Офф-Топик Найти в дереве
nbsp;ОтОфф-Топик
К
Дата15.09.2000 11:31:28
РубрикиСовременность; Спецслужбы;

горнострелки в Афганистане


АПОРТ
РОССИЙСКАЯ ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА


--------------------------------------------------------------------------------
РЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА ДОКУМЕНТА
--------------------------------------------------------------------------------
главная страница | помощь

Gazeta.inet.kz - Белая пыль афганских дорог / Пресс-релиз Пожарной охраны Карагандинской области


Gazeta.inet.kz


--------------------------------------------------------------------------------
№ 19 >> 9 марта 2000 года
--------------------------------------------------------------------------------
Сегодня в номере:

Автомобилист (08.03.00)
Зеленый свет для ЛЕДИ
Диспетчер Наталья Глухова: "Наши люди в булочную на такси ездят!"

Взгляд (08.03.00)
Узун-Кулак
"Мир фантазий" - никакого банкротства, увольнения или убийства
Угроза или работа: стоит подумать

Индустриальная Караганда (08.03.00)
Мечеть должна быть построена к августу
Предприниматель расправит крылья, если их не подрезать

Карагандинский Вестник (08.03.00)
Куда в нашем городе исчезают собаки

Пресс-релиз Пожарной охраны Карагандинской области (08.03.00)
Белая пыль афганских дорог

Наши источники:
Gazeta.inet.kz
Авиатрек
Автомобилист
Вечерняя газета
Взгляд
Индустриальная Караганда
Новый Вестник

Не обновляемое более 3 месяцев
Вестник КУБУП
Время
Карагандинский Вестник
Карагандинский проспект
Криминальные новости
Новое поколение - Караганда
Реклама
Пресс-релизы Акима области
Пресс-релизы пожарной охраны области
Пресс-релизы таможенного управления области




Пресс-релиз Пожарной охраны Карагандинской области, 8 марта 2000 года

Белая пыль афганских дорог

15 февраля исполнилось 11 лет с начала вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана

Впервые я услышала его имя, когда он в очередной раз победил в конкурсе "Лучший по профессии" в категории инспектор ГПН. Тогда на мой вопрос, что он считает главным в своей работе, победитель ответил, что, на его взгляд, это постоянная тяга к знанию, самосовершенствованию и скрупулезный подход ко всем вопросам, касающимся пожарной безопасности.

О том, что старший инспектор ПЧ-28 Олег Шевчук два с половиной года прослужил в Афганистане, я узнала из его личного дела. Попросила его рассказать об этом периоде жизни, не надеясь на то, что он согласится. "Об этом вспоминать не хочется", - сказал он. Но беседа все-таки состоялась.

Олег в своем рассказе все время старался избегать сцен боевых действий, больше повествуя о житье-бытье солдат, бытовых проблемах, радостных событиях. Понимая, что рассказанное им всего лишь сотая доля того, что он видел и пережил, я не рискнула что-либо сокращать и публикую беседу полностью. Я также от всей души благодарю Олега за то, что он позволил взглянуть на войну в Афганистане глазами побывавшего на ней солдата.

В армию он пошел с удовольствием, что сегодня большая редкость, но не удивительно для 82-го года. Олег был уверен, что призовут его осенью (в сентябре ему исполнилось 18 лет), но в военкомате ему сказали, что Родину защищать еще рановато, и отправили учиться в техшколу на водителя бронетранспортера. Повестка пришла через полгода, весной. На сборах районная комиссия определила Олега в команду № 28. В военкомате ему сообщили, что призывники "28-й" будут служить в Демократической Республике Афганистан.

После прохождения последней медицинской комиссии в Илийске, что под Алма-Атой, новобранцев направили на переподготовку в Джаркент (город, расположенный недалеко от казахстанско-китайской границы), где три месяца они приобретали навыки вождения БТРов в горных условиях. Перед самой отправкой в Афган троим из 33-х ребят предложили остаться в учебке. "У меня была такая возможность, - вспоминает Олег, - командир комендантского взвода предлагал "сесть" на "Волгу" и возить командира полка. Я отказался. Вообще, в нашем полку многие писали заявления, чтобы их отправили в ДРА добровольцами. Таких, кто хотел остаться в Джаркенте, в учебке, почти не было".

