Стратегам про сосздателя РКО и СПРН (Скородумову, Мясникову и прочим)
А. С. Шаракшанэ на подготовительные курсы Военно-инже- нерной академии в Ленинград, с грустью расставался он со своими боевыми товарищами.
Окончив подготовительный, курс академии, А. С. Ша- ракшанэ стал ее слушателем и в 1951 г. успешно окончил ее. С этого года он связывает судьбу с противовоздушной обороной страны.
В войсках ПВО возникает новый род войск, призванный служит противоракетным щитом страны. В него отбираются наиболее подготовленные, подающие надежды кадры. В их число попадает и А. С. Шаракшанэ. Квалификация и соот- ветственно должности молодого талантливого инженера рас- тут с каждым годом. В 1958 году он заместитель главного инженера по испытаниям Государственного полигона войск ПВО около озера Балхаш, а через несколько лет уже на- чальник управления на этом же полигоне.
Под его руководством проводятся экспериментальные исследования, которые должны были подтвердить возмож- ность не только обнаружить баллистическую ракету, запу- щенную с полигона Капустин Яр, но и поразить ее голо- вную часть. Работа была невероятно изнурительной. Впер- вые в мире было объединено в единый комплекс огромное количество средств, разбросанных друг от друга на расстоя- ние до 2000-3500 км. Все это должно было работать синх- ронно, так как многие средства были взаимозависимыми в работе. На первых порах однако имеющиеся средства не об- ладали необходимой степенью надежности, поэтому единого процесса функционирования никак не получалось. Каждый раз вновь и вновь выходили из строя отдельные средства, комплекс разваливался и нужно было начинать все сначала. Как вспоминают А. С. Шаракшанэ, «...все боевые расчеты были измотаны, передвигались как лунатики, засыпая по- рой на ходу. Такая работа' практически без малейшего про- света надежды на благополучный исход продолжалась изо дня в день в течение длительного времени. Она была осно- вана лишь на железной, традиционно оставшейся после во- енной поры дисциплине и на невероятном упорстве гене- рального конструктора Г. В. Кисунько, демонстрировавшего всем свою веру и настойчивость, а также на долге и патри- отизме всех участников, веривших в то, что они работают на благо Родины». И все-таки был пойман момент, когда
186
все средства сработали. Теперь оставалось понять, имеются ли какие признаки поражения головной части ракеты. Для этого надо было собрать и обработать невероятно большое количество различных пленок, лент кинодокументов — ма- териалов, регистрирующих средств. И все это с площади в несколько тысяч квадратных километров. Всю эту докумен- тацию надо было не только обработать, но и просмотреть, выжать наиболее важную и нужную информацию, провести соответствующие расчеты. Это был тяжелый труд, интен- сивность которого подстегивалась неослабевающим интере- сом всех участников эксперимента. В одно раннее утро А. С. Шаракшанэ позвонили и сообщили, что обнаружены кадры фотопленки, на которых явно зафиксирована встреча баллистической ракеты и противоракеты, запущенной с полигона. Он сразу же известил об этом Г. В. Кисунько. Мгновенно в центре обработки собрались все, кто ожидал результатов. После тщательного анализа фотокадров был установлен факт поражения ракеты.
Теперь надо было подтвердить этот факт расчетами, а самое главное — найти сбитую головную часть ракеты. И это было сделано. Так были посрамлены все крупные авто- ритеты, утверждавшие, что невозможно решить подобную задачу. В телеграмме, направленной Н. С. Хрущеву по по- воду этого важного события, в числе подписавших ее была и подпись инженера-полковника А. С. Шаракшанэ. Пора- жение баллистической ракеты произошло 4 марта 1961 г., и Н. С. Хрущев тогда оповестил весь мир, что мы в состоянии и муху в небе сбить.
В 1962 г. А. С. Шаракшанэ выдвигается на должность начальника управления специального научно-исследова- тельского института (СНИИ) Министерства обороны. В этом институте концентрируются лучшие научные силы, изучающие проблемы противоракетной и противокосмиче- ской обороны, элита военной промышленности комплекса.
В окружении видных ученых, участвуя в разработке важных теоретических вопросов, растет научный потенциал и нашего земляка. В ноябре 1960 года он становится канди- датом технических наук, а через б лет — доктором и про- фессором по специальности «Техническая кибернетика».
В 60-70-х годах учеными разрабатывается система пре- дупреждения ракетного нападения. Важную роль в ней дол-