Найти в дереве
nbsp;ОтОфф-Топик
КAll
Дата20.09.2000 00:36:21
РубрикиСовременность; Спецслужбы;

Белорусский КГБ и его проблемы


ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ
Белорусского КГБ
Властный ресурс Лукашенко стремительно иссякает. Процесс ускорился после избрания вторым президентом России Владимира Путина. Оказалось, что он столь же циничен и прагматичен, каким был Лукашенко в свои лучшие годы. А потому белорусско-российские отношения из протокольно-дружеских превратились в кулуарно-натянутые. Теперь Лукашенко “прессуют” как на Западе, так и на Востоке.
Михаил ПОДОЛЯК В самой же Беларуси практически во всех отраслях начинается жесточайший управленческий кризис. Не за горами время т.н. мягкого номенклатурного саботажа. Номенклатура очень тонко чувствует, что “верховный” теряет контроль над ситуацией, а потому на какое-то время “замирает” в ожидании.
Парадокс в том, что Лукашенко создал весьма специфическую управленческую “вертикаль”. Она работает только для него и только за его деньги. Получается, что нынешняя “вертикаль” зависит не столько от законов и законных выборных процедур, сколько от воли носителя верховной власти. Небезынтересно и то, что стабильность власти Лукашенко обеспечивает не бюджетным ресурсом, а внебюджетными фондами, объемы которых существенно сократились.
Проще говоря, Лукашенко, если так можно выразиться, самостоятельно должен платить за лояльность собственных чиновников, а также за их работу по обеспечению стабильности нынешней президентской властной иерархии.
В отличие от классических демократических государственных систем Западной Европы и США государственное устройство Беларуси базируется на абсолютно недемократических и невыборных принципах. Полномочия верховной власти определялись в республике исключительно идеологической и силовой “вертикалью” верховного правителя. Власть Лукашенко всегда определялась сугубо его финансовыми резервами. Но что ему делать сегодня, когда деньги стремительно тают?
На наш взгляд, не стоит теоретизировать на тему, как долго выдержит абстрактный белорусский электорат падение собственного уровня жизни. Терпимость белорусов общеизвестна и пределов ей нет. Куда интересней проанализировать боеспособность основных элементов государственной системы Лукашенко.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ
Как известно, едва ли не основным элементом нынешнего белорусского государства является разветвленная сеть силовых ведомств и институтов. Кстати, стремление взять под контроль практически все проявления жизнедеятельности на территории Беларуси в буквальном смысле подвигло Лукашенко на создание сразу нескольких силовых институтов, не только дублирующих функции друг друга, но и контролирующих деятельность своих коллег-оппонентов. На практике же подобное дублирование, совмещенное с перекрестным контролем, могло означать лишь одно: в Беларуси к сегодняшнему дню не осталось мощной государственной службы безопасности. Монстра нет. Есть несколько инстанций, борющихся за право первоочередного доклада президенту о ситуации. Между прочим, для переходного периода, а точнее, для периода властной неопределенности, слабость силовых институтов как нельзя кстати. В противном случае демократические институты - пусть даже в столь карикатурном виде, как в Беларуси - были бы уничтожены. Впрочем, и сегодня на разного рода официальных мероприятиях для собственных сотрудников руководство белорусского КГБ не забывает подчеркнуть следующую “истину”: дескать, просим сотрудников не беспокоиться из-за политической неопределенности, в случае попытки переворота дело любой оппозиции обречено на провал, так как у КГБ очень мощный военный потенциал. На самом деле подавляющее большинство сотрудников Комитета пребывает сегодня в скверном настроении. И есть от чего.
В советские времена на территории республики действовал мощный филиал союзного суперведомства, коим являлся КГБ. Но с началом перестройки белорусский КГБ, выделившийся в самостоятельное управление, постепенно терял былые плюсы. Не хватало управленцев, денег, концепции развития национальной безопасности. По некоторым сведениям, белорусский КГБ сегодня как никогда рассчитывает на помощь российского ФСБ. Иные руководители подразделений публично выражают надежду на скорейшее слияние белорусского КГБ и ФСБ в рамках слияния двух государств. Объяснение подобному “желанию” - проще никуда. Львиная доля руководителей Комитета надеется на управленческий талант москвичей, а также на то, что именно за счет слияния довольствие кадровых сотрудников КГБ существенного вырастет.
АНАЭРОБНОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ
Как известно, именно на конец 80-х приходится самый массовый отток “гэбэшных” профессионалов. Многие уходили в частный охранный бизнес. К 1994г. “волна” схлынула. Но мелкие ручейки желающих покинуть Комитет не иссякали никогда. Еще одна серьезная кадровая революция произошла через несколько месяцев после инаугурации Лукашенко, особенно после создания ведомства Виктора Шеймана, когда КГБ потерял львиную долю наиболее интересных сотрудников. Кое-кто, правда, потом вернулся. Но все эти “волны” и “ручейки” существенно подорвали не только аналитический, но и оперативный потенциал КГБ.
Нынешнее положение дел в КГБ говорит о том, что эту структуру охватывает куда более жестокий кризис. Острейший кадровый дефицит (хотя формально штат укомплектован почти полностью), перманентные перебои с выплатой заработной платы, и, как следствие, рост недовольства сотрудников Комитета etc.
Считается, что последний всплеск “гэбэшного” энтузиазма и профессионализма случился при председателе Эдуарде Ширковском. Ширковского заслуженно зачислили в разряд неплохих администраторов. Но буквально накануне президентских выборов Ширковский - хоть он и числился в ряду любимчиков тогдашнего премьера Кебича - попал в неприятнейшую историю. После чего последовали многочисленные депутатские слушания по “делу” Ширковского и экс-прокурора Василия Шолодонова в стенах Верховного Совета 12-го созыва. Так или иначе, Лукашенко предпочел на посту председателя другого человека.
В целом первый президент никогда не отличался особой любовью к Комитету госбезопасности. Он так и не научился доверять кадровым чекистам, постоянно ожидая подвоха с их стороны. И это несмотря на то, что в период избирательной кампании многие сотрудники КГБ негласно поддерживали кандидатуру претендента Лукашенко. Особенно в этом преуспел тогдашний “хозяин” белорусской контрразведки Валерий Кез. Именно Кез обеспечивал контакты Лукашенко и представителей российских “уполномоченных” институтов. Именно через Кеза в штаб Лукашенко поступала оперативная информация о настроениях в провинции и столице, а также об избирательных методиках, которыми пользовался главный оппонент будущего президента. Но Лукашенко так и не научился доверять выходцам из ГБ. Где сегодня Кез?
После воцарения Лукашенко доминирующим силовым министерством в иерархии белорусской власти стал Совет безопасности. За какое-то время туда перебрались многие ведущие сотрудники республиканского КГБ. Совбез пользовался куда большим доверием президента - эта структура обязана своим рождением исключительно первому президенту. Кроме того, Совбез не имел тесных связей с российскими спецслужбами и не опирался на специфическую силовую номенклатуру. Наконец, возглавил новоиспеченных силовиков ближайший сподвижник Лукашенко Виктор Шейман. В первые месяцы своей работы Совет безопасности откровенно пытался дублировать работу КГБ. Чуть позже этот “дубляж” уже можно было классифицировать как попытку всеобъемлющего контроля за работой самого старого спецведомства.
Совбез не очень торопился с созданием оперативных управлений. Опираясь на информацию прочих силовых структур, его аналитическое управление готовило еженедельные объемные отчеты по целому ряду “отраслевых” направлений: номенклатура, политические партии и движения, ведущие экономические группировки.
Со временем президенту показалось недостаточно развивать только аналитические структуры Совета безопасности. Президент остро реагировал на любые внутриполитические и внешнеполитические опасности для его государства. Именно поэтому в республике постоянно росло количество структур, специализирующихся на негласном надзоре за наиболее влиятельными экономическими и политическими группировками и персонами. Собственные оперативные подразделения имелись отныне не только у МВД и КГБ, но и у Таможенного комитета, Госкомитета по финансовым расследованиям, службы собственных расследований МВД...
Зачастую интересы оперативных подразделений разных силовых ведомств жестко пересекались, что неизменно приводило к усилению кризиса межведомственных отношений. В свою очередь, откровенные кадровые интриги руководства того или иного ведомства, а также их “корпоративные” попытки доминировать на рынке сыскных или оперативно-аналитических мероприятий периодически приводят к жесточайшим кулуарным “боям”.
Впрочем, за последние четыре месяца практически все белорусские силовые структуры столкнулись с финансово-материальным кризисом. А это значит, что имеющийся в распоряжении президента объем финансовых ресурсов уже не в состоянии удовлетворить потребности многочисленных силовых институтов. И как раз именно в КГБ этот кризис сказывается с особой жестокостью.
