Отandrew~hanОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата24.03.2008 17:19:10Найти в дереве
РубрикиСовременность; Флот;Версия для печати

Статья про Борей пр. 955


«Борей» – владыка морей?



Российские моряки-подводники на этой неделе отметили свой профессиональный праздник. Дежурной фразой в устах представителей ВМФ на торжественных мероприятиях и приемах стало заявление о том, что подводный флот России выходит из кризиса, и впереди его ждет качественное обновление. Еще одним общим местом стали комплименты отечественным атомным подводным лодкам проекта 955 типа «Борей». Между тем, истинное положение дел в сфере перевооружения весьма далеко от той радужной картинки, которая складывается из отчетов военачальников.

Атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» — первенец проекта 955 типа «Борей» стоимостью в $1 млрд — был спущен на воду из плавучего дока северодвинского ФГУП «ПО «Севмашпредприятие». Новый подводный крейсер стратегического назначения получил имя «Юрий Долгорукий», традиционное для русских боевых кораблей 1-го ранга. Закладка первой атомной ракетной подводной лодки 4-го поколения состоялась в уже далеком 1996 году.

Первоначально планировалось спустить АПЛ на воду в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 генеральный директор СМП Владимир Пастухов оценил степень еe технической готовности лишь в 60% и заявил, что в 2006 году эта лодка будет только готовиться к выводу из цеха.

Кстати, в отличие от других лодок серии, «Юрий Долгорукий» несет 12 ракет Р-30 (Булава), а не 16. В дальнейшем головная АПЛ проекта 955 типа «Борей» будет оснащена стратегическим ракетным комплексом «Булава-М» с ядерными блоками индивидуального наведения, способными поражать цели на расстоянии до 8 тыс. километров.

Длина корпуса АПЛ составляет 170 метров, ширина — 13,5 метра, водоизмещение – 24 тыс. тонн, глубина погружения — 450 м, экипаж — 107 человек, скорость – 29 узлов. После проведения испытаний уже в текущем году АПЛ будет передана флоту.

Следующая АПЛ проекта 955 «Александр Невский» была заложена в 2004 году, планируемый срок сдачи — 2010. А в 2006 году на Севмашпредприятии прошла церемония закладки третьей АПЛ – «Владимир Мономах», срок сдачи — 2011. При этом «Владимир Мономах» и все последующие за ним подводные ракетоносцы будут построены по измененному проекту 955А и будут существенно отличаться как по технологии постройки, так и по форме корпуса. Также возможно что, количество ракетных шахт будет увеличено до 20-ти.

«В 2008 году мы заложим еще одну стратегическую атомную подводную лодку», — заявил в октябре минувшего года Владимир Путин. По словам президента РФ, продолжится строительство АПЛ «Владимир Мономах» и «Александр Невский». «Так что у нас планы грандиозные, и они абсолютно реализуемы. У меня нет сомнений, что мы это сделаем», — добавил Путин.

А министр обороны Анатолий Сердюков в интервью по итогам 2007-го года отметил, что строительство подводных лодок стратегического назначения проекта «Борей» ведется в соответствии с графиком. Тем временем по условиям советско-американского договора ОСВ-2 1979 года, ВМФ СССР разрешалось иметь 62 атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. К настоящему времени в составе российского флота осталось лишь 12 таких действующих лодок — шесть проекта 667БДРМ («Дельфин») постройки 1980-х годов, вооруженных каждая 16-тью жидкостными баллистическими ракетами (БР) Р-29РМ (несут по четыре ядерные боеголовки), и шесть более старых лодок проекта 667БДР («Кальмар»), имеющих по 16 ракет Р-29Р (по три боеголовки).

«Кальмары» доживают последние годы, а лодки проекта 667БДРМ проходят ремонты и модернизацию, что позволит продлить срок их службы минимум до 2020 года. Начато их перевооружение модифицированными БР Р-29РМУ2 «Синева», способными нести до 10 боеголовок.

В Минобороны определено, что восемь российских подлодок на боевом дежурстве в принципе хватает для обеспечения паритета с США. И, кстати, всего планируется постройка именно восьми ракетоносцев проекта «Борей». Первые три предполагается ввести в состав Северного флота. Военно-морские базы Тихоокеанского флота (на Камчатке) будут готовы к приему подлодок этого типа в одах.

В целом, характеризуя четвертое поколение АПЛ, эксперты отмечают следующие основные признаки:

1. Оснащение субмарин интегрированными системами боевого управления, объединяющими в единый комплекс многофункциональные цифровые гидроакустические комплексы, выдвижные устройства, навигационное оборудование и посты управления торпедной (ракетной) стрельбой. Это многократно повышает боевые возможности лодки, оперативность и точность применения оружия, а также позволяет значительно сократить экипаж корабля.

2. Установка на АПЛ протяженных корпусных антенн, позволяющих «слышать» противника и обнаруживать его магнитное поле всем корпусом, повышение энергоемкости гидроакустического комплекса. Как следствие — резкий (в разы по сравнению с третьим, и на порядок по сравнению с первым-вторым поколениями) рост информированности командования АПЛ о тактической обстановке.

3. Рост номенклатуры вооружения, оснащение лодок высокоточными крылатыми ракетами и торпедами, способными действовать в режиме «выстрелил-забыл».

4. Оснащение АПЛ движителями насосного типа, резкое (в два-три раза) падение уровня шумов на скоростях крейсерского хода (15-25 узлов).

5. Оснащение лодок ядерными реакторами нового поколения с увеличенным до 15-20 лет сроком службы активной зоны.

Кроме того, как отмечают эксперты, «955 Борей» по отечественной традиции имеет двухкорпусную схему — цилиндрический прочный корпус ПЛ окружен оболочкой легкого корпуса с балластными цистернами и арматурой, расположенными в межбортном пространстве (большая часть АПЛ западной постройки имеет однокорпусную схему — прочный корпус с цистернами в носовой и кормовой части). «Российская» схема увеличивает запас плавучести лодок, и облегчает их приспособление к плаванию в арктических условиях.

Также за счет более «толстого» корпуса на «955 Борей» практически полностью убрано в габариты лодки ограждение ракетных шахт, что позволило улучшить гидродинамику корпуса, повысить скорость хода и понизить шумность субмарины.

В целом, по мнению специалистов, данные меры позволяют увеличить боевую эффективность лодок четвертого поколения в два-три раза по сравнению с третьим. Кроме того, лодки нового поколения изначально рассчитаны на более длительные сроки службы — 40-50 лет вместо 20-30 для предшественников.

Однако, далеко не все эксперты согласны с тезисом, что российский военный флот преодолел последствия кризиса 90-х. Напомним, в 1992-1999 годах ВМФ РФ получил от промышленности около 50 боевых кораблей и катеров, заложенных еще до распада СССР, в том числе 14 атомных подводных лодок и ракетный крейсер «Петр Великий». Единственной боевой единицей ВМФ РФ, целиком построенной в период после 2000 года, стал малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Астрахань».

В специализированной прессе регулярно звучат сомнения, что будут выдержаны и сроки сдачи АПЛ проекта «Борей», ведь тот же «Юрий Долгорукий» строился 11 лет. Затягивается и вопрос с вооружением головного корабля проекта «Булавой-М». Тем временем ВМФ России по количеству атомных подводных лодок уже уступает ВМС США, и отмечается тенденция к дальнейшему расширению разрыва.

Игорь Чубаха