| От | Глеб Бараев | |
К | Глеб Бараев | |
Дата | 09.09.2000 18:49:32 | |
Рубрики | Спецслужбы; | |
Сестры С.Бандеры
статья из "Фактов"
Родные сестры Степана Бандеры Оксана и Владимира: «Нам обещали прописку в Москве за согласие подписать воззвание к членам УПА»
Пожалуй, нет в современной истории Украины более яркой и неоднозначно трактуемой личности, чем Степан Бандера, которому исполнилось бы 90 лет. Для одних он сал символом революционно-освободительной борьбы за независимость Украины, другие воспринимают его как “кровавого националиста”. Между тем, своей преданностью идеям этот человек заслужил уважение. За принадлежность к ОУН, участие в террористических акциях на варшавском процессе Степана Бандеру польский суд приговорил к смертной казни. Спасла амнистия. На процессе во Львове он получил пожизненное заключение.
Свободу ему принесла немецко-польская война 1939 года: администрация тюрьмы сбежала, выпустив заключенных. Появление в том же году в Западной Украине советских солдат, вошедших на основании договора между Германией и СССР, воспринял как начало новой оккупации, а значит, нового этапа борьбы.
За выбор своего брата в полной мере ответили его трое братьев и трое сестер.
— В конце мая 1941 года к нам в дом пришли сотрудники НКВД и сказали, что отца, меня и старшую сестру Марту повезут в другую область, — вспоминает 81-летняя Оксана Бандера, живущая сейчас вместе со своей 85-летней сестрой Владимирой в Стрые. — Марта хотела хоть что-то взять нам в дорогу из вещей, но ее из машины не выпустили. Чуть позже к нам подошел какой-то военный и передал узелок: “Вот ваши вещи!” Разворачиваем, а там наспех собранная одежда. В середине — молитвенник с вложенным между страницами образком Гошивской Богоматери и четки — подарок папы. Среди арестовывавших нас людей нашелся добрый и верующий человек. Он потом еще раз подошел к нам и передал наручные часы: “Возьмите, пригодятся”. Так и отправили нас — без еды и денег. Потом нас разлучили: отца отправили в Станиславскую тюрьму, а нас с Мартой — в Сибирь, в Красноярский край.
Как нас поддерживали на спецпоселении молитвенник и четки отца! А образ Богоматери я вышила на полотне и повесила на стену. Кто-то донес в НКВД: “Сестры Бандеры ведут агитацию”. Пришли чекисты, посмотрели: “Иконы вешать можно, но агитацию прекратите...”.
Потом нас с Мартой хотели отправить во Владивосток, но сестра заболела бронхиальной астмой. В год смерти Сталина мы работали на лесозаготовках. Оттуда нас забрали и отвезли в Москву, где предложили написать открытое письмо членам УПА с призывом прекратить борьбу и сдаться. В обмен обещали свободу и право проживать в Москве. Мы отказались, и нас возвратили обратно в Сибирь. Во времена Хрущева нам вернули паспорта и разрешили уехать домой, но тяжело заболела Марта. Когда она выздоровела, разрешение отменили. Во время правления Брежнева нам в Украине запретили прописку, и пришлось остаться в селе Сухобузинское Красноярского края. Там, так и не вернувшись на родину, умерла Марта...
— В 1946 году нас с мужем, священником Федором Давидюком, арестовали в Бориславе, — рассказывает Владимира Бандера. — Невзирая на то, что у меня на руках было шестеро детей (старшей дочери Мирославе — 12 лет, младшему сыну Николаю — 10 месяцев), нас осудили на десять лет каторжных работ. Федора отправили в мордовские лагеря, меня — на станцию Ришота Красноярского края. Шесть лет я там проработала в швейном цеху, потом в казахстанском лагере — сначала в каменном карьере, а затем на цементном заводе. Освободили меня только в 1956 году. Лишь с приходом к власти Маленкова мне вернули документы и разрешили возвратиться к детям, которых я не видела 12 лет. Брат мужа позаботился о том, чтобы их не отдали в детские дома. Сын Николай, когда увидел меня, долго не мог поверить в то, что я на самом деле его мама. А у дочери Мирославы были уже свои дети. Федор же умер в мордовских лагерях...
Клеймо “сестры Бандеры” отпугивало от них всех. О судьбах своих близких они узнавали только через много лет: отца расстреляли в 1941 году в Киеве, братья Алексей и Александр Бандеры после пыток и издевательств умерли в Освенциме, брат Богдан в 1944 году погиб в бою с фашистами (по другим данным, расстрелян в Херсоне). В 1959 году они случайно узнали из газет о смерти Степана.
30 июня 1941 года ОУН провозглашает восстановление украинского государства. И немцы, захватившие Украину, Степана Бандеру с 300 соратниками бросают в лагерь смерти Заксенхаузен. Через некоторое время немцы освободили его, надеясь, что ОУН и УПА выступят союзниками в их борьбе с Москвой. Однако Степан Бандера отказался от сотрудничества. Он вел борьбу за независимость. Жизнь Бандеры оборвалась 15 октября 1959 года — именно в этот день в Мюнхене по приказу Хрущева и Шелепина он был убит сотрудником КГБ Богданом Сташинским...
Не видевшие друг друга полвека сестры встретились только в 1989 году, когда Оксана Бандера смогла вернуться в Украину, в село Козакивцы (Ивано-Франковская область). Она приехала больная и измученная, долго смотрела на Владимиру, не узнавая ее.
Как рассказал “Фактам” председатель Львовской областной организации Конгресса украинских националистов Иван Губка, когда они узнали о том, что сестры Степана Бандеры живут в Козакивцах в очень сложных условиях, решили забрать их в родные места, в Стрый. К тому же именно тут открылся один из первых в Украине памятников Степану Бандере, а в селе Воля Задеревацка — его музей. Районная власть выделила для сестер трехкомнатную квартиру, взяла на себя решение бытовых и медицинских проблем. В квартире у сестер всегда много посетителей: идут и просто поговорить, и посоветоваться, и помочь.