ДЕФИЦИТНОЕ СОСТОЯНИЕ
Вряд ли белорусский КГБ в его нынешнем виде может считаться сильной и перспективной спецслужбой. Эта структура явно не в состоянии профессионально и адекватно времени заниматься такими проблемами, как терроризм, наркоторговля, hi-tech -преступления. Ведь все это требует, с одной стороны, немалых капиталовложений, а с другой - высокого уровня профессиональной эрудиции и современных знаний. В белорусском же КГБ на ключевых должностях остались люди, страстно мечтающие о возрождении политико-идеологического назначения этого ведомства.
Кадровая политика, которая проводится нынче в КГБ, заслуживает отдельного разговора. Сегодня уже нет былого прилежания при подборе кадров на нужную должность. Куда более важным считается наличие у претендента родственных или служебных связей. Негласно считается, что сегодня подбор кадров для Комитета - проблема номер один. Скажем, поступает в тот или иной отдел новый сотрудник. Первое время начальник этого отдела очень долго присматривается к “новичку” - насколько последний опасен и кто за ним стоит. Если оказывается, что новичок попал в этот отдел по протекции, продвижение ему обеспечено. В противном случае он долго может пребывать в статусе “новичка” без всякой надежды на карьерный рост.
В последнее время руководство комитета увлеклось строительством т.н. кадровых лестниц. Суть лестницы - увеличение количества управленческих должностей под конкретных людей. Скажем, в том или ином подразделении появляется несколько дополнительных должностей заместителей руководителя направления. Делается это с целью обеспечения карьерного роста для высшего офицерского состава. Так, если тот или иной гэбэшный управленец мог рассчитывать на карьерный потолок в качестве майора, то с введением новой должности его потолок поднимается до уровня полковника или подполковника. Очевидно, что попасть на “лестницу” может только нужный человек, а все, кто находится вне “лестницы”, не может рассчитывать на адекватную финансовую и карьерную оценку своей деятельности. Отсюда рост непрофессионализма и провалов.
Но провалы случаются не только в силу дефицита мозгов. Скажем, недостаток ресурсов не позволяет обеспечить службу “наружного наблюдения” (“НН”) необходимым количеством автотранспорта. В силу чего сотрудники НН регулярно попадают в нелепые ситуации. Они, конечно, исправно, “ездят” за “объектами”. Но рано или поздно этот самый объект начинает замечать за собой “хвост” - машину одного и того цвета, одной и той же марки с неизменно тонированными стеклами, хозяева которой регулярно меняют... номер. Очень “тонкая” маскировка, не правда ли? “Наружка” так часто “засвечивается” в последнее время - особенно когда вынуждена заниматься т.н. “промышленной контрабандой” - что это уже стало в порядке вещей.
Чуть лучше “кадровое дело” поставлено в контрразведке, однако в целом нынешний персоналитет КГБ очень далек от идеала. Еще в 1994г. в КГБ активизировалась деятельность Службы собственной безопасности. Как говорят, ее костяк составили далеко не самые лучшие комитетчики. Так или иначе, ССБ активно занялась поиском и сбором компромата на собственных сотрудников, инициировала разного рода дискредитации, отслеживала, чтобы иные сотрудники не пытались перейти на работу в коммерческие структуры.
ОБЕЩАЛОВО
В свое время Лукашенко выдавал многообещающие авансы руководству КГБ. Планировалось не только адекватное финансирование “гэбэшных” подразделений, но даже внедрение новых сыскных и разведывательных технологий. Но... Оппозиция может спать спокойно. Ничего существенного не произошло - Комитет остался на голодном пайке и без серьезной материально-технической реформы. И это хорошо, иначе белорусский КГБ мог бы превратиться в действительно мощную силовую структуру.
Вместо этого первый президент РБ инициировал в Комитете нескончаемую ротацию высшего руководства - Геннадий Лавицкий, Владимир Егоров, Владимир Мацкевич. Кроме “первых скрипок” регулярно “обновлялись” их заместители, а также руководители направлений, отделов и прочих структурных подразделений. Частая смена тех или иных руководителей, помноженная на персональную неуверенность в завтрашнем дне, приводила к постоянной нервотрепке на “местах” - убирали одних начальников, на их место назначали других, постоянно менялись приоритеты и фундаментальные задачи.
Сегодня, конечно, ситуация более стабильная. И хотя Владимир Мацкевич отличается невероятным карьерным долголетием, не он контролирует ситуацию в собственном ведомстве. Возможно, причиной тому - личные мотивы председателя комитета, возможно - его нежелание играть в кулуарные игры. Куда большим влиянием в Комитете обладает ныне Леонид Ерин - первый заместитель Мацкевича. В свое время он весьма “плотно” поработал в Москве. Известно также, что Ерин практически не имел конфликтов или явных разногласий с Виктором Шейманом.
