения понесенных убытков.
Всего задолженность крестьянам вследствие этого достигла более 2 млн. рублей.
По Одесскому военному округу невыполнение плана строительства оперативных аэро¬дромов явилось в результате отсутствия надлежащего руководства и контроля со стороны нач. аэродромного отдела округа майора Макеева.
Строительство объектов в большинстве своем велось без проектов и смет. Землеотвод своевременно не оформлялся, что приводило к бесцельным затратам государственных средств. Так в июле м-це 1940 г. по распоряжению майора Макеева было начато расширение Кишинев¬ского аэродрома без проекта и смет, хотя была очевидна нецелесообразность его расширения из-за большого объема земляных работ. На ряд сигналов, поступавших с мест о высылке съем¬щиков и составления смет, Макеевым никаких мер до сентября месяца принято не было.

Только 10.IX.40 г. была произведена съемка и составлены сметы, на основании кото¬рых в октябре м-це 1940 г. дальнейшие работы по расширению аэродрома были прекраще¬ны как нерентабельные. В результате по вине Макеева бесцельно израсходовано около 500 000 рублей.
* Начальник участка Сирис пробыл на объекте 19 дней, но ничего не сделал, так как не был оформлен отвод участка. Нач. топографического отдела Хаймович, выполнив на одном из участков 50% плана подготовительных работ, вынужден был дальнейшие работы свернуть по той же причине.
Строительство оперативных аэродромов в МВО проходило неудовлетворительно. К выбору площадок под строительство оперативных аэродромов, аэродромный отдел ВВС МВО подходил безответственно.
При строительстве аэродрома Павловское при выравнивании рельефа пришлось снимать грунт до 2 метров толщиной, тогда как рядом находилась площадь с меньшим объемом зем¬ляных работ.
Аэродром Чертаново по размерам ограничен 900x900 и расширить [его] не представля¬ется возможности, так как с одной стороны расположен колхоз, с другой болото. Решением комиссии строительство аэродрома Чертаново было отменено, но бывш. командующий ВВС МВО генерал-майор Еременко принял решение строить.
Ватулинский аэродром, имея размеры 900x900 метров, от железной дороги расположен на расстоянии 5—6 км. Подъездных путей к аэродрому нет.
Аэродром д. Инюкнно размером 800x800, расширить в дальнейшем не представляется возможным.
В 1940 году не окончено строительство 14 оперативных аэродромов.
5 управление ГУ ВВС Красной Армии по-настоящему строительством оперативных аэродромов не руководило и должных мер к устранению отмеченных недочетов не прини¬мало. Так нач. 3 отдела Пахомовым был заготовлен проект приказа о наложении взыскания на нач. аэродромного отдела ВВС МВО Лея и его заместителя Куткова за развал работы по строительству оперативных аэродромов и представлен нач. управления Филатову для док¬лада нач. ГУ ВВС Красной Армии. Филатов этот приказ вернул и никаких мер в отношении аэродромного отдела не принял.
Инспектора в округа направлялись от случая к случаю и без достаточного инструктажа и заданий. Привозимые ими материалы тщательному анализу не подвергались и необходи¬мые меры по ним не принимались. Обеспечение объектов строительными материалами и автотракторным парком и спецмашинами проводилось несвоевременно.
5 управление ГУ ВВС Красной Армии заявки аэродромных отделов округов полностью не удовлетворяло. Так, аэродромный отдел ВВС Одесского военного округа 26.03.40 г. за № 0377 дал заявку на 42 вагона кругляка и 80 вагонов пиломатериалов. В апреле месяце 1940 г. 5 управление сообщило что лес отгружен, но округом получен не был. На май месяц было запланировано 30 вагонов, получено только 15. 19.06.40 г. из 5 управления в АО ВВС ОДВО поступила телеграмма с предложением дать реквизиты на отгрузку цемента, что аэро¬дромным отделом было сделано. Однако цемента не поступало. 5 управление точными дан¬ными для планирования стройматериалов по округам не располагало, вследствие чего рас¬пределение их проводилось на глазок. Так, на октябрь месяц 1940 г. для ВВС ПрибОВО на ст. Рига было запланировано 40 вагоне» цемента, тогда как согласно заявки требовалось лишь 12 вагонов. При острой потребности нефтебитума для Одесского военного округа 5 управ¬ление запланировало на октябрь месяц всего 90 тонн, тогда как для ЗапОВО, которому со¬вершенно не требовалось, запланировало 95 тонн.
Инженерно-аэродромные батальоны из-за отсутствия положенного количества автотрак¬торного парка и спецмашин в 1940 г. работали не на полную мощность. По Западному осо¬бому военному округу инженерно-аэродромные батальоны были укомплектованы трактора¬ми на 30%, механизмами на 50—60%. Вооружены батальоны устаревшей техникой, которая не удовлетворяет современным требованиям. К разработке новых образцов техники 5 управ¬ление ГУ ВВС КА мер не принимает.

