| От | Kalash | |
К | All | |
Дата | 20.02.2008 20:28:30 | |
Рубрики | Современность; | |
Преподавание истории
Cтатья, (опубликована в несколько ужатом виде в газете "Комсомольская правда" в январе этого года).
Украина
Вероятно, тихое соперничество русского и украинского языков в Незалежней, а также неудержимый патриотизм все-таки повредили разум некоторым ученым. И теперь многие украинские дети пребывают в счастливой уверенности, что их государственный язык — «один из древнейших языков мира», на котором «сам Овидий писал стихи». («Украинский язык для начинающих», статья Э. Гнаткевича). Другой автор учебника Сергей Плачинда («Словарь древнеукраинской мифологии») не мелочится какой-то античностью. Он берет выше и называет великий украинский язык прямо — «санскритом» и «праматерью всех индоевропейских “языков”. А легендарные арийцы (чего уж там!) на самом деле древние украинцы, которых авторы скромно называют “первыми пахарями мира, приручившими коня, придумавшими колесо и плуг”.
Если у въедливого школьника еще оставались мелкие сомнения в планетарной гегемонии украинской нации, следовал контрольный выстрел. Вождь гуннов Атилла, оказывается, по молодости был обыкновенным украинским парубком. А предки граждан Незалежней разговаривали на мове задолго до появления неандертальцев (!). Авторы, кстати, не сообразили, что тем самым украинцы образуют отдельную, возможно, лучшую ветвь человечества… Пока не сообразили.
К сожалению, эти забавные и, в общем-то, безвредные “исторические” выдумки где-то с рубежа XIX —XX веков мутируют и становятся ядовитыми. Особенно когда авторы украинских учебников вспоминают про Россию.
Некоторые из них никак не могут смириться с тем, что Киевскую Русь населяли русские. И пользуются хитрой теорией — жителей России, дескать, в древности называли “московитами”, а вот белорусы и украинцы назывались “русинами”. И по этой железной логике настоящие русские — это (барабанная дробь) украинцы!
А жить им под властью Москвы, как уверяют украинские учебники, было страшно тяжело.
“Украинцы искренне отдавали Московии все свои силы, все свои знания, и на протяжении XVII в. они подготовили плодотворную почву для реформ Петра I и были его ближайшими помощниками, когда пришлось эти реформы проводить в жизнь. Преодолев тот мостик, которым для московского общества являлась украинская культура, Россия в XVIII в. стала способной непосредственно воспринимать все европейские новшества”.
И на все эти благодеяния Москва отвечала черной неблагодарностью. Даже когда она подло отдала Украине… Крым.
“Включение Крымского полуострова в состав Украинской ССР… было попыткой переложить на плечи Украины часть моральной ответственности за выселение с полуострова крымско-татарского населения и вынудить ее взять на себя восстановление хозяйственной и культурной жизни на полуострове”, — пишут авторы “Введения в историю Украины”.
“Педагоги должны определиться: либо будут и в дальнейшем продолжать людей обманывать, либо будут стараться преподавать историю, которая будет людей объединять”, — возмущается депутат украинской Рады Вадим Колесниченко, один из инициаторов изъятия “этих идиотских учебников”. — Это уже смешная вещь — Великая Отечественная война у нас превращена в войну бойцов УПА с гитлеровскими оккупантами, а городов-героев Севастополя, Одессы, Керчи вообще нет в учебнике истории Украины».
Каждый школьник независимой Украины должен четко уяснить: русские и украинцы - совершенно разные народы. Вот как начинается «История Украины для 7-го класса»: «По тому, как киевляне выгоняли из города Юрия Долгорукого... можно сделать вывод, что этническая разница между Северной и Южной Русью ощущалась уже тогда».
Чем дальше продираешься по страницам нынешних украинских учебников, тем больше поражаешься какой-то маниакальной ненависти московских князей к Украине: столетиями они творили здесь всякие пакости - сжигали дома, истребляли население, захватывали трофеи. Звери - да и только.
Гетман Мазепа, само собой, теперь супермен и весь в белом. Как политическую мудрость ученикам преподносят то, что он не брезговал принимать от русского царя награды и титулы, а сам втайне готовил чуть ли не первую конституцию вместе с другом Карлом XII: «Условия шведско-украинского договора в основном выглядели так: Украина получает самостоятельность, ни Швеция, ни какая другая держава не могли претендовать на власть над Украиной...»
Мазепа, наверное, сожрал этот договор пополам с Карлом перед наступлением русских под Полтавой, потому как на следующей странице вдруг выясняется, что «условия шведско-украинского договора точно неизвестны».
Немало нового можно узнать и про нападение Наполеона на Россию. Хотя при чем тут Россия? Вот только заголовки разделов из учебника по истории Украины для 9-х классов: «Украина в завоевательских планах Наполеона», «Подготовка Украины к отражению наполеоновского нашествия», «Волынь в условиях наполеоновской оккупации», «Украинцы в Бородинской битве», «Преследование противника украинскими полками» и т. д.
