ОтДмитрий БолтенковОтветить на сообщение
КExeterОтветить по почте
Дата09.12.2008 10:44:53Найти в дереве
РубрикиФлот;Версия для печати

Re: Вообще-то ВМФ...


Калининградская область является передовым районом базирования главной группировки Военно-Морских Сил России на Балтийском море (корабельные силы, авиация флота, береговые войска и средства ПВО), с развитой системой управления,обеспечения, незамерзающими, хорошо оборудованными основными и маневренными пунктами базирования. Кроме того, в области дислоцирован первый эшелон разновидовой группировки других видов ВС РФ на Северо-Западном театре военных действий (сухопутные, пограничные и внутренние войска, силы МЧС).
В новых сложившихся условиях Балтийский флот, являясь форпостом России в Западном регионе и в Балтийской морской зоне, предназначен для обеспечения стабильности военно-политической обстановки, интересов России в регионе, в том числе для сохранения баланса военных сил. Вместе с тем, с учетом особого геостратегического положения Калининградской области, разобщенность объединений, соединений различных министерств и ведомств (ВС РФ, ФПС, ВВ, МЧС и др.), дислоцированных на ее территории, не способствовала эффективности их совместных действий по вопросам боевой готовности, управления, связи, тылового, технического обеспечения и совместного применения сил (войск). Все это (с имеемой позицией отдельных министерств и ведомств — решать задачи с учетом только узковедомственных интересов) практически показало, что ни одно ведомство своими силами не способно сегодня решить возложенные на него задачи, и в кризисных ситуациях требуется содействие частей, соединений, а подчас и объединений других ведомств.
Опыт Великой Отечественной войны свидетельствует о том, что точки соприкосновения в повышении эффективности совместных действий раз-новидовых группировок войск и сил возможны при создании оперативных объединений для обороны важных политических, административных и промышленных центров, портов и военно-морских баз (на Черноморском флоте — Новороссийский, Одесский, Севастопольский оборонительные районы, на Балтике — Юго-Западный и Кронштадтский оборонительные районы, войска внутренней обороны города и морской обороны Ленинграда, оборона ВМБ Ханко, Таллинна, Моонзундского архипелага).
7. Балтийский флот, как и любой другой флот России, выполняя свои задачи во всей акватории Балтийского моря, не может существовать без материальной основы и соответствующей инфраструктуры на берегу Калининградской области, которая, в силу своего геостратегического положения для России, должна быть надежно защищена с моря, воздуха и на суше.
8. Группировки войск и сил, дислоцированные в Калининградской области, находясь в полуанклавном положении и изоляции от России, окруженные недружественными государствами, решая главную задачу — обеспечение безопасности и интересов России на Северо-Западе как в мирное, так и в военное время, — должны быть объединены в единую группировку под единым командованием именно морского начальника (опыт Великой Отечественной войны это подтверждает).
Исходя из этого, Балтийский флот первым из объединений Вооруженных Сил РФ приступил к своему реформированию, одновременно проводя в
инициативном порядке исследования по переходу на территориальный принцип построения системы обороны морского побережья разновидовыми объединениями и управления ими.
В период 1991—1992 г. штаб Балтийского флота (начальник штаба — вице-адмирал В. В. Гриша-нов) провел научно-исследовательские работы (НИР) в теоретическом плане по созданию структуры и оперативному применению группировок видов Вооруженных Сил, дислоцированных в Калининградской области, в различных условиях обстановки в Балтийской морской зоне. В исследованиях приняли активное участие офицеры штаба и органов управления флота: начальник оперативного управления контр-адмирал Е. П. Ковалев; заместитель начальника оперативного управления капитан 1 ранга Б. Р. Домбровский; начальник оперативного отдела ВВС флота полковник В. В. Ткаченко; заместитель начальника оперативного отдела ВВС флота полковник С. Т. Продан; начальник разведуправления флота контрадмирал В. С. Висовень; начальник штаба БРАВ и МП флота полковник Е. А. Самойлов; начальник военно-научной группы капитан 1 ранга А. А. Не-дилько; начальник отдела ОМУ флота капитан 1 ранга В. Н. Чумаков; начальник штаба тыла флота капитан 1 ранга А. С. Потемкин; заместитель начальника связи флота капитан 1 ранга А. П. Типикин; старший офицер службы РЭБ флота капитан 1 ранга Б. В. Хитов; начальник ПВО флота капитан 1 ранга О. Э. Дудин; служащий военно-научной группы оперативного управления штаба флота капитан 1 ранга в отставке Г. А. Малиновский.
