адмирал Куроедова о проблемах безопасности в Балтийском регионе
Главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала флота Владимира Куроедова о проблемах безопасности в Балтийском регионе.
Укрепление стабильности, добрососедства и сотрудничества в балтийском регионе - один из приоритетов европейской политики России. Свое первое официальное послание в качестве президента Российской Федерации Владимир Путин направил именно участникам встречи глав правительств государств Балтийского моря. Это прямое свидетельство того, что новое российское руководство продолжает уделять энергичное внимание развитию отношений с государствами Балтики.
Строительство безопасной Балтики - это общая и реально достижимая цель. Мы приветствуем начавшийся процесс пересмотра военных доктрин, переоценки вызовов национальной и региональной безопасности, реального сокращения вооруженных сил, достижения договоренностей о двухсторонних мерах доверия. Недавнее одностороннее сокращение Россией своего военного потенциала на Севере-Западе - наш вклад в этот процесс.
Поэтому открытость в области такого важнейшего направления политики, как обеспечение безопасности государства и связанной с ним военно-морской деятельностью, является основой добрососедского и взаимовыгодного сотрудничества не только на государственном уровне, но и между военно-морскими силами наших государств.
Безусловно, что Россия, как и любое другое государство мирового сообщества, исторически имеет национальные интересы в Мировом океане во всех основных сферах своей деятельности: в политической, экономической и военной, которые распространяются на внутренние воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф Российской Федерации, а также на пространства Мирового океана, находящиеся за пределами юрисдикции прибрежных государств.
Россия получила эти права не только вследствие своего географического положения с выходом в три океана и протяженности морских границ, но прежде всего благодаря своему огромному вкладу в изучение Мирового океана, в развитие морского судоходства, многим великим открытиям, сделанным известными русскими мореплавателями и путешественниками.
Соответственно своему статусу Россия не может оставаться в стороне от мировых политических процессов, она должна оказывать на них такое влияние, которое способствовало бы поддержанию прочного мира и стратегической стабильности на океанских и морских акваториях и создавало бы благоприятные условия для экономического развития государства.
Регион Северной Европы и Балтийского моря всегда был и остается зоной стратегических интересов России. Этот регион имеет первостепенное значение для судоходства и международной торговли. В нем расположены самые развитые в промышленном отношении страны с населением около 800 миллионов человек. Здесь располагается три четверти портов мира, которые перерабатывают основную часть грузов, перевозимых по Мировому океану.
Наиболее насыщена коммуникациями его северная часть и акватория Балтийского моря, в которой ежедневно находилось и находится несколько тысяч торговых судов, несущих флаги различных стран мира.
Более того, этот район мирового океана ранее рассматривался как основное место противоборства флотов времен "холодной войны". Даже исторически в регионе Балтийского моря столетиями велись войны за право на нем господствовать, и все балтийские державы принимали в них участие.
Что касается современной обстановки в Балтийском море, то считается, что антагонистических противоречий между Россией и другими балтийскими странами быть не может. Однако было бы преждевременно говорить о полном исключении потенциально конфликтных ситуаций. Через Балтийское море проходят самые короткие коммуникации к развитым в промышленном отношении странам Западной Европы и Америки. Военные интересы здесь определяются необходимостью защиты экономических интересов и реализуются в обеспечении безопасности плавание (системы наблюдения и связи, поисково-спасательная служба, навигационно-гидрографическое обеспечение и прочие).
Как и у других государств, выходящих на берега Балтийского моря, перечень интересов на Балтике у России достаточно широк:
- в области политической:
поддержание региональной стабильности;
развитие переговорного процесса со странами балтийского региона по созданию ;истемы мер доверия и сотрудничества;
- в области экономической:
развитие сети портов на побережье Финского залива(ежегодно Россия выплачивает странам Балтии 200 миллионов долларов за транзит и обработку грузов);
налаживание широких экономических связей со странами региона, морские ресурсы, коммуникации;
- в военной области:
расширение военного сотрудничества с ВМС стран балтийского региона;
привлечение к договору об ограничении обычных вооружений присоединившихся стран; развитие системы наблюдения и контроля за процессом освоения постоянным соединением ОВМС НАТО военно-морских баз государств Балтийского моря, не являющихся членами альянса, а также за развертыванием системы складирования вооружения НАТО;
расширение инфраструктуры системы управления и базирования сил Балтийского флота.
