Всем, здравствуйте! Нижегородская выставка двойных технологий показала, что наш ВПК опять набирает мощь, а попытки конверсии не приводят к успеху Дан Медовников, Алексей Хазбиев
На прошлой неделе российские оборонщики гуляли в Нижнем Новгороде. В среду 3 апреля под эгидой Российского агентства по системам управления (РАСУ) здесь с большой помпой открылась первая международная выставка "Новые технологии в радиоэлектронике и системах управления".
Все началось прямо в нижегородском аэропорту, куда нас доставил на грузовом самолете Ан-74 завода "Купол" (если верить каталогу КБ Антонова, самолет этот переделывается в пассажирский вариант за сорок минут) бывший личный пилот ныне покойного президента Афганистана Бабрака Кармаля летчик-испытатель первого класса Евгений Крылов. У трапа нас встречал губернатор Нижегородской области и видный член КПРФ Геннадий Ходырев. Товарищ Ходырев был приветлив. Со словами "а чего это вы все такие помятые?" он крепко пожимал нам руки. Основания удивляться нашим внешним видом у губернатора были: ранний перелет (встали в пять, а вылетели в восемь утра) и незабываемые ощущения после виртуозного исполнения различных фигур, на наш взгляд, все-таки высшего пилотажа давали о себе знать. Но деловой настрой Геннадия Максимовича сразу взбодрил всю делегацию. "Сейчас быстренько позавтракаем, поднимем Кириенко (он болеет, лежит в постели с температурой за сорок) и начнем", - бодро объявил нам губернатор. Вместе с полпредом президента в Приволжском федеральном округе выставку должен был открывать министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов. Но его срочно вызвал на переговоры с итальянским премьером Сильвио Берлускони президент Владимир Путин, поэтому почетную обязанность за Клебанова выполнил его заместитель Александр Бриндиков, который вместе с гендиректором РАСУ Владимиром Симоновым, господином Кириенко и товарищем Ходыревым перерезал красную ленточку. Церемония открытия, начатая гимном России в исполнении военного духового оркестра, прошла ярко и шумно.
Здоровеньки булы
Международной выставку можно было назвать все-таки с определенной натяжкой. Хоть в официальных документах и сказано, что в экспозиции (на площади в 2,5 тыс. квадратных метров) приняли участие более двух сотен ведущих корпораций более чем из двадцати стран мира, нам, кроме весьма представительных украинских и белорусских делегаций (состоящих в основном из внушительного количества вице-адмиралов ВМФ и генерал-лейтенантов войск ПВО), а также пары высокопоставленных морпехов из Великобритании, иностранцев обнаружить не удалось. О британцах стоит сказать особо. Они выделялись из общей массы академиков, военных и чиновников первого и второго эшелона шоколадным цветом кожи. Смачно жуя жвачку, граждане Туманного Альбиона охотно отвечали на приветствия на всех известных им языках народов бывшего СССР (начиная от "здоровеньки булы" и заканчивая "шалом алейхем"). От водки, правда, отказывались. Но статус выставки от этого нисколько не пострадал.
Сергей Кириенко, несмотря на недомогание, был красноречив. По его словам, "открытие выставки стало победой Нижегородской области, Приволжского округа и России в целом". Над кем именно, г-н Кириенко не сообщил. Зато он поделился своим прогнозом о будущем нашей страны. По словам полпреда, "Россия выживет не нефтью и газом, а двойными технологиями, представленными на выставке". На новые технологии выставка действительно оказалась богата, правда, "двойственность" их вызывала сомнения.
Настоящую сенсацию произвела активная фазированная антенная решетка (АФАР), разработанная столичной корпорацией "Фазатрон-НИИР". Это устройство будет устанавливаться на радиолокационные станции истребителей пятого поколения и новейшие системы ПВО, которые будут создаваться вслед за С-400. АФАР с электронным сканированием включает более тысячи приемопередающих модулей, в которых используется техника монолитных интегральных схем СВЧ-диапазона. В целях снижения заметности для радаров противника в АФАР предусмотрены пассивные режимы работы РЛС, обеспечена малая вероятность перехвата сигналов при активных режимах работы радиолокационных станций. АФАР уже оснащаются американские истребители пятого поколения F-22 Raptor и европейские Eurofighter. В России опытный образец АФАР удалось сделать только несколько месяцев назад. По словам руководителей "Фазатрон-НИИР", сейчас их новая разработка проходит испытания. "Если нашу компанию назначат головным исполнителем по этой тематике, то через полгода мы уже сможем устанавливать АФАР на самолеты и системы ПВО", - заявил нам руководитель департамента антенных устройств "Фазатрон-НИИР" Феликс Емельченков.