"Олег, - спрашиваю, - какое самое первое впечатление произвел на тебя Афганистан?" "Неприятное. Наш вертолет приземлился на плато, расположенном в нескольких километрах от города Пули-Хумри. Жара была с непривычки невыносимая. Площадка ровная и вся покрыта толстым слоем белой и мелкой, как мука, пыли. Идешь - она словно "расплывается" под ногами. Машина проедет - пыль поднимается, а потом медленно-медленно оседает. Войдешь в пыльное "облако" - лица белые-белые, и видно только глаза. Жутковато так было. Но это только сначала. Когда двинулись на БТРах к месту расположения гарнизона и по дороге остановились возле одного из перевалов, - там ощущение было совершенно иное, будто в кино попали. Кругом горные вершины, пустыня, а спускаешься в долину, там ее называют "зеленка", - красота: река, деревья, кусты, трава. Во всей этой зелени стоят глинобитные хижины, а вдоль главной улицы - дуканчики (магазины), - одним словом, XIII век".

Полгода мотопехотный полк, куда определили Олега Шевчука, дислоцировался недалеко от города Саманган и был рассредоточен вдоль одной из главных дорог Афганистана. В его задачу входило охранять от "духов" проходящий рядом с трассой нефтепровод (диверсии были довольно частым явлением). Вскоре полк сделали боевым и отправили в знакомый уже город Пули-Хумри, а точнее, на то самое плато, где новички впервые познакомились с афганской землей. У плато, где суждено было размещаться полку, была печальная судьба. Во время второй англо-афганской колониальной войны, в конце ХIХ века, здесь погиб английский экспедиционный корпус, численностью 40 тыс. человек.

"Мы в полку практически не были, - рассказывает Олег, - боевые операции следовали одна за другой. Наш горнострелковый батальон возвращался на плато только на неделю или две и снова уходил в горы. Чаще всего пешком. С техникой были большие проблемы. Еще в охранении у нас во взводе числилось три стареньких БТРа. С ремонтом тяжело, а с доставкой запчастей еще хуже. На каждую деталь нужно писать заявку, с ней ехать в батальон, оттуда в полк, а это расстояние почти полафгана. Выход один - снимать запчасти с одного БТРа и ставить на другой. Естественно, что после нескольких таких демонтажей у нас остался только один боеспособный БТР. На нем мы и выезжали на нарушения и диверсии. Два других разукомлектованных БТРа можно было использовать только в качестве стационарного артиллерийского орудия. Когда полк сделали боевым, мы что смогли отремонтировать, то поехало своим ходом, что не смогли - зацепили и приволокли в Пули-Хумри.

Нашу роту командир полка в шутку называл "ротой бакшишных и попутных машин" ("бакшиш" по-афгански - подарок). "Вы, - говорил, - как начинается операция, выходите на "большую дорогу". Затаились, увидели - машины едут. Выскакиваете из кустов, кричите: " Стой!" и как бандиты-махновцы, запрыгиваете на "броню" и поехали на войну". Отчасти так и было. Ввиду дефицита собственной техники, ездили на боевые задания на машинах товарищей с нашего или даже другого полка.

Неписаные правила существуют и на войне. Жизнь вносит свои коррективы даже в боевой устав. Допустим, на задания в горы бронежилеты и каски мы взяли только один раз. Бронежилет весит 12,5 кг, каска - 3, а на нас и без того навешано по 40-50 кг. Доставлять боекомплект в горы вертолетом было очень опасно, вот мы и "тягали" с собой: сухпаек на три дня, тройной боекомплект (5-8 кг), 5-10 гранат по 600-700 грамм, ленту к автоматическому гранатомету и по две мины, если с нами шли минометчики.

"Олег, - интересуюсь, - такая ноша себя оправдывала?" "Когда как, - отвечает он, - бывало "расстреливали" все, и тогда в сложных ситуациях приходилось "скидываться" патронами. Отдавали оставшиеся патроны, к примеру, пятерым бойцам. Те шли на вершину горы и, прикрывая остальных, отстреливались от "духов". Остальные в это время бежали вниз, к прибывшему вертолету".

В то время весь Афганистан был поделен на террритории-владения бандитов, а по горным хребтам проходили границы "вотчин". Между местом, где дислоцировался полк в Пули-Хумри, и высокогорным перевалом Саланг располагалось ущелье. В нем властвовала банда Джумахона. Перевал же и ущелье Пандшер занимал Ахмадшах-Масуд (кстати, ныне здравствующий, воюющий в оппозиции против талибов). Когда Джумахон поссорился с Ахмадшахом и перешел на сторону народной власти, горнострелковый батальон, где воевал Олег, бросили в ущелье в помощь бывшему бандиту. С тех пор батальон больше в полк не возвращался.