В то же время, преодоление наследия "холодной войны", потенциальный отход от политики и практики противостояния России и блока НАТО в Мировом океане и, тем более, на морских и океанских акваториях Северо-восточной Европы поставили на повестку дня вопрос перехода от политики противостояния к строительству в регионе партнерских отношений.
Вначале ответим на вопрос, существуют ли объективные причины для такого сотрудничества в современных условиях и от чего они зависят?
Прежде всего, государства балтийского региона не только морские державы, но и соседи, которые ходом исторического развития обречены жить вместе.
В настоящее время базовые национальные интересы наших стран в новом многополярном мире во многом совпадают. К ним в первую очередь относятся: развитие стран региона как свободных и независимых государств;
экономическое процветание и дальнейшее развитие России и стран региона как равноправных членов Мирового сообщества;
отношения между нашими странами, обеспечивающие стабильность и безопасность в регионе;
обеспечение прав человека, политических и экономических свобод, развитие демократических институтов во всех странах региона.
Проблемы и меры безопасности, вытекающие из данных национальных
интересов, также во многом у наших стран совпадают. Даже если исключить вероятность вооруженных столкновении в регионе, почва для возможного возникновения конфликтов все же остается. Источниками таких конфликтов могут быть: попытки политического или силового давления, вмешательства во внутренние дела государств, неконтролируемая экономическая конкуренция, территориальные споры, наращивание вооружений, просто оружия, торговля наркотиками, нарушение прав человека в отдельных странах
А поскольку наши страны являются морскими державами, то для разрешения этих конфликтов возможно привлечение военно-морских сил, тем более что все без исключения государства балтийского региона стремятся сохранить или создают военно-морские силы на уровне, достаточном для обеспечения и защиты своих национальных интересов.
Поэтому мы обязаны разрешать противоречия, устранять угрозы, обеспечивать и осуществлять деятельность России в Мировом океане политике дипломатическими, экономическими, информационными и другими невоенными средствами и в то же время обладать необходимой военно-морской силой и уметь ее эффективно использовать для поддержки морской деятельности
государства. В сдерживании угроз с морских и океанских направлений, укреплена безопасности судоходства, промысловой, хозяйственной, научной и иных видов деятельности Российской Федерации в Мировом океане ведущая роль принадлежит Военно-Морскому Флоту.
Военно-Морской Флот - это главная составляющая и основа морского потенциала Российского государства, вид Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенный для обеспечения защиты интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений.
В принятых недавно "Основах политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности до 2010 года" в соответствии с предназначением, на Военно-Морской Флот Российской Федерации возлагается решение следующих основных задач:
- сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении Российской Федерации и ее союзников с морских и океанских направлений, в том числе участие в стратегическом ядерном сдерживании;
- выявление, предупреждение и предотвращение военных угроз, отражение агрессии против Российской Федерации и ее союзников с морских и океанских направлений, участие в действиях по предотвращению и локализации вооруженных конфликтов на ранних стадиях их развития;
- создание и поддержание условий для безопасности экономической и других видов деятельности Российской Федерации в ее территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, а также в удаленных районах Мирового океана;
- обеспечение военно-морского присутствия Российской Федерации в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы Российского государства, обмен визитами кораблей и судов Военно-Морского Флота, участие в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам Российской Федерации;
- участие в океанографическом, гидрометеорологическом, картографическом, поисково-спасательном обеспечении деятельности соответствующих государственных органов и иных организаций;
- реализация достигнутых двусторонних и многосторонних договоренностей между государствами по расширению мер доверия и предотвращению инцидентов на море, обмену информацией, созданию коллективных органов безопасности, сокращению (ограничению) военно-морских сил и вооружений и ограничению военной деятельности во взаимно согласованных районах. Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов, а также Каспийской флотилии.
Качественный и количественный состав сил флотов должен соответствовать уровню и характеру угроз национальной безопасности Российской Федерации в конкретном регионе.
Региональная дислокация Военно-Морского Флота требует поддержания и развития самостоятельных инфраструктур базирования, судостроения и судоремонта, всех видов обеспечения, основой которых является исторически сложившаяся в России система городов - военно-морских баз.