Что же до двойных технологий, то радиоэлектронный кластер национального хозяйства демонстрировал их не столь эффектно. Ваши корреспонденты сначала буквально набросились на представителей ПО "Квант", представлявших телевизор "Садко" с плазменной панелью. Но оказалось, что сама панель (напомним, что впервые эту технологию в 1986 году разработали специалисты из рязанского НИИ газоразрядных приборов и плазмы) импортируется из Японии. Тезка ТВ-брэнда московская фирма "Садко-Телеком" (прямая наследница небезызвестной "Кросны") разложила симпатичные проспекты, в которых подробно описывалась региональная система спутниковой мобильной связи, - правда, ни спутников, ни связи пока нет, как нет и необходимых инвестиций.
Всевозможные электронные медицинские приборы, присутствовавшие на стендах нескольких компаний, на поверку оказывались аналогами западных разработок, но с худшим дизайном. Порадовало нас нижегородское НПО "Салют-41", разработавшее целый спектр оборудования для сетей сотовой связи. Их ретрансляторы и усилительные комплексы для базовых станций стандартов NMT-450, AMPS-800 и GSM-900/1800 уже закупаются российскими сотовыми операторами. Псковское ОАО "Плескава" представило и вовсе уникальную гражданскую разработку - двадцатичетырехваттный металловоздушный источник тока, работающий на растворе обычной поваренной соли или на морской воде и не требующий подзаряда от электрической сети (подзарядка осуществляется путем замены анодных пластин из легких алюминиевых и магниевых сплавов). Вес нового источника в шесть раз меньше веса традиционного свинцового аккумулятора, а по энергоемкости он равен пяти тысячам батареек типа 373.
Но в целом приходится признать, что очередная попытка конверсии в военной радиоэлектронике пока не достигла цели. Гражданский вариант вполне конкурентоспособных в военной сфере приборов выглядит по большей части неуклюже. Есть серьезные проблемы и с элементной базой - Россия, бывшая когда-то лидером в полупроводниковых ноу-хау, ныне едва пытается освоить позавчерашние технологии. Даже китайцы уже строят заводы по выпуску микросхем уровня 0,13-0,18 микрона, мы же пока не преодолели порог в полмикрона. Выступление на проведенной в рамках выставки конференции академика Камиля Валиева (подробное интервью с ним см. в "Эксперте" N17 за 2000 год), призывавшего задуматься не о догоняющей, а об опережающей технологии квантовых вычислений, которая через десять лет произведет новую компьютерную революцию, генералов и чиновников не воодушевило.