"Ущелье плодородное, речка спускается с гор и течет по долине, - рассказывает Олег, - основная база батальона была уже здесь. Отсюда мы ходили на боевые задания. Иногда вместе со ставшими "дружественными" душманами. Садимся как-нибудь после боя у костерка, и посыпались воспоминания. "Духи" нам: "А помните, как мы вас там-то прижали?" А мы в ответ: "А вы забыли, как мы вас там-то "долбили?".

"Олег, а какова была ваша цель в ДРА?" "Нам сказали, что мирный народ Афганистана хочет идти путем социализма к светлому будущему, а злодеи американцы околачиваются в Персидском заливе и намереваются помешать социалистическим преобразованиям, происходящим в республике. Мы во все это свято верили. - Олег, задумался и добавил с горечью, - А может быть, и сейчас верим. Вообще советские войска много добра сделали афганскому народу. Дорог много построили, техникой снабдили (жители до нас землю плугами возделывали), промышленность подняли, часто продовольствие развозили по бедным кишлакам. Мы, например, когда пришли в ущелье к Джумахону, мост через речку построили".

Душманы тем временем зверствовали. В полку близ Пули-Хумри трое бойцов ушли в самоволку. Утром всех нашли в саду. "Духи" распороли им животы, натолкали туда яблок, отрезали и засунули в рот гениталии. Естественно, что об этом никто домой не писал. В письмах на Родину сообщали в основном о встречах праздников, смешных эпизодах и "спокойной жизни, как на курорте, с морем солнца и фруктов".

Вместе с Олегом плечом к плечу служил его друг и товарищ Владимир Шульгин. Вместе учились в автошколе, вместе в один день призывались, вместе прошли учебку и так получилось, что и воевали тоже вместе. Из совхоза, где они жили, в Афганистан ушло много ребят. Однажды ночью деревню облетела весть о том, что "оттуда", из Афгана, привезли цинковый гроб. Все, кто ждал своих детей, бросились в сельсовет. В ту ночь страшное известие о смерти сына миновало родителей Олега и Владимира, но не пощадило других.

"Олег, - со смертью часто приходилось сталкиваться?" "Нет. В перестрелке ты не знаешь, убил ты кого или нет. "Духи" - там, ты - здесь. Стреляешь, считай, по невидимой цели. "Страшно было?" "Думаю, страх одолевает, когда сталкиваешься с опасностью лицом к лицу, в штыковой атаке, например. Не знаю, может быть, это ребячество, но мне было скорее интересно, чем страшно.

Как-то наш батальон окружили в одном из ущелий. Мы шли по его склону, постепенно поднимаясь к вершине, когда отовсюду начался обстрел. Все оказались как на ладони. Лежишь не шевелишься, пули рядом свистят. Может, тогда и страшно было, хотя тоже интересно, как судьба-злодейка распорядится. Даже умудрялись стрелять в такой ситуации. Гранатомет лежа зарядишь, отведешь в сторону и, не глядя (голову не поднимаешь) пальнешь туда, откуда выстрелы. Потом по команде резво вскочили и без санок вниз, к речке, в "зеленку". Там, есть где спрятаться.

В том бою убило командира одного из взводов (афганца), и у нас во взводе парнишку ранило. Нас окружили, все ждут помощи, а танк с БТРом на подмогу пройти не могут: вход в ущелье низкий. Хорошо, танкист был опытный, отстрелил кусок скалы. Проехали. Раненых на броню машин положили, остальные вышли, прячась за танком. Нашего парнишку не довезли до госпиталя. Пока ждали вертолет, ногу жгутом перетянули. Но вертолеты запоздали и доставили раненого в лазарет только часа через три. К тому времени у него началась гангрена, и ногу выше колена пришлось ампутировать".

Через год в каждом батальоне стали создавать свой разведвзвод, и Олега перевели туда на должность водителя-механика. "На взвод, - вспоминает Олег, - дали БРМ с мощным передатчиком, два новеньких БТРа. Я был несказанно рад. БТР по трассе летел, как ласточка, - 110 км в час". "Проблем меньше стало"? Олег тяжело вздыхает: "В Союзе началась борьба с воровством, и это не могло на нас не отразиться. Сломалась деталь по твоей вине - плати. Украли у тебя что-то, значит, недосмотрел, - тоже плати.