Строительство спецсооружений, в особенности бензохранилищ, в 1940 г. шло крайне медленно из-за слабой поставки промышленностью бензоцистерн. Это усугублялось еще тем, что 5 управление не контролировало отгрузку бензоцистерн в округа и безответственно рас¬пределяло отгрузку бензоцистерн с заводов в округа, что в отдельных случаях приводило к лишним затратам средств и срыву сроков строительства. Так, Свесскому заводу было зап¬ланировано отгрузить 14 цистерн в ОдВО, тогда как непосредственно находящийся в Одес¬се завод Цнитмаш, согласно разверстки отгрузил 89 цистерн в ЗакВО. В свою очередь в Грузии имеется завод по изготовлению бензоцистерн.
Все эти факты привели к тому, что план строительства оперативных аэродромов на 1940 г. выполнен не был.
Согласно представленных военными советами округов титульных списков на 1941 г. было запланировано строительство 310 аэродромов и окончание начатых в 1940 г. — всего на сумму 211 млн. рублей.
Отпущено на строительство оперативных аэродромов на 1941 г. 150 млн. рублей, из которых 70 млн. — на переходящее строительство; 80 млн. рублей — на постройку 160 аэродромов.
Командование 5 управления ГУ ВВС Красной Армии ходом подготовки аэродромных отделов округов к строительному сезону 1941 г. по существу не занимается. Данных, на¬сколько строительство объектов обеспечено изысканиями, проектированием и сметами, в управлении нет.
В округах подготовка к строительному сезону проходит крайне медленно. Строительство объектов на 1941 г. по титулам, представленными округами, обеспечено изысканием в сред¬нем на 60%, проектированием и сметами — на 50%.
Отчуждение земельных участков под строительство оперативных аэродромов произво¬дится по старым нормам — 144 га, т. е. 1200x1200, тогда как ввод в строй новой скоростной авиации требует увеличения площади летного поля до размеров 1500x1500 плюс полосы подхода 150 метров.
Ходатайство перед СНК СССР об увеличении размеров аэродромов в связи с вводом в строй новой материальной части не возбуждалось, так как утверждение новых тактико-тех¬нических требований аэродромов задерживается.
Инженерно-аэродромные батальоны к работам на 1941 г. полностью не подготовлены. Ремонт автотракторного парка и дорожных механизмов из-за необеспеченности запасными частями затягивается.
Так, по Прибалтийскому особому военному округу на 15.03. с. г. план ремонта был вы¬полнен по автомашинам на 21,8%, тракторам — на 25%, дорожным и спецмашинам — на 30%о. Обеспеченность инженерно-аэродромных батальонов ПрибОВО запчастями составляет в среднем 25% всей потребности, а по тракторам и дорожным машинам — 10%.
Вновь сформированные 16 инженерно-аэродромных батальонов полностью техникой не вооружены и к выполнению работ по строительству не готовы.
Обеспечение бензоцистернами в 1941 г. протекает крайне медленно. За январь—март месяц 1941 г. по текущему запасу для оперативных аэродромов получено 10 бензоцистерн из необходимых 800 штук.
Следует также отметить, что строительство сборно-разборных ангаров на стационарных аэродромах по вине Аэродромного управления ГУ ВВС КА и КЭУ Красной Армии прохо¬дит неудовлетворительно. В 1939 г. завезено два ангара на Чернышевские аэродромы ДВФ и до сих пор не собраны. В 1939 г. на Монинский аэродром завезены конструкции, но до сих пор ангар не собран. Аналогичное положение в ОрВО и ЗапОВО. Таким образом, десятки конструкций изготовлены и находятся в бесхозяйственном состоянии, в то время как само¬леты из-за отсутствия ангаров в ЗакВО и АрхВО гниют.
Такое положение с аэродромным строительством явилось в результате совершенно не¬удовлетворительной работы нач. 5 управления ГУ ВВС К А военинженера 1 ранга Филато¬ва, который не способен направить работу на выполнение государственной важности задач.

Следует отметить, что в напряженный период аэродромного строительства в 1940 г. ряд ответственных работников 5 управления ГУ ВВС К А во главе с нач. управления Филатовым и бывш. комиссаром, ныне замнач. управления Андреенко, занимались строительством соб¬ственных дач, используя свое служебное положение для получения строительных материа¬лов и тратя на это служебное время.
Начальник 2 отдела 3 управления НКО СССР
капитан госбезопасности Авсеевич


---------------------------------------------

Докладная записка секретаря ЦК КП(б)Б U.K. Пономаренко
заместителю Председателя СНК СССР Л.П. Берии
«О состоянии строительства аэродромов в Белорусской ССР»60
г. Минск 7 июня 1941 г.
Совершенно секретно
Строительство аэродромов в Белоруссии развернулось повсеместно. Всюду закончено строительство подсобных сооружений, идут земляные работы и заготовка местных стройма¬териалов. На 5 нюня выполнено земляных работ— 1 643 420 кубометров.
В строительстве заняты 87 тысяч рабочих и до 75 тысяч подвод. Заготовлено и вывезе¬но на площадки 707 тыс. кубометров камня и гравия. Камень собирается колхозниками и еди¬ноличниками на полях и в небольшом количестве завозится с Белокоровичского карьера.
Заготовлено и вывезено на площадки 388 тыс. кубометров песка. Набито 84 тыс. кубо¬метров щебня. Бой камня производится почти целиком вручную в связи с отсутствием кам¬недробилок.
18 объектов, закончив планировочные работы по первой полосе, приступили к производ¬ству бетонных работ. До последнего времени производство бетонных работ осуществлялось ручными замесами.
В ходе строительства есть серьезнейшие недостатки:
1. Значительное количество строймеханизмов, выделенное Главным управлением аэро¬дромного строительства МКВД СССР по фондам и за счет мобилизационных ресурсов, на объекты не поступает.

