| От | Booker |  |
К | All |  |
Дата | 03.09.2009 21:49:59 |  |
Рубрики | WWII; |  |
Третий человек + Хороший немец.
Навеяно дискуссиями об "Убей немца" и проч. Сюжетные линии фильмов, на всякий случай, раскрывать не буду, чтобы не портить впечатления. Два фильма на примерно одну тему разделяет более полувека.
«Третий человек» Кэрола Рида, лучший английский фильм за всю историю, снят в 1949 году по роману Грэма Грина. События происходят в 1948-м году в оккупированной Вене.
«Хороший немец» Стивена Содерберга – в 2006 году, по роману Джозефа Кэнона. Интрига разворачивается в 1945 году в Берлине, после Победы.
Почему-то считается, что Содерберг снимал, стилизуя фильм под «Касабланку». Имхо, если посмотреть ТЧ, то сомнений в источнике вдохновения Содерберга не останется. Иногда кажется, что он цитирует фильм 49-го года дословно. Оба фильма чёрно-белые, первый очень красиво снят в натуральных декорациях разрушенной Вены, второй – замечательно стильная стилизация (пардон за каламбурчик). Оба очень киноманские, хорошие актёры (Орсон Уэллс в первом, Клуни и Бланшетт во втором). В общем, рекомендую, хотя бы из-за картинки.
Любопытно изменился образ русского оккупанта на экране. В первом фильме русские, конечно, нехороши. Люди стараются смыться из их зоны, но они показаны довольно мельком и, в общем-то, как-то безразлично-доброжелательно, что ли. Американские граждане, осуществляющие преступный бизнес, выглядят куда монстровее.
Во втором русские – это уже насилующие-пьющие-спекулирующие-мама не горюй. Впечатляет советский генерал Сикорский, в исполнении американского гражданина – бывшего советского татарина :-). Что характерно, и здесь они (советские) – не главные действующие лица. Опять самые неблаговидные поступки проделывают американцы. Книгу я не читал, но, говорят, Содерберг сильно смягчил ужасы русской оккупации, изображённые в романе.
Казалось бы, в 49-м холодная война, о враге можно говорить что угодно, в смысле поведения в период оккупации. И соврать можно, чего там, а ля гер ком а ля гер. А получается, что монстровость русских стала очевидна западным деятелям культуры почему-то сильно позже.
Любопытнен и антисталинистский проэренбурговский посыл второго фильма. Не было в те годы немцев, которые были бы не виноваты в том, что произошло. Ну разве, кроме евреев. И то не всех... :-))
С уважением.