Основу Северного и Тихоокеанского флотов составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, авианесущие, десантные и многоцелевые надводные корабли, морская ракетоносная и противолодочная авиация Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии - многоцелевые надводные корабли, минно-тральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация.
Особое географическое положение отдельных регионов Российской Федерации предполагает наличие в составе флотов группировок береговых войск, сил и средств противовоздушной обороны, предназначенных для обороны этих территорий.
Применение Военно-морского Флота осуществляется в порядке, установленном для Вооруженных Сил Российской Федерации, и представляет собой вид военной деятельности Российской Федерации, связанный с выполнением в мирное и военное время Военно-Морским Флотом поставленных задач в единой системе планирования, подготовки и применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Что касается конкретных направлений развития боевого состава Военно-Морского Флота, то они заключаются в основном в следующем: обеспечение сбалансированного развития морской составляющей стратегических ядерных сил и морских сил общего назначения;
создание ракетных подводных лодок стратегического назначения нового поколения, модернизацию и ремонт имеющихся лодок этого класса, разработку и производство для них ракетного вооружения;
строительство многоцелевых подводных лодок и надводных кораблей, в том числе авианосцев, с повышенными боевыми возможностями, оснащенных высокоточным ударным ракетным и противолодочным оружием, средствами обороны, эффективными авиационными комплексами различного назначения, а также универсальных десантных и минно-тральных кораблей;
создание многофункциональных летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, беспилотных средств) корабельного и берегового базирования, универсальных береговых разведывательно-ударных комплексов;
повышение оперативности, надежности и устойчивости связи и управления;
развитие испытательно-полигонной базы.
В поддержании и развитии морской техники и вооружения Военно-Морского Флота высший приоритет принадлежит:
системам разведки и целеуказания, боевого управления, навигации, в первую очередь космическим системам.
Реализация намечаемых основных направлений строительства и обновления Военно-Морского Флота России призваны обеспечить создание качественно нового и более современного флота, который в условиях значительных сокращений всех родов сил должен в максимально возможной степени сохранить свой боевой потенциал, стать менее обременительным для страны в экономическом отношении и быть способным достойно отстаивать и защищать национальные интересы России на море.
Задачи Балтийского флота в сложившейся обстановке существенным образом скорректированы. Существовавшая ранее задача действий сил Балтийского флота за пределами проливной зоны и даже ее блокады с целью недопущения сил противника в Балтийское море, в настоящее время перед Балтийским флотом не ставится.
В количественном и качественном составе Балтийского флота произошли серьезные изменения. Почти в два раза сокращены корабельный состав и численность флота. Существенно изменена и система базирования. Его боевые возможности не превышают возможностей флотов Германии, Швеции, Польши и почти на порядок ниже ВМС НАТО на Балтике.
Поэтому не посягая на свободу мореплавания, Россия в то же время обязана рассматривать как прямую угрозу своей национальной безопасности увеличение военного присутствия государств в прилегающих к нашей территории морях и уж тем более - возможное использование территории бывших советских республик вооруженными силами третьих стран или воен-ных блоков. В этом плане наибольшую обеспокоенность вызывает возросшая активность ВМС стран НАТО в освоении Балтийского моря, а также реальная угроза размещения войск и сил НАТО на территории Польши и стран Балтии.
Мы отнюдь не "натофобы" и сами заинтересованы в развитии партнерства с альянсом. Но, к сожалению, по целому ряду параметров сегодняшние политические и военные установки НАТО не учитывают интересов безопасности России, а порой прямо противоречат им. Поэтому, не отрицая в принципе право любого государства на выбор пути обеспечения своей национальной безопасности, мы в тоже время сохраняем такое же собственное право соизмерять это с интересами своей безопасности и делать соответствующие выводы.
Однако, это вовсе не означает, что приемлемо продолжать здесь жестко рассматривать ВМС США, НАТО и тем более других стран региона в качестве вероятных противников.