В ходе исследований были учтены и опыт Великой Отечественной войны, и опыт функционирования в 80-х годах Главных командований на стратегических направлениях, рассмотрены различные варианты формирования территориальных объединений, формы подчинения объединений видов Вооруженных Сил, входящих в территориальное объединение, а также принципиальные взгляды на основы подготовки и применения войск и сил разно-видовых группировок, дислоцированных в Калининградской области при ее обороне.
Исследования по проблеме создания единой группировки под единым командованием — Калининградского особого района (КОР) — проводились в ходе мероприятий оперативной подготовки поэтапно и включали проведение:
— в июне — сентябре 1993 года штабом флота в инициативном порядке — научно-исследовательских работ по проблемам создания КОР, в результате чего были выработаны "Предложения по организации единой системы управления войсками (силами) КОР", которые способствовали качественной подготовке к участию флота в КШУ "За-пад-93" (сентябрь 1993 г.) и стратегической КШТ (ноябрь 1993 г.) под руководством заместителя МО РФ генерал-полковника Б. В. Громова;
— в октябре 1993 года — военно-научной конференции по проблемам согласованного применения единой группировки войск и сил флота, армии и ПВО в Балтийском море и обороны КОР с участием представителей 11-й гвардейской ОА, погранвойск и ПВО;
— в январе 1994 года — оперативного сбора руководящего состава флота с участием руководящего состава 11-й гвардейской ОА, Калининградского района ПВО;
— в марте, апреле 1994 года — двух совместных штабных тренировок.
Во всех мероприятиях активное участие принимали Генеральный штаб ВС РФ, Главные штабы видов ВС, Главные и Центральные управления Министерства обороны РФ.
Весь комплекс мероприятий позволил качественно провести подготовку и принять участие в КШУ "Северо-Запад-94" (под руководством МО РФ). В ходе КШУ были организованы и проведены исследования по возможности создания единого командования и выработки оптимальной группировки войск и сил флота в КОР. В результате проведенных исследований была подтверждена необходимость создания: под единым командованием группировки сил и войск КОР в изолированном от России регионе; командования КОР на базе штаба Балтийского флота; единых систем тылового и технического обеспечения, функционирующих по территориальному принципу; системы подвоза материальных средств преимущественно морским транспортом.
Проведенные исследования (при инициативном участии штаба Балтийского флота), с учетом специфики геостратегического положения Калининградской области и опыта Великой Отечественной войны, определили в новых геостратегических военно-политических условиях необходимость создания единой группировки войск и сил флота, армии, внутренних и пограничных войск, МЧС — Калининградского особого района (КОР), представляющего собой оперативно-стратегическое территориальное объединение разновидовых сил и войск флота, армии и ПВО. В состав КОР вошли: Балтийский флот (включая ЛенВМБ), войска (силы) Калининградского района ПВО, 11-я гвардейская отдельная армия, соединения, части и учреждения центрального подчинения, Калининградская группа пограничных войск, внутренние войска, УВД РФ по Калининградской области и морские пограничные части Северо-Западного пограничного округа в Финском заливе. При этом объединения, соединения, части Балтийского флота и Калининградского района ПВО были подчинены командующему КОР — командующему БФ непосредственно, остальные — оперативно. Заместителями командующего КОР стали: по сухопутным войскам — командующий 11-й ОА; по ПВО — командир Калининградского района ПВО.
Принятие решения о возложении руководства созданным территориальным объединением на командующего Балтийским флотом носило не простой, тернистый характер, потребовало переоценки традиционных взглядов на место и роль флота и армии в системе их оперативного применения и, в частности, в обороне морского побережья. Под тер-
мином "морское побережье" в третьем периоде развития обороны побережья следует понимать прибрежную акваторию (шириной, определяемой зоной поражения береговых ракетных комплексов оперативно-тактического назначения обороняющейся стороны) с близлежащими островами и оборудованными комбинированными морскими рубежами обороны, а также прилегающую к морю береговую полосу (шириной, определяемой зоной поражения корабельных сил и средств воздушного нападения противника).
С учетом геополитических и географических условий Калининградской области, уровня значимости задач для обороны страны, в том числе и обороны морского побережья, решаемых Балтийским флотом (стратегических и главных одновременно в трех средах) и армией (только в двух средах — оперативных и обеспечивающих действия сил флота), а также экономических возможностей реформирования (принципиально существовал вариант создания дополнительного, надстроечного командования и органов управления КОР), было принято решение о создании органов управления территориальным объединением на основе органов управления флота и возложения обязанностей командующего КОР на командующего БФ.
17 января 1995 года было закончено формирование КОР, и командующий Балтийским флотом вступил в его командование.
Переход на структуру единого командования позволил в определенной степени исключить параллелизм в работе и ликвидировать ряд дублирующих друг друга структур обеспечения и органов управления.
