ОтАндрей МихайловОтветить на сообщение
ККонстантин ФедченкоОтветить по почте
Дата10.11.2000 02:30:15Найти в дереве
РубрикиWWII; ВВС;Версия для печати

Re: Вопросы по ДБ-3




>>1. Сколько было изготовлено ДБ-3 и ДБ-3Т?
>Запущен в серию в конце августа 36, заводы - №39 (МОсква), №18 (Воронеж), №126 (Комсомольск-на-Амуре). данных по выпуску 1936-1938 не имею.

В 1936 - 0(сданных, а вообще-то 8 щтук построили на 39 з-де), в 1937 - 45(12 на № 18 и 33 на № 39), в 1938 - 399 (204 на № 18, 165 на № 39 и 30 на № 126)
Источник - Самолетостроение в СССР 1917-1945, издательство ЦАГИ, т.1 1992, т.2 1994.

>Выпуск с 1939 по 1944: (из диспетчерского журнала Минавиапрома)
>1939: 959 ДБ-3 и 5 ДБ-А,

Да, ДБ-3-х было 959, а ДБ-А это совсем другая птичка - раза в два побольше, да и движков четыре штуки. На таком еще Леваневский погиб. Их и вправду 5 штук серийных было, но строили их на № 124 и насколько я знаю все были готовы уже в 1938, правда возможно(?) официально их приняли в 1939-м...

>1940: 100 ДБ-3, (а по данным монографии "Ил-4:так было" "Авиация и время" 1/98 - 934 (!!): завод №18 - 555, №39 - 279, №126 - 100 - и это при том, что по выпуску Ил-4 числа совпадают - 1006)

А вот здесь уважаемое издание просто ошиблось/опечатолось. Здесь просто совмещены данные за 1939 и 1940. Данные из вышеупомянутого источника:

1939: № 18 - 555, № 39 - 279, № 126 - 125
1940: № 18 - 808, № 39 - 198, № 126 - 100
Соответственно в 1939 -ДБ-3, а в 1940 уже ДБ-3Ф(кроме № 126)

>1941: 25 ДБ-3 (з-д 126, в том числе март - 11, апрель -7, ноябрь - 5, декабрь - 2, выпуск прекращен)

Таким образом имеем 1528 серийных ДБ-3/ДБ-3Т

>>2. Когда они были сняты с вооружения?
>
>на 1 мая 45 года еще имелись в ВВС КА наряду с Ил-4 и Ли-2б (общее количество - по трем типам - 2075), по ведомости потерь за 1944 год тоже есть данные о потере 38 ДБ-3, все - небоевые, в т.ч. 16 - аварии и катастрофы, 22 - износ.

Можно еще добавить, что и в войне с Японией они поучаствовали

>>3. Какие части были вооружены ими?
>
>По РККФ - нет под рукой книжки "Морская авиация". Хотя там мало что написно. Кажется, в основном ДБ-3 в 1 МТАП КБФ (Беззаботное). А всего минно-торпедная и бомбардировочная авиация составляла к лету 1941:
>СФ - 11, КБФ - 152, ЧФ - 138, ТОФ - ?.

На севере были только СБ, на Черном море был 2 МТАП, но там вроде(?) были только ДБ-3Ф

>По ДБА:
>1 БАК:
>40 АД - 55 дбап - 55 ДБ-3,
>51 АД - 7 дбап - 30 ДБ-3/3ф, 203 дбап - 48 ДБ-3/3ф, 204 дбап - 33 ДБ-3
>2 БАК:
>35 АД - 100 дбап - 71 ДБ - 3/3ф
>48 АД - управление корпуса - 4 ДБ-3/ТБ-3, 51 дбап - 58 машин, 220 дбап - 15, 221 дбап - 35, 222 дбап - 14 (все - ДБ-3)
>3 БАК:
> нет
>4 БАК:
>22 АД - 11 дбап - 54 ДБ-3/3ф, 21 дбап - 61 ДБ-3/3ф
>50 АД - 228 дбап - 10 ДБ-3/3ф, 231 дбап - 19 ДБ-3
>18 отд АД ДД:
>ДБ-3 нет.
>еще были 27 АД в Закавказье, 30 АД в Забайкалье, 5 БАК на ДВФ, о численности ДБ-3 там мне неизвестно ничего.
>>4. Подробности боевого применения.
>1) Финская кампания
>смотрите Тиркельтауб, Ступаков: "Против Финляндии: Советская морская авиация на Балтике в войне 1939-1940 годов", СПБ, Б&К
>в 1 мтап было 54, а в 15 ап - 13 ДБ-3.

Это только про флотские, а про армейские можно порекомендовать Авиамастер 4/2000.

>2) Великая Отечественная война
>в ночь с 7 на 8 августа 1941 15 ДБ-3Т под командованием полк. Е.Н. Преображенского из 1 МТАП ВВС КБФ нанесли первый бомбовый удар по Берлину (об этом подробнее поищите в архивах)

А еще хорошая статья про ДБ-3(и не только про боевое применение) была в АвиО'6, там же и чертежики.

>>5. При каких обстоятельствах 5 или 6 ДБ-3 попали в Финляндию и как они там использовались?

Вообще-то их было 11: 5 - трофеи зимней войны, а еще 6 - получены из Германии в сентябре 1941. Причем использовались они там до октября 1945.

С уважением