ПВО вместо авиации
Впрочем, о самих технологиях больше говорили на конференции. В кулуарах выставки активно обсуждался другой вопрос - о создании Концерна ПВО. Эту структуру первоначально планировалось образовать еще летом прошлого года на базе производителей и разработчиков систем ПВО дальнего радиуса действия - НПО "Алмаз", концерна "Антей" и компании "Оборонительные системы" (ОС). Тогдашний вице-премьер Илья Клебанов даже подготовил соответствующий президентский указ, вокруг которого разразился крупный скандал. Руководители "Алмаза" и "Антея" выступили против поспешности их слияния и обвинили г-на Клебанова в неприкрытом лоббировании интересов ОС. По их мнению, ОС в концерне была бы ненужной надстройкой. Так, генеральный конструктор "Антея" академик Вениамин Ефремов сказал, что "включение ОС в Концерн ПВО обусловлено желанием отдельных госчиновников вывести управление финансовыми потоками от экспорта вооружений из-под контроля 'Рособоронэкспорта'". По его словам, финансовыми средствами концерна будут рулить управленцы, близкие к ОС. Г-н Ефремов считает, что "быстрое объединение внесет хаос в производственный процесс, ввергнет предприятия в смуту, что в итоге приведет к устранению их от реальных задач: конструирования и производства новых видов вооружений". А бывший генеральный конструктор "Алмаза", ныне научный руководитель этого предприятия академик Борис Бункин сообщил, что еще в феврале прошлого года он вместе с коллегами из "Антея" передал Владимиру Путину свой план слияния "Алмаза" с "Антеем" в течение трех лет, но без ОС. В итоге академики добились своего - президент принял их сторону и делегировал в советы директоров этих предприятий заместителя главы своей администрации генерала ФСБ Виктора Иванова. Как сообщил нам Владимир Симонов, Концерн ПВО должен быть создан в ближайшие дни без участия компании ОС, поскольку больше ждать уже нельзя. По его словам, помимо "Алмаза" и "Антея" в концерн войдут предприятия, разрабатывающие и выпускающие ракеты для зенитно-ракетных комплексов, - КБ "Факел", "Авангард" и, возможно, "Новатор". Генеральный директор "Антея" Юрий Свирин рассказал "Эксперту", что подготовительная работа по слиянию уже вовсю идет, в частности, Концерну ПВО уже придумано название - "Алмаз-Антей". Однако, по мнению г-на Свирина, необходимо еще провести ряд серьезных совещаний, на которых должно быть решено, каким образом интегрировать две научные школы и как исключить дублирование разработок и производств. Сейчас ни одна деталь от комплекса С-300П разработки "Алмаза" не подходит к комплексу С-300В производства "Антея" - у них даже гайки разные. Впрочем, по мнению первого заместителя гендиректора "Алмаза" Александра Леманского, особых проблем с интеграцией "Алмаза" и "Антея" не возникнет: приоритет будет отдан обеим перспективным разработкам двух компаний - С-400 "Триумф" и "Антей-2500". На выставке эти комплексы представлены не были. Зато в Нижний Новгород привезли С-300В, которую на время проведения выставки сняли с боевого дежурства одной из частей Московского военного округа. Александр Леманский сказал много лестных слов в адрес С-300, но предложил все-таки сосредоточить усилия на системах следующего поколения. Кроме "Триумфа" такой системой является "Фаворит" - одна из последних модификаций С-300ПМУ-2. По словам Леманского, в "Фаворите" собраны все достижения предприятия в области разработки аппаратных средств и программного обеспечения. В результате создан комплекс для высокоэффективной обороны объектов от ударов авиации, крылатых ракет, тактических и оперативно-тактических баллистических ракет в условиях интенсивного радиопротиводействия. За счет ввода в состав комплекса новой ракеты дальность его действия увеличена со 150 до 200 километров. Новая ракета, которую сейчас разрабатывают "Алмаз" совместно с КБ "Факел", будет установлена и на С-400, в результате чего эффективная поражающая дальность этого комплекса составит 400 километров вместо нынешних 190. Как сообщил нам г-н Леманский, С-400 со "старой" ракетой уже в этом году установят на боевое дежурство в одной из частей ПВО Московской области, а с новой ракетой - в конце следующего года. Правда, г-н Леманский посетовал, что не все идет гладко - на стадии согласования госбюджета вдвое был сокращен объем финансирования по этой тематике.