Руководство непосредственно подчиненными войсками (силами) командующий КОР осуществлял в полном объеме, а оперативно подчиненными — по вопросам оперативного планирования, постановки боевых задач и организации их выполнения, контроля за боевой и мобилизационной готовностью, направленностью оперативной подготовки, а также материально-технического обеспечения.

Вместе с тем, условия применения КОР в ходе возможного военного конфликта могут быть оценены как неблагоприятные, в силу полуанклавного положения Кал инин граде кой области, ее значительной удаленности от ближайшего крупного российского порта в Санкт-Петербурге; незначительных размеров территории области, позволяющих противнику воздействовать на всю глубину обороны и оперативного построения развернутых войск, сил и объектов КОР.
В связи с этим на флоте продолжались исследования по:
— выработке форм и способов решения свойственных задач силами и войсками КОР одновременно в трех средах действий;
— преодолению, в рамках территориального объединения, межвидовой и межведомственной разобщенности сил и войск.
Конечным результатом этих исследований стало решение Президента — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России — о переформировании всех сил и войск, дислоцированных на территории Калининградской области, в качественно новое разновидовое объединение Вооруженных Сил при ведущей роли и сохранении его исторического названия — Балтийский флот.
К 1998 году по плану реформирования КОР на флоте были завершены:
1. Мероприятия по преобразованию ВВС и района ПВО в единый вид — морская авиация флота. Предполагалось, что принцип объединения под единым руководством — командующего морской авиацией — обеспечит устранение ступенчатости и дублирования функций в управлении, в обработке и анализе информации и даст, в итоге, значительное сокращение цикла "обнаружение — поражение" в системе борьбы с СВН противника. Однако подчинение войск ПВО командующему морской авиацией, с учетом особенностей задач и района дислокации Балтийского флота, высветило ряд связанных с этим проблем. В целях определения оптимальных для Балтийского флота структуры и системы управления силами, средствами и войсками ПВО, в качестве эксперимента, по решению Главнокомандующего ВМФ в 1999 году на основе управления района ПВО создается подчиненный непосредственно командующему флотом аппарат заместителя командующего БФ по ПВО.
2. Слияние частей и соединений 11-й гвардейской отдельной армии и береговых войск флота и на их основе создание единой группировки сухопутных и береговых войск (СиБВ) БФ.
3. Создание единых органов оперативного, технического и тылового обеспечения единой группировки войск и сил флота с целью исключения дублирования и нерациональных расходов государственных средств и ресурсов.
Работа по реорганизации проходила осторожно, даже деликатно. Важно было в ходе реорганизации и преобразований сберечь все самое ценное: квалифицированных специалистов, современную технику, наработанный многими поколениями опыт, лучшие традиции армии и войск ПВО. Приступив к объединению с 11-й ОА, штаб БФ учитывал все нюансы, в том числе вопросы с формой одежды, сохранения боевого Знамени 11-й гвардейской отдельной армии.
Таким образом, в целях обеспечения национальной безопасности на Западе России, в январе 1998 года было завершено создание (с учетом опыта функционирования КОР) разновидового оперативно-стратегического территориального объединения — Балтийского флота, включающего сбалансированные по родам, классам, подклассам корабельные силы, морскую авиацию с силами и средствами ПВО (мобильная система обороны), сухопутные и береговые войска (позиционная система обороны), единые органы оперативного, технического и тылового обеспечения. Это позволяет реализовать совершенно новые формы применения войск и сил флота в системе обороны морского побережья.
Одним из первоочередных мероприятий Балтийского флота в его новой организационно-штатной структуре по сдерживанию, предотвращению, локализации и разрешению военных конфликтов является оперативное оборудование Калининградской области для обеспечения действий группировок сил (войск) по их оперативному предназначению. В числе важнейших задач создания морской обороны Калининградской области уже в мирное время следует выделить: подготовку сети автомобильных, железнодорожных, морских и речных коммуникаций, трубопроводов, линий связи, рубежей для войск прикрытия, заграждений, а где это возможно — элементов оперативных рубежей сухопутных и береговых войск флота.
Обладая всем вышеуказанным комплексом средств обороны даже в объеме 80 процентов, а также сил и средств ведения вооруженной борьбы в трех средах, Балтийский флот в новой организационно-штатной структуре как универсальное объединение способен разрешать военные конфликты в случае обострения военно-политической обстановки в Балтийской морской зоне.
Опыт реформирования Балтийского флота (передавать все лучшее по вопросам развития и оперативного применения — это стало традицией флота), лег в основу реформирования Тихоокеанского флота, где идет формирование единой группировки войск и сил на северо-востоке России.