Как бы там ни было, именно постоянные кадровые ротации, неопределенность рабочих приоритетов, расширение количества управленческих должностей привело к тому, что в Комитете царит весьма недоброжелательная атмосфера. Есть, конечно, сотрудники, которых абсолютно не интересует грызня наверху. Но таких не очень много. Правда, в регулярных отчетах руководителей подразделений царит “кадровая” тишь да благодать. Особо ретивых “правдолюбцев” во времена “великих” кадровых революций ссылали на преподавательскую работу в Институт национальной безопасности. Кстати, это еще один очаг “недоброжелательности” по отношению к КГБ.
И еще раз о деньгах. Сегодня сотрудники ГБ на должности прапорщиков зарабатывают не более $50 в эквиваленте. По некоторым данным, прапорщик-водитель Совбеза получает в полтора-два раза больше, чем прапорщик-оперативник КГБ. Зарплата младшего офицерского состава (до полковника) составляет $70-80. Полковник - начальник отдела с приличной выслугой лет - может рассчитывать на $100-110. Начальник же управления получает до $150...
В комитете уже привыкли к заминкам с выплатой денег. А ежемесячные вояжи начальника гэбэшного ФЭУ Геннадия Кукушкина в Минфин накануне дня “Ч” и вовсе стали расхожим анекдотом. Но что делать, если на счету КГБ частенько бывает пусто.
В самом начале своего президентства Лукашенко еще стремился как-то индексировать зарплаты комитетчиков. Но в последнее время он не только не увеличивает зарплаты, но и резко сократил льготы для сотрудников организации.
В “казне” нет денег, а кризис только начинается. Остается подождать, когда в республике “заработает” мягкий номенклатурный саботаж. В том числе и в силовых структурах.
Это и есть так называемая “бархатная”...

--------------------------------------------------------------------------------

ОДИН ИЗ ТРЕХ
необходимых рублей получает сегодня детище железного Феликса
В интервью “БГ” председатель КГБ Беларуси Владимир МАЦКЕВИЧ постарался представить свое ведомство как основательную и монолитную структуру. Однако и он вынужден был признать отсутствие должного финансирования этой силовой структуры. А финансы, как известно, решают в наше время все. На голом патриотизме и “энтузазизме” можно проехать лишь до ближайшего поворота, а затем залететь в кювет без всякой надежды выкарабкаться...
- Каковы сегодня ключевые направления деятельности КГБ?
- Во все времена ими были и остаются разведка, контрразведка и защита конституционного строя. Спектр задач, решаемых по этим направлениям, достаточно широк и включает, в первую очередь, выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и защиту госсекретов. Реалии сегодняшнего дня диктуют новые направления деятельности Комитета. Среди них: обеспечение экономической безопасности государства, борьба с организованной преступностью, коррупцией и контрабандой, наркобизнесом и нелегальной миграцией, незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Для успешного решения этих задач налажено взаимодействие и сотрудничество с рядом иностранных спецслужб. Результаты не замедлили сказаться. К примеру, в последнее время перекрыты международные каналы контрабанды наркотиков, предотвращен нелегальный вывоз и транзит ядерных компонентов.
Вместе с тем изменяющаяся оперативная обстановка требует сегодня новых подходов к организации служебной деятельности, а иногда и изменения структуры самой спецслужбы. Так, например, в составе Комитета образованы самостоятельные управления экономической безопасности и по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
В век информации и высоких технологий Комитет, конечно, не может не реагировать на новые проблемы и аспекты национальной безопасности. Для их решения созданы специальный научно-технический центр, подразделение компьютерной безопасности. В целом, могу вас заверить, в КГБ республики уделяется значительное внимание обеспечению информационной безопасности. Разумеется, оснащенность Комитета новейшими научно-техническими средствами зависит от бюджетных ассигнований. Это дело не одного дня, но постепенно данные вопросы решаются.
- Финансирование деятельности КГБ адекватно поставленным задачам?
- В вашем вопросе угадывается желание услышать признание в том, что КГБ - силовая структура, для которой государство средств не жалеет. Должен разочаровать. В сегодняшних непростых для государства и белорусского народа условиях Комитет испытывает те же трудности, что и вся страна. Думаю, не раскрою большого секрета, если скажу: КГБ финансируется сегодня на 1/3 своих потребностей.