Наполеон по глупости, наверное, думал, что идет воевать Россию, а очутился на Украине. Проиграл же потому, что, «встретив самоотверженное сопротивление украинского народа, захватчики были вынуждены отказаться от намерений продвигаться дальше в глубь Украины». Кстати, на семи страницах, посвященных украино-наполеоновскому противостоянию, фамилия Кутузова упоминается лишь раз. Как и киевского губернатора.
Революция, гражданская война, все против всех, а Украина, если верить нынешним историкам, озабочена лишь одним - борьбой за независимость! Атаманы, которых полно было и в России, и на Украине, в последней были не разбойниками с большой дороги, а идейными защитниками крестьянства и партизанами. «В мае 1919 г. против советской власти под лозунгом «Долой московскую обжорку!» выступил атаман Григорьев... На Украине действовали партизанские отряды Орлика, Левченка, Мордалевича и Маруси». Имена это или клички, учебник не уточняет.
Латвия
В Прибалтике педагоги обманывают детей хоть не так игриво, как на Украине, зато лаконично и точно.
«Латышские легионеры (части СС) отличались в боях особой выносливостью, умением и отвагой», — учит школьников пособие «История Латвии: ХХ век», выпущенное при поддержке посольства США.
Концлагерь на территории оккупированной немцами Литвы создатели учебника стыдливо называют «исправительно-трудовым» (там погибли 100 тысяч человек, в том числе 12 тысяч детей). Более того, «в этих лагерях содержались преступники, дезертиры, бродяги, евреи и прочие», — бесстрашно гласит учебник, хотя само это перечисление похоже на откровенный антисемитизм.
Любопытно, что учебники благосклонно относятся и к… красным латышским стрелкам. Логика иезуитская: «Стрелки, борясь против белых, боролись против восстановления единой и неделимой России, за независимую Латвию».
Видимо, все это обобщает философская цитата из учебника для русских школ: «За 300 лет развития древнего латыша у него появился единственный настоящий друг — собака».
Эстония
А вот тут повеселее.
«Сто эстонцев были приданы к армии киевского князя Олега и сыграли ведущую роль при штурме в 907 году Константинополя», — уверяет единственный учебник по истории Марта Лаара. Весь юмор здесь не в шустрых предках спокойных эстонцев, а в том, что князю Олегу они бы помочь… не успели. Их просто еще не было (появление эстонского этноса относится к X — XI векам).
Зато эстонцы гордятся байкой, будто бы два местных крестьянина «намяли полководцу Суворову бока», когда тот потребовал освободить его карете дорогу.
«Это яркий пример несгибаемого духа эстонского народа», — гордо поясняет учебник.
Азербайджан
Официальные историки Баку учат, что первым азербайджанцем был Иафет — сын библейского Ноя, спасшего всех земных тварей в своем ковчеге (учебник Т. Мустафа-заде «Всеобщая история»). Неудивительно, что азербайджанцев боялся сам Македонский, который уклонился от войны с ними. И лишь с севера стране вредили варвары — славяне, предпринимающие грабительские набеги.
Со временем, если верить местным учебникам, ситуация изменилась мало. Варвары утвердили свое господство. Ну а далее: «Культурно-языковое угнетение закавказских народов со стороны советской власти», «армянское лобби в российском (советском) руководстве» — десятки вариаций этих простых мыслей зубрят ныне азербайджанские школьники.
Грузия
Удивительно, но, следуя логике грузинских историков, первый грузин был внуком первого… азербайджанца. Потому что грузинский прародитель легендарный Таргамос был внуком того самого библейского Иафета, который, «как известно», был, в свою очередь, азербайджанским прародителем. Первый грузин, кстати, пожил неплохо — «было племя его велико и бесчисленно, обзавелся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он шестьсот лет».
Потом, разумеется, пришли злые русские варвары. Причем, если верить учебнику истории Древнего мира, русские обидели грузин еще 1000 лет назад, когда «император Византии Василий II с многочисленным войском двинулся на Грузию, чтобы захватить большую часть наследства скончавшегося в 1001 г. царя грузин Давида Куропалата. В войске Василия II было несколько тысяч наемных воинов из Киевской Руси. Так начались взаимоотношения восточных славян и грузин».
Казахстан
Даже мирные, толерантные казахи (обычно так осторожно позиционирует себя официальная Астана) в воспитании юных патриотов без «российской угрозы» не обходятся. В учебниках (например, «История Республики Казахстан») царская Россия называется хитрой и вероломной страной, которая «специально провоцировала джунгарское нашествие, чтобы потом спасать казахов». Советская Россия — та вообще предстает в людоедском образе:
«Советское правительство конфисковало весь скот казахов, таким образом намеренно подвергнув народ голоду, и до последнего наблюдало, как гибнут люди. С помощью оно не торопилось. СССР не нужен был казахский народ со своей землей и скотом, сюда хотели переселить другие народы и разбить здесь лагеря».
