- Начиная разговор о настоящем и будущем нашего флота, давайте, Лев Георгиевич, сразу определимся: насколько, а стало быть, и почему, в каком виде он нужен сегодня России? Все остальное, как представляется, производное от этого ключевого вопроса.
- Взгляните на карту мира: Россия - единственная страна, омываемая сразу тремя океанами. Почти сорок тысяч километров морских границ, выходы по морям-океанам в ключевые регионы планеты. Транспорт, экономика, природные ресурсы, оборонная безопасность - все сегодня теснейшим образом завязано на Мировой океан, причем тенденция эта будет лишь усиливаться. Хотим мы того или нет, флот России жизненно необходим. Еще после русско-японской войны премьер-министр Петр Столыпин, выступая в Государственной думе, спрашивал: «Какой флот нужен России?» И сам же отвечал: России необходим такой флот, который в каждую минуту мог бы сразиться с флотом, стоящим на уровне новейших требований. Нельзя допускать остановки в исполнении полной программы судостроения. Первым последствием такой остановки было бы расстройство наших заводов. То, что в других государствах оберегается, бережно наращивается, развивается - технический опыт, знание, сознание людей, поставленных на это дело, все то, что нельзя купить за деньги, все то, что создается только в целый ряд лет, в целую эпоху... К сказанному можно добавить: сегодня, в эпоху глобализации, создания новых центров силы, новейших средств вооруженной борьбы, флот России тем более необходим - мощный, океанский, способный защитить национальные интересы за тысячи километров от ее границ. - Масштабу, важности, многообразию решаемых флотом задач должен в полной мере соответствовать количественный и качественный его состав. Какие, по вашим оценкам, силы необходимо для этого иметь нашему ВМФ - в целом и непосредственно на флотах? Не маловато ли их нынче? - Каждому периоду времени свойственны свои задачи. Сегодня идет процесс становления нового ВМФ. По экономическим причинам Россия пока не может строить большие корабли. С количественной точки зрения такой огромный флот, какой был у СССР - 1.400 кораблей, ей просто не нужен. Ныне их чуть больше 400, вполне достаточно. Качественные параметры, уровень боеготовности - главные сейчас критерии. Российский флот будет и в дальнейшем иметь морские стратегические ядерные силы (МСЯС) и морские силы общего назначения (МСОН). Группировки МСЯС необходимы для ядерного сдерживания, пресечения агрессии в ядерной и обычной крупномасштабной войне. Задачами МСОН являются: отражение агрессии с морских направлений, участие в миротворческих операциях ООН, создание безопасных условий для мореплавания и производственной деятельности России в Мировом океане, предотвращение эскалации вооруженных конфликтов. Основу МСЯС составляют ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН). В развитии МСОН приоритет отдается многоцелевым подводным лодкам и надводным кораблям как наиболее универсальным родам ВМФ, а также морской авиации. Сегодня ядром, например, Северного и Тихоокеанского флотов являются РПКСН и многоцелевые атомные подлодки, авианесущие, десантные и многоцелевые надводные корабли, морская ракетоносная и противолодочная авиация. Балтийский и Черноморский флоты имеют многоцелевые надводные корабли, минно-тральные корабли и катера, дизельные подлодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовую авиацию. Принципиально, думается, подобный расклад сохранится и в будущем. По нашим оценкам, Северный и Тихоокеанский флоты - каждый - должны иметь минимум 2-3 авианосца, 8-10 РПКСН, 20-25 многоцелевых АПЛ, 85-95 крупных надводных кораблей (эсминцы, фрегаты), до 300 самолетов и вертолетов. Балтийский и Черноморский флоты - по 18-20 неатомных подлодок, 20-24 малых надводных корабля (включая катера), до 100 самолетов и вертолетов. Но тут, можно сказать, заложена бомба замедленного действия: средств на строительство новых кораблей сегодня катастрофически не хватает. Какое-то время удавалось сохранять плавающий корабельный состав за счет урезания других статей финансирования и продления межремонтных сроков. Начиная с 1996 года, когда на эксплуатацию ВМФ стало отпускаться 10-12 процентов от потребных средств, начался интенсивный вывод кораблей из состава флота. Средний возраст оставшихся в строю кораблей сегодня достигает 16 лет, что существенно больше половины установленного срока их службы. Практика финансирования ВМФ в последнее время такова: предусмотренные бюджетом средства, сами по себе недостаточные, поступают на флот в объеме 20-25 процентов. Это лишает какой бы то ни было перспективы авиацию, объекты инфраструктуры, системы боевого управления... - Но не будет же это продолжаться вечно? - Если такая ситуация сохранится и дальше, более половины опытно-конструкторских работ будут завершены примерно лишь через полвека, когда заложенные в них технические решения, мягко говоря, устареют. Будем, однако, надеяться, что этого не произойдет. - Хотелось бы подробнее остановиться на авианосцах. Сейчас они нам не по карману, это понятно. А, скажем, лет через... пятнадцать? - Сегодня возможность применения морского оружия с расстояний в сотни и тысячи километров сделала бессмысленными споры о том, нужны ли России авианосцы. Нужны! Наш флот должен быть способен поразить агрессора в любом районе Мирового океана, откуда последует нападение. А это достижимо лишь при надежной противовоздушной и противоракетной обороне собственных сил. Поэтому надводные корабли лучше применять в боевой группе, имеющей в своем составе авианосец: палубная авиация многократно увеличит радиус истребительного прикрытия группировок ВМФ в удаленных районах. В этом же нуждаются противолодочная и морская авиация. Кроме того, авианосец усилит противолодочную оборону