Раз приехала с проверкой очередная комиссия из Москвы, и, так как моя машина уже прошла обкатку, меня определили возить по гарнизону одного из проверяющих. Я ехал первым, в головной машине. После перевала близ Пули-Хумри, БТРу предстояло преодолеть крутой подъем, и у меня в новой машине заклинило двигатель. Проверяющий пересел в другой БТР, комиссия уехала и бросила нас с башенным стрелком в одном из гарнизонов. Два дня мы ждали помощи, поняли, что о нас, по всей вероятности, забыли и решили на свой страх и риск ехать своим ходом. На одном двигателе преодолеть предстояло около 150 километров. На пути лежал высокогорный перевал и "зеленка", а "зеленка" - это почти всегда душманы. Ехали где 40, где 20, а в горку вообще 5 км в час, но доковыляли без происшествий. Когда приехали, зампотех полка обвинил меня в порче двигателя, заставил выплачивать его стоимость. Я был уверен, что моей вины в поломке нет и предложил отправить двигатель на завод-изготовитель на экспертизу. И пока с завода не пришла официальная бумага, что это заводской брак, другой двигатель мне не давали, и я два месяца простоял в ремонте".

В батальоне участились случаи воровства, и каждый водитель охранял вверенную ему технику, как мог. Олег, к примеру, жил на стадионе и спал в БТРе. Это не понравилось одному из приехавших с проверкой высокопоставленных представителей, который заставил машину поставить в парк. Вскоре в парке из БТРа вытащили аккумулятор. Когда, отслужив, Олег вернулся домой, из 140 рублей заработанных за два года, он получил 40. Высчитали за аккумулятор.

"Олег, на войне время на отдых было?" "Конечно. И отдыхали мы замечательно. Нам разрешено было расслабляться. Играли на гитарах, пели песни, хохмили, "подкалывали" друг друга, устраивали розыгрыши. Весело встречали праздники. Новый год, например, справляли по всем календарям - католическому, православному, мусульманскому. Самым пышным, конечно, было чествование Нового года 1-го января. Заряжали в обойму только трассирующие патроны, брали кучу сигнальных ракет, 20-и, 30-и, 40-а миллиметровых и в полночь все выходили на улицу. Ракеты красные, зеленые, желтые, на парашютах, и плюс к этому все небо рассекает "зелень" от трассирующих патронов. Такого фейерверка "на гражданке" не увидишь".

Олег вернулся домой в августе 85-го в звании рядового, в должности командира отделения горнострелкового батальона. Окончил Карагандинский политехнический институт по специальности строительно-дорожные машины и подъемно-транспортное оборудование, а затем пришел в инспекцию ГПН г. Сарани, где и трудится по сей день.

Воинов интернационалистов, которые в настоящее время продолжают службу в пожарной охране области, вместе с Олегом Шевчуком всего десять человек. Старший инженер ОМТО ГПС Ю.Натальин, водитель УПЧ-4 Ж.Батрашев, командир отделения ПЧ-15 ОГПС-4 Е.Лотов, зам. начальника ПЧ-15 С.Мурадов, старший инженер гр. ГПН ОГПС-3 М.Кудайбергенов, заместитель начальника ПЧ-34 С.Кочкин, пожарный ПЧ-11 СОГПС-1 С.Малешенко, водитель ПЧ-22 СОГПС-1 Ю.Попов, командир отделения ПЧ-5 ОГПС-3 И.Диденко. Афганистан оставил глубокие, незаживающие раны в сердце каждого из них. В этой чужой незнакомой стране все они выполнили свой воинский долг перед Родиной с честью и до конца, и мы, работающие рядом с ними, не должны об этом забывать.

Н.Мехаева


--------------------------------------------------------------------------------
Gazeta.inet.kz Идея - Игорь Малькив Редактор - Дмитрий Махнев Составители - Валентина Сидоренко, Татьяна Карасева Дизайн - Михаил Лисянский © www.inet.kz, 1999-2000





--------------------------------------------------------------------------------
О нас: Апорт, Агама | Вебмастеру | Добавить URL | Удалить URL | Заменить URL | Реклама на Апорте
--------------------------------------------------------------------------------