ОтАлександр АнтоновОтветить на сообщение
Кnnn
Дата24.03.2008 17:02:42Найти в дереве
РубрикиСовременность; Артиллерия;Версия для печати

ЗРК "Тор"


Здравствуйте

> а еще собрались на экспорт несколько десятков поставить !

Серийное производство "Торов" началось в 1986-м году. Годовой заказ был "всего" на шесть БМ. Дальше цитирую:

"...На 1986 год ГРАУ заказало шесть боевых машин системы "ТОР", изготовление их во многом зависело от Минского тракторного завода - поставщика шасси, руководство которого обязалось начать поставку только к концу 1986 года. В связи с этим меняется содержание договора, и принимается решение о поставке четырех комплектов аппаратуры боевых машин без шасси, в так называемом "классном исполнении".

Производство аппаратуры шло с большим трудом: в двух антенно-пусковых установках были установлены макеты ФАР, в двух других - ФАР изготовлены по документации, но комплектовались они забракованными фазовращателями. Из десяти тысяч заготовок ферритовых стержней было собрано около тысячи двухсотфазовращателей, которые не выдерживали климатических испытаний, и почти все были использованы как учебные пособия.

В это же время, кроме четырех комплектов аппаратуры боевой машины, шло изготовление двух комплектов блоков и систем, входящих в тренажер 9Ф638, разрабатываемый специалистами НИЭМИ. Практически это те же классные варианты, но без антенно-пускового устройства (АПУ).

Освоение в одиннадцатой пятилетке новых изделий, выпускаемых мелкими сериями, требовало создания в сборочных цехах новых рабочих мест для настройки и испытаний узлов и блоков. Производственные площади, оборудование, приборы, их нехватка - это одна сторона проблемы, другая - острый дефицит квалифицированных регулировщиков. Поэтому количество рабочих мест зачастую определялось наличием работающих специалистов. Особенно тяжело в этом плане обстояли дела в цехах №№ 11 и 14.

Дело в том, что когда в цехе параллельно "идут" изделия, уже освоенные, хорошо знакомые, с отлаженной технологией настройки, и другие, документация которых не отработана, то регулировщик выбирает первые. Затрат времени на регулировку меньше, стабильный заработок - эта жизненная ситуация ясна, понятно и нежелание регулировщиков заниматься новым изделием, требующим массу времени, внимания, терпения, поэтому главной силой, движущей настройку узлов и блоков к естественному завершению работ, сдаче изделий ОТК и представителю заказчика, были конструкторы ОКБ.

После завершения работ по модернизации комплекса АРК-1 "РЫСЬ" специалисты тематических отделов 5, б, 7 и 8 ОКБ вместе со своими руководителями полностью переключились на освоение производства ЗРС "ТОР". Всю вторую половину 1986 года они начинали и заканчивали свой рабочий день в цехах...

На четырех рабочих местах велись работы с АПУ, около которых "крутились" все: слесари, монтажницы, конструкторы и контролеры. Цех был "забит" самоходами и автомобилями "УРАЛ", а сами изделия окружены вниманием механиков-водителей. Достаточно сказать одно - декабрь. Народа, может, было и многовато, но декабрь объяснял все.

Цехом в 1986 году руководил М. Н. Чащипов, сборкой и испытаниями АПУ - старший мастер В. В. Ашпин. Начинал создаваться отряд регулировщиков, где были опытные специалисты А. Колесников, Ю. Гребенкин и молодые инженеры Д. Юнусов, С. Чувашов и другие.

Вообще коллектив цеха № 134 складывался очень трудно. На первых порах новый цех считался филиалом цеха № 33, но лишь немногие опытные рабочие перешли туда на работу.

Отдаленность цеха № 134 от основной площадки создавала массу неудобств: постоянно возникали проблемы с доставкой блоков, которые изготавливались на основной площадке, с перевозкой специалистов для оперативного проведения анализа и принятия решений.

В 1987 году в цех № 134 было передано изготовление боевых машин системы "ТОР" полностью, только без проведения комплексной настройки. Комплексная настройка и предъявление на приемку оставались за цехом № 33.

В плане завода и договоре на 1987 год было записано шесть боевых машин без "классных исполнений". Самоходов на заводе было с избытком, но цехи работали на пределе своих возможностей. Выполнение плана по производству "ТОРА" было под угрозой.

Назначение в октябре 1987 года начальником цеха № 134 Виталия Маркеловича Попова, опытного руководителя, не спасло положения. План был провален.

Вместо установочной партии в шесть боевых машин изготовлено только две, а их никак нельзя считать "установочной" партией. Правда, в заделе было четыре или пять комплектов аппаратуры, но фазированных антенных решеток - всего две. С габаритно-весовыми макетами боевую машину с завода не выкатишь!

Изготовление всех планируемых изделий постепенно "поражается производственным дефицитом" - так называли эту ситуацию работники производственного отдела.

Только в течение последнего года одиннадцатой пятилетки объем незавершенного производства сократился на шестнадцать процентов. Оперативное планирование и управление производством теперь ведется так, как в шестидесятые годы, по дефицитам. Подробный анализ состояния производства, выполненный экономическими службами, показал, что план по номенклатуре на 7,8 млн. рублей больше, чем план по валовой продукции. Таким образом, выяснилось, что план значительно превышает возможности завода. Мощности многих цехов не могли обеспечить выполнение плановых заданий.

Перед администрацией завода в конце 1987 года стояла задача подготовить убедительные материалы для Министерства обороны, Госплана и МРП и доказать, что такой крупный завод, как электромеханический, не в состоянии увеличить объем производства в течение двух лет почти в полтора раза. Ведь резервы трудовых ресурсов в г. Ижевске были исчерпаны еще в семидесятых годах..."

Вот так вот, "в ручную напильниками" в свое время "обтачивали" первые "Торы".

http://pvo.guns.ru/book/kupol/tor_production.htm

К сожалению на сегодняшний день выросло целое поколение "офисных работников" которые никогда ничего не производили своими руками, но которые конечно же "своё веское суждение имеют" о производстве, и о признаках его развала.

С уважением, Александр