Тем не менее, поставленные задачи Комитетом выполняются, и прежде всего - за счет повышения уровня исполнительности, добросовестного отношения сотрудников к своему воинскому и служебному долгу.
Нет никаких сомнений, что финансирование, необходимое Комитету для эффективного решения стоящих перед ним задач, модернизации материально-технической базы, создания надлежащих социально-бытовых условий для сотрудников в полном объеме будет осуществлено только тогда, когда будут решены экономические проблемы, стоящие перед страной. Так что вопросы финансирования нашего ведомства неотделимы от общих процессов в государстве, и говорить о какой-либо исключительности КГБ не приходится.
- По каким критериям ныне происходит отбор кадров для работы в КГБ? Ощущается ли дефицит кадров?
- В Комитете государственной безопасности Республики Беларусь на военную службу зачисляются лица, которые по своим морально-деловым качествам, уровню образования и физической подготовке способны к оперативной работе. В возрастном плане это молодые люди (мужчины и женщины) до 30 лет. При подборе кандидаты проходят медицинскую комиссию, психофизиологическое тестирование (в ряде случаев на т.н. “детекторе лжи” - полиграфе), сдают нормативы по физической подготовке. Те, кто прошел первичный отборочный тур, способны к оперативной работе, направляются на учебу - имеющим среднее образование предстоит учиться пять лет, те, кто уже окончил вуз, проходят специальную подготовку в течение двух лет. Оперативный состав КГБ готовится в стенах Института национальной безопасности Республики Беларусь. В соответствии с имеющимися соглашениями оперативные работники для КГБ республики обучаются также в Академии ФСБ Российской Федерации.
Особо хочу подчеркнуть, что при подборе кандидатов на службу в органы КГБ первостепенное значение уделяется патриотизму кандидата, его беззаветной любви к Родине. Важными критериями являются готовность защищать интересы государства, личности и общества, осознанию того, что после получения специального диплома службу предстоит нести в любом регионе Беларуси и, как человеку военному, быть готовым к выполнению своих обязанностей в любое время.
Что касается дефицита кадров, то ответ однозначный - проблемы как таковой не существует. Если лет пять назад еще ощущался некоторый некомплект, то уже в течение последних двух лет подразделения Комитета полностью укомплектованы. Более того, практика показывает, что профессия сотрудника национальной спецслужбы в обществе имеет высокий рейтинг, и мы имеем возможность отбирать наиболее достойных кандидатов. Приведу такую цифру: из 10 кандидатов сейчас только одному удается преодолеть жесткий барьер предъявляемых требований. Предпочтение отдается также тем, кто владеет иностранным языком, имеет навыки работы с электронно-вычислительной техникой.
Но что особенно радует - к нам пошла молодежь. А это значит, что продолжаются традиции преемственности поколений. Сплав же опыта старших и разумной инициативы молодых сотрудников идет только на пользу делу обеспечения государственной безопасности.
- Как выстраиваются отношения с ФСБ России, в том числе по линии кадровой политики?
- Дабы не возникало домыслов о “младшем брате” и “белорусском филиале ФСБ”, сразу расставим точки над “i”. Отношения между нашими ведомствами строятся в духе взаимодействия и сотрудничества, а также общности интересов в деле обеспечения безопасности каждого из наших государств в отдельности и Союза Беларуси и России - в целом. В основу наших взаимоотношений положено двустороннее “Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между КГБ Республики Беларусь и Министерством безопасности Российской Федерации” от 13 мая 1992 года. Указанное Соглашение дополняется при необходимости и на соответствующих правовых основаниях Протоколами по отдельным направлениям деятельности спецслужб. На сегодня их подписано 27. Кроме того, и ФСБ, и КГБ осуществляют взаимодействие в рамках Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ.
Весьма плодотворным наше сотрудничество стало также в реализации решений, принимаемых на совместных коллегиях КГБ республики и ФСБ Российской Федерации. Такие коллегии проводятся ежегодно. Последняя из них состоялась в Беларуси, очередная пройдет в Москве.
Что же касается кадровых вопросов, то еще раз напомню: Комитет госбезопасности Республики Беларусь - самостоятельная национальная спецслужба. Мы сами готовим необходимых специалистов, а кадровая политика Комитета определяется в Минске. По существующей договоренности, некоторое количество оперативных работников обучается в Академии ФСБ России, а оперсостав ФСБ имеет возможность проходить переподготовку на базе Института национальной безопасности Республики Беларусь. Но никакого “обмена кадрами” мы не практикуем.