Александра Леманского в своем выступлении поддержал Геннадий Ходырев. Он сказал, что народ всей Нижегородской области возлагает огромные надежды на генерального директора "Рособоронэкспорта" Андрея Бельянинова. "Мы хотим, чтобы Андрей Юрьевич хорошо продавал нашу военную технику и смог заработать побольше валюты для России, которую потом можно инвестировать в оборонные предприятия и НИИ, в том числе и нижегородские", - сказал губернатор. Но, как считают многие эксперты, с продажами нашей военной техники у "Рособоронэкспорта" вскоре могут начаться проблемы. Сейчас мы продаем оружия примерно на 4 млрд долларов в год. Причем половина этой суммы поступает от продаж истребителей. По прогнозам американских аналитиков, мировой рынок истребителей будет расти. Его емкость увеличится с 8,4 млрд долларов в 2000 году до 17,1 млрд долларов в 2007-м. В этот период на рынке будут доминировать американские F-15 и F-16, французский истребитель "Рафаль", российский Су-27 и его модификация Су-30. В одах ситуация начнет постепенно меняться в пользу Америки. США все активнее будут продвигать уже летающий тяжелый истребитель пятого поколения F-22 Raptor. Перспективы экспорта F-22 ограничены из-за его слишком высокой цены - более 130 млн долларов за штуку. В настоящее время ВВС США предполагают закупить 339 таких машин на 43 млрд долларов и привлечь к этой программе своих союзников, чтобы увеличить объем производства и, соответственно, снизить цену. Западные аналитики утверждают, что увеличение серии с 400 до 800 единиц позволяет снизить цену каждого самолета на 15%, а дальнейший рост серии до 1200 единиц - еще на 13%. Таким образом, снизить цену F-22 Raptor до 95 млн долларов США вполне могут. Но даже при этом приобретать эту машину смогут позволить себе только очень богатые страны. Именно в такие союзные Америке государства - Южную Корею, Японию, Израиль, Тайвань и нефтяные монархии Персидского залива - в первую очередь предполагает продавать эти истребители Пентагон. Хотя F-22 Raptor более тяжелая и дорогая машина, ее появление на рынке существенно сузит возможности сбыта как "Рафалей", так и Су-30. Но главный удар по нашему экспорту "Сухих" будет нанесен в 2006 году, когда лицензионные производства Су-30 в Индии и Китае заработают на полную мощность. По словам гендиректора АВПК "Сухой" Михаила Погосяна, модернизация Су-30 имеет примерно двухлетнюю перспективу. К 2005 году объемы продаж Су-30 резко упадут, а к 2015-му сойдут на нет. Соответственно, должны резко упасть и доходы "Рособоронэкспорта". Но г-н Бельянинов так не считает. Шеф "Рособоронэкспорта" заявил "Эксперту", что структура экспорта наших вооружений существенно изменится, а объем экспорта увеличится. По его словам, резко увеличатся продажи как раз наших систем ПВО: "Если раньше комплексы ПВО были немодным товаром, то после терактов одиннадцатого сентября прошлого года армии многих стран стали уделять все больше внимания оборонительным вооружениям. Есть хорошие перспективы экспорта комплексов ПВО в составе экспортируемых Россией военных кораблей. У нас уже есть несколько крупных контрактов по этой тематике. Так что сокращение продаж авиационной техники с лихвой будет компенсировано, и уже в этом году валютная выручка от экспортных контрактов превысит четыре миллиарда двести миллионов долларов - рекордный показатель прошлого года".
Если завтра война Улетали мы в тот же день вечером. Правда, Геннадий Ходырев решил задержать наш спецрейс на два часа - именно столько, по представлениям гостеприимного нижегородца, должна была продолжаться традиционная русская церемония "на посошок". Высокопоставленные чиновники, генералы, адмиралы, академики и сопутствующие им журналисты каждые пять минут вскакивали со своих мест, чтобы выпить за величие России, ее военно-технократический потенциал, ее новую власть, собирающую разбросанные предыдущей элитой камни. О двойных технологиях, впрочем, не вспоминали (характерный пример: за шестнадцать часов, проведенных в Нижнем, нам ни разу не удалось услышать слова "инновация"). Говорили о том, что отечественный ВПК опять должен превратиться "из ладони в кулак", что американская НПРО - слабое подобие того, что у нас давно есть в чертежах и макетах, и только политической воли не хватает для запуска всего этого проекта в серию. У нас создалось ощущение, что старый слоган "Если завтра война" опять стал актуальным. Последний композиционный штрих нанес на полотно Андрей Бельянинов, посетовавший на то, что оборонщики на выставке и конференции разболтали слишком много секретов. "Наша сфера не терпит публичности, а сейчас я чувствую за своей могучей спиной мощный журналистский корпус", - с сожалением сказал гендиректор "Рособоронэкспорта" на прощание.