| От | sss |  |
К | Д.И.У. | |
Дата | 24.08.2009 22:48:32 |  |
Рубрики | 11-19 век; |  |
Re: По результатам
>Поход 1237-38 гг. проходил очень быстро, за немногими исключениями татаро-монголы не задерживались на одном месте более нескольких дней.
Видимо да, но широкого разорения местности это никак не отменяет. Найти, перерезать и съесть скот и скормить лошадям хлеб - достаточно нескольких часов, предать огню оставшееся можно еще быстрее. И население уже наполовину обречено, даже если более не чинить никакого целенаправленного душегубства, кроме проделанного выше. Спасти же свои запасы при бегстве в лес - крайне сложно, и притом кочевники эти запасы активно ищут - им и их конскому составу кроме этих запасов кушать, как я понимаю, тоже нечего, если они будут плохо искать - сами сдохнут.
>Судя по всему, для большинства городов ВСК с их округой приход батыевых войск не был тактически внезапен - иначе бы они не фигурировали в летописях в прежнем статусе буквально через год-другой после "разорения". Преобладающее большинство разоренных городов не исчезли после 1238 г. и даже не уменьшили своей активности. То есть основная часть их населения сумела как-то спастись.
То есть какая-то (возможно и значимая) доля их жителей не пала на месте от монгольского меча. Но участь их оставалась довольно незавидна, как и во всех средневековых войнах, когда далеко не большая часть потерь населения получалась от непосредственно истребления противником. В основном загибалось постепенно само, от голода, по причине все того же разорения.
>Сельское население ВСК не следует считать таким беззащитным, как на юге, не говоря уже о Средней Азии и Китае. Основным экспортным, да и внутренним платежным товаром северо-востока были шкурки лесных зверей. Добывали их в основном зимой, на лыжах, и с использованием не только силков, но и луков (ганзейские резные алтари и сундуки - ясная иллюстрация). Видимо, промысел был широко распространен и предполагает хорошую приспособленность к жизни в лесу.
Не вопрос, готов признать, что молодой здоровый человек, в особенности мужчина-охотник, имеет, возможно, неплохие шансы на то, чтобы выжить в лесу, но выживание в лесу общины земледельцев, лишенных <?как минимум большей части> своих запасов - это по определению колоссальные демографические потери.