Киргизия
Желание состарить свой народ так, чтобы было не стыдно перед соседями, обернулось скандалом.
«В учебниках истории написано, что кыргызы произошли от собаки и сорока девушек. Как можно учить детей по таким вредным книгам? Как при этом у подрастающего поколения возникнут патриотические чувства к Родине?» — возмущался президент фонда «Манас Ордо» Усупбаев и предложил свою гипотезу: «Ясно же, что кыргызы произошли от арийцев. Недаром, когда по заданию Гитлера искали потомков арийцев, исследовательская группа завершила поиски именно на территории Кыргызстана. Именно поэтому Гитлер и хотел захватить Среднюю Азию. В дошедших до наших дней сведениях говорится, что чистые арийцы жили в бассейне рек Амударьи и Сырдарьи, а это, если разобраться, недалеко от Нарынской области», - добавил Чолпонбек Усупбаев.
Ему вторит и бывший государственный секретарь Кыргызстана профессор Дастан Сарыгулов: «Кыргызы произошли от арийцев. Предками кара-кыргызских племен были арийские народы». По его убеждению, основанному на изучении этнографических материалов, кыргызы появились еще в VI веке до нашей эры.
«Историю кыргызов украла Коммунистическая партия. В учебниках истории во времена Советского Союза сообщалось, что кыргызы появились в 15-16 веках», - возмущается Дастан Сарыгулов. «Издревле кыргызы поклонялись Отцу Небу (Тенгри), Матери Земле, уважали и почитали животных, насекомых и растительный мир. Жили в единении и согласии, признавая принципы равенства во всем. Весь мир признает, что кыргызы – древний, великий народ. Это осознают все, кроме самих кыргызов», - подчеркивает Дастан Сарыгулов.
Видимо, сказочную историю Кыргызстана опять перепишут…
Молдова
История в Молдавии преподается уникально: школьники и студенты изучают предмет «История румын». Подобный прецедент - изучение истории этноса, а не государства - наблюдался, пожалуй, лишь в Германии 1930 - 1940 гг.
История Молдавии занимает в учебнике места чуть меньше, чем Румынии. Роль последней во второй мировой (словосочетания «Великая Отечественная война» в книжке нет) освещается составителями учебников предельно аккуратно. Так, оказывается, после нападения Германии на Польшу «румынское руководство... решило придерживаться нейтралитета, поддерживая Польшу в ее борьбе с Германией». И союзная Гитлеру Румыния согласно учебнику «предложила помощь польскому сопротивлению» и внесла достойный вклад в разгром фашизма.
Беларусь
Постоянные в XV - XVII веках войны Московского княжества с Литовским, в состав которого входили белорусские земли, в учебниках истории называются завоевательными: «Белорусы не только умирали от голода, насилия войск, но и принудительно переселялись со своей Родины в Российское государство: под Москву, в Поволжье, Сибирь».
О разделе Речи Посполитой (белорусско-польское государство), в итоге которого в XVIII веке почти все белорусские земли перешли к России, школьники 7-го класса узнают, что это было «начало конца».
Повторяя же историю своей страны в 10-м классе, даже самый наблюдательный ученик не заметит ни следа России c древнейших времен до XVIII века. Как будто не было ни войн с Московией, ни вхождения белорусских земель в состав России - история Белоруссии подана в контексте истории Европы.
Россия
До недавних пор составители российских учебников хоть и приукрашивали прошлое, но большого абсурда не допускали. Правда, негласная схема «воспитать патриота можно лишь с помощью образа врага» успешно работает и у нас. В качестве «всеобъединяющих злодеев» — кочевники времен скифов, Золотой Орды и Крымского ханства. Часто именно из-за «татарского» вопроса специалисты критикуют российские учебники.
И нетрудно догадаться за что — в российских пособиях наблюдается традиционное противопоставление: злые дикари-кочевники, отвратительные на вид и жарящие пленников на костре (учебник для шестого класса «История отечества» под редакцией А.А.Преображенского и Б.А.Рыбакова), и русоголовые, мужественные, благородные и, главное, безгрешные русские богатыри. То, что потомкам «дикарей» читать такие учебники, мягко говоря, неуютно, и к дружбе российских народов это явно не располагает, составителей не волнует. Традиция…
Сейчас времена пришли интересные. Исторические книги меняются соответственно — они еще более патриотичны и еще более светлы. Нашумевший учебник по новейшей истории Филиппова, который будет, по всей видимости, главной исторической книгой в российских школах, тому пример. Грехи государства там ретушируются, достоинства окаймляются золотыми рамами. И цель автоматически оправдывает средства…
Хотя совсем недавно, в 2004 году, лучшей «Клятвой учителя» были признаны слова «Учителя года России по истории» Александра Рахно. Клятва начиналась словами: «Чему бы я ни учил — ничего от учеников своих не скрываю, не искажаю и не замалчиваю».