ОтИ.ПыхаловОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата07.05.2008 21:23:04Найти в дереве
РубрикиWWI; 1917-1939;Версия для печати

Сон на посту как традиционное проявление вайнахской доблести


Эпизод 1
Ингушский полк Дикой дивизии. Август 1915 года.

В первое время в сторожевом охранении нередко были случаи, когда всадник расстилал бурку и спокойно укладывался спать, а на требование офицера бодрствовать отвечал с глубоким убеждением в своей правоте: «Тебе боится — не спи. Моя — мужчина. Моя — не боится. Спать будет».

(Марков А.Л. В Ингушском конном полку)

Эпизод 2
Чеченская конная дивизия. ВСЮР. Октябрь 1919 года.

Объезжая ночью охранение, я набрел на спящих в полевом карауле часового и подчаска. Я огрел обоих нагайкой, они вскочили, протирая глаза, и на мой разнос один из них меланхолически ответил: «Господин ротмистр, прости меня, но моя не боится большевиков, и потому я решился немножко спать». Это было характерно для чеченцев: ночью они всегда засыпали и могли легко подвести. Но Бог нас хранил, если чеченцы в охранении и спали.

(Де Витт Д. Чеченская конная дивизия. 1919 год // Звезда. 2005. №10. С.161)

Эпизод 3
3-я конная (чеченская) дивизия. Армия Врангеля. Июнь 1920 года.

Вот ещё несколько оставшихся у меня в памяти эпизодов, связанных со службой в конной дивизии. Ночь, тёмная, тёплая. Приданные сотне чеченцев, мы стоим на бугре или на древней могиле. Сторожевые посты выдвинуты вперёд, сзади мои пулемёты. Печальный опыт наших калмыков не позволяет сомкнуть глаз, и я прохаживаюсь от поста до поста. Всадники спят крепким сном. Когда я делаю замечание одному из них, говоря, что не полагается спать в охранении, то получаю ответ: «Твоя боится — не спишь, моя не боится — спишь. Аллах смотрит!»

(Рыхлинский В. В 1920 году в Северной Таврии // Русская Армия генерала Врангеля. Бои на Кубани и в Северной Таврии. М., 2003. С.632)