группировки, повысит эффективность радиоэлектронной борьбы, улучшит освещение надводной обстановки. Обязательства России по участию в операциях ООН также настоятельно требуют продолжить НИОКР по определению оптимального облика авианосца. Применительно к возможностям отечественных заводов это может быть корабль водоизмещением 50 - 60 тысяч тонн, имеющий 55 - 70 летательных аппаратов различного назначения. Как вариант, 25 - 30 тысяч тонн водоизмещения, 30 летательных аппаратов. При этом авианосец с ядерной энергетической установкой обладает огромными преимуществами: большей свободой плавания (частая дозаправка ему не нужна), возможностью взять на борт дополнительное количество авиатоплива и топлива для боевых кораблей охранения. Все это обеспечивает авианосную ударную группу значительной материально-технической автономностью. Надеюсь, такой авианосец войдет в состав Российского флота уже в обозримом будущем. - Ваш комитет во многом определяет общую стратегию развития Военно-Морского Флота. Каков здесь замысел, насколько он осуществим в нынешних экономических условиях? - Вначале поясню. Военно-научный комплекс, руководство которым осуществляет главнокомандующий ВМФ через Морской научный комитет, занимается обоснованием военно-технической политики, исследованиями по оперативно-тактической тематике, формирует программы вооружения, планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. С учетом предполагаемых источников военной опасности, динамики развития военно-политической, военно-технической и экономической ситуации составляется комплексный прогноз развития ВМФ - с привязкой к конкретному периоду времени. На основании этих исследований разрабатываются концепция и программы развития ВМФ на ближнюю и дальнюю перспективы. Далее они выносятся на рассмотрение Совета безопасности РФ. Как видим, реализация любого замысла в немалой степени зависит от политической воли руководства, экономических возможностей страны. Этот же принцип существует и в других морских государствах. Общая стратегия развития нашего флота такова: он должен располагать всеми основными классами кораблей и летательных аппаратов, самыми современными техникой и вооружением. Главные же приоритеты - РПКСН, многоцелевые атомные подлодки, универсальные надводные корабли, космические системы разведки и связи. - А если чуть конкретнее? - Планируем приступить к созданию надводного корабля класса «фрегат» водоизмещением 4-5 тысяч тонн. Эти корабли будут отличаться высокой степенью автоматизации управления и унификации систем вооружения, а по боевой эффективности сопоставимы с американским эсминцем УРО типа «О.Берк». Также рассматривается вопрос о проектировании эсминца уменьшенного водоизмещения. Наиболее перспективным для серийного производства может стать многоцелевой корабль морской зоны ограниченного водоизмещения (типа «корвет»). Он должен сочетать в себе боевые качества малых ракетных и противолодочных кораблей, быть максимально унифицированным по вооружению и оборудованию, относительно недорогим в строительстве и эксплуатации. По многоцелевым подводным лодкам: будем завершать строительство ранее заложенных атомных субмарин третьего поколения, головная из них - «Северодвинск» - вскоре должна покинуть стапеля. Далее пойдут атомоходы четвертого поколения, а также дизельные подлодки нового проекта. - Видимо, будут учтены и выводы из трагедии АПРК «Курск»? - Пока еще трудно с полной достоверностью говорить о причинах этой катастрофы. Как только они будут установлены, наши ученые, флотские специалисты проведут комплекс исследований, направленных на повышение взрыво-пожаробезопасности кораблей, прежде всего подлодок, оружия и технических средств. Такая же работа будет проведена в области совершенствования аварийно-спасательной службы ВМФ, оснащения ее современными средствами, водолазным снаряжением. Для нас эти задачи - первостепенные. - Давайте, Лев Георгиевич, заглянем в третье тысячелетие - лет эдак на пятьдесят вперед. Каких новых решений, прорывов в кораблестроении, в морской технике и вооружениях следует ожидать? - При нынешних темпах научно-технического прогресса так далеко заглядывать - дело рискованное. Хотя бы уже потому, что военное кораблестроение отличается большой наукоемкостью, тесно завязано на высокие технологии. Прорывы возможны в различных областях: от систем вооружения до систем жизнеобеспечения личного состава. Сегодня с достаточной достоверностью можно прогнозировать лишь основные тенденции этого развития. Они таковы. В ближайшие полвека быстрыми темпами будут совершенствоваться, с одной стороны, высокоточное оружие, с другой - средства наблюдения, разведки, связи и обработки информации. Разрабатываемые нами ТТЗ на перспективные корабли позволят создать единую систему «корабль - вооружение - оружие - средства обеспечения». То есть не отдельный технический или боевой комплекс, как сейчас, будет во главе угла, а корабль в целом. Вероятно, следствием этой интеграции, а также внедрения новых технологий и автоматизации станет значительное сокращение численности личного состава. Новые корабли будут решать более широкий круг задач, располагая не только традиционным вооружением - торпедным, ракетным, артиллерийским, но и беспилотными подводными и воздушными аппаратами, космическими спутниками и противоспутниковым оружием, а также иметь на борту сухопутные формирования с соответствующей техникой. Подобная универсализация расширит возможности как автономных действий, так и совместных действий с другими силами. Ну и экономический фактор. При строительстве новых кораблей одним из главных требований будет снижение издержек на всех этапах: от рабочего проекта и создания опытного образца до технического обслуживания в процессе эксплуатации. "