Как выяснилось, во многих случаях оборудование выделено за счет организаций, в дей¬ствительности не имеющих этого оборудования. Так, например, за счет Вязьмлага выделе¬но 49 моторных катков и 17 камнедробилок. До сих пор Вязьмлаг ничего не поставил, и по заявлению начальника Вязьмлага поставить это количество они не мбгут.
Из выделенных по фондам и мобресурсам 388 тракторов на объекты поступило 159. Выделено 288 бетономешалок, на объекты поступило только 55.
Главное управление аэродромного строительства НКВД СССР (ГУАС) в течение всего этого времени непрерывно меняет источники поступления механизмов по мобилизационным ресурсам.
Неудовлетворительно идет отгрузка по фондам. Херсонский завод должен был поставить 52 электростанции, поставил всего 8. Тамбовский завод должен был поставить 21 электро¬станцию, поставил 6.
Наркомобщмаш должен был поставить по решению правительства 47 многоступенчатых центробежных насосов, не поставил еще ни одного. Такое же положение с компрессорами для буровых скважин. По рельсам для строительства тупиков широкой колеи ГУАС фонды выделены, а поставщики не указаны. До сих пор совершенно не решен вопрос о выделении механизмов для асфальто-бетонных работ. Не выделены ни по фондам, ни по мобилизаци¬онным ресурсам автогудронаторы, асфальто-бетонные смесители, битумные котлы.
Считаю необходимым сообщить Вам о совершенно неудовлетворительной работе Нар-комстройматериалов по обеспечению объектов цементом.
Стройки ощущают сейчас в связи с развернувшимися работами по бетону недостаток в цементе. Наркомстрой из плана на апрель и май в 68 тыс. тонн цемента, поставил на объек¬ты 26 590 тонн, причем вместо положенной марки 300, заводы Наркомстроя отгрузили объек¬там 18 тыс. тонн марки 250 и ниже. Этот цемент по техническим условиям в производство пущен не может быть или может быть допущен в смеси с портландским цементом марки 400—500, в пропорции один к трем. Но цемента высокой марки на объектах не имеется.
На июнь месяц занаряжено 75 тыс. тонн цемента при потребности в 162 тыс. тонн.
Необходимо выделить дополнительно на июнь 1941 г. 54 тыс. тонн цемента марки 400— 500. В этом случае можно будет использовать цемент низкой марки в смеси с портландским цементом.
Кроме того, считаю целесообразным перевести Кричевский цементный завод с производ¬ства цемента марки 500—600 на производство цемента марки 300—400, обязав Наркомстрой цемент с Кричевского завода направлять полностью на строительство аэродромов НКВД БССР и авиационных заводов в Белоруссии, при этом:
а) производство цемента будет увеличено на 40—50 тыс. тонн, ликвидируется диспро¬
порция между обжигом и помолом и годовая программа будет доведена со 120 до 160—170
тыс. тонн цемента;
б) полностью будут использованы сырьевые запасы, а сейчас значительное количество
сырья завод выбрасывает в отвал в связи с производством цемента только высоких марок;
в) производство спеццемента с Кричевского завода может быть безболезненно перене¬
сено на Брянский и Вольский заводы без увеличения радиуса перевозок. Вольский завод
сейчас освобожден от выработки спеццемента;
г) значительно облегчены будут транспортные перевозки, сократится завоз в Белоруссию
цемента из Донбасса.
В связи с тем, что строительство аэродромов испытывает большую нужд>%в камне, так как сбор камня на полях проходит с большими трудностями и связан с дальними гужевыми перевозками, а Бслокоровичский карьер лишь в незначительной степени покрывает потреб¬ность в камне, вношу предложение передать карьеры камня Смоленского облпромсовета в Дзержинском и Кировском районах Смоленской области НКВД БССР, выделив необходи¬мое оборудование и механизмы для быстрой его разработки.
Смоленский обком поддерживает это предложение.
ЦК и СНК Белоруссии делают все возможное, чтобы изыскать на месте необходимые

механизмы и оборудование, но при таком объеме строительства и слабости строительной базы в республике необходима помощь.
В целях обеспечения строительства аэродромов в установленные ЦК ВКП(б) сроки вно¬шу на рассмотрение ЦК ВКП(б) прилагаемый проект решения.
Секретарь ЦК КП(б) Белоруссии Пономаренко