Ведущиеся переговоры по военно-морским проблемам и заключение соглашений о мерах доверия на море, хотя и далеки еще от реальных про-цессов сокращения морских вооружений, однако вселяют надежду на разви-тие партнерских отношений ВМС НАТО и ВМФ России. Это само по себе делает маловероятной возможность военного столкновения. Начат обмен визитами военных кораблей, обмен опытом подготовки морских офицеров, продолжаются неофициальные встречи представительных делегаций флотов НАТО и России, проводятся деловые встречи и конференции с участием представителей ВМФ России и ВМС США, Совета государств Балтийского моря, Великобритании и Норвегии, на которых обсуждаются вопросы военно-морского сотрудничества в Баренцевом, Норвежском и Балтийском морях, проводятся тактические учения с участием российских кораблей.
Однако следует иметь в виду, что стабильность на море в рассматриваемом регионе требует дальнейших шагов к реальному ограничению военно-морских вооружений вплоть до их включения в общий процесс сбалансированного сокращения вооружений. На первых порах наиболее приемлемым, с нашей точки зрения, было бы создание в зоне Балтийского моря системы международных отношений в принципах добрососедства, партнерства и неучастия в военных союзах, прямо или косвенно направленных друг против друга. Важную роль сыграло бы и согласие всех стран Запада на признание Балтийского моря безъядерной зоной и запрет на заход в его акваторию как кораблей с ядерными энергетическими установками, так и ядерным оружием на борту. Россия, как известно, в одностороннем порядке придерживается этого статуса с 199бгода. Важным шагом на этом пути была бы договоренность об ограничении зон экономической целесообразности. Отказ от американского военно-морского присутствия в зонах, прилегающих к Северной Европе и передача контроля над этими зонами флотам стран Северной Европы, входящими в НАТО, явились бы мощными стимулирующими факторами к односторонним ограничениям состава Балтийского и Северного флотов России до уровня флотов этих стран. Что в свою очередь значительно стабилизировало бы военную обстановку в этом исключительно важном для мирового сообщества регионе.
В рамках задач флотов, определяющих этот уровень, можно выделить те из них, которые могут решаться путем совместных действий.
На наш взгляд к таким задачам можно отнести:
ответные или упреждающие действия для недопущения развития собы-тий представляющих угрозу миру или безопасности в регионе;
действия с целью экономического или политического давления на го-сударства, угрожающие стабильности региона;
действия против терроризма;
защита морских коммуникаций от действий, нарушающих военные и экономические интересы наших стран;
поисково-спасательная деятельность, международная значимость которой была подтверждена в связи с известными трагическими событиями в Баренцевом море;
гуманитарная помощь населению в районах стихийных бедствий или конфликтов.
Каждая из этих, а также возможных других задач, требует тщательного
исследования и разработки форм и способов совместных действий с привлечением опытных военно-морских специалистов и ученых. За последние годы много сделано в этом отношении. Но далеко не все. Постараюсь обозначить сферы, где осуществляется и может осуществляться некоторые общие мероприятия и возможные соглашения, которые будут способствовать предварительной подготовке флотов к совместному решению названных задач.
Прежде всего к ним относятся:
развитие мер открытости и доверия путем обмена информацией по структуре составу военно-морских сил, их задачам, дислокации и оперативным направление использования;
установление каналов связи между штабами военно-морских сил в регионе, двухсторонние переговоры между ведущими специалистами штабов по вопросам, затрагивающим интересы сторон на море;
заключение соглашений по мерам доверия и безопасности на Балтике;
подготовка и проведение совместных учений, отработка совместного плавания, маневрирования и взаимодействия кораблей и самолетов морской авиации;
деловые и дружественные визиты кораблей и судов, конференции, обмен курсантами училищ и слушателями военных академий.
Видимо целесообразно по всем этим, а также другим проблемам, провести региональную конференцию руководящего состава военно-морских сил стран
балтийского региона.
Мы готовы обсудить и встречные предложения.
Все это должно способствовать созданию единой системы безопасности на основе многонациональных военно-морских сил для подержания мира и стабильности в регионе.
Выскажу свое твердое убеждение, что все военно-морские силы, которыми располагают сейчас и планируют располагать государства нашего региона, должны быть предназначены исключительно для защиты независимости и территориально целостности своих стран, поддержания стабильности в регионе, а также выполнения международных обязательств. Видимо, изменившаяся обстановка в мире и в нашем, регионе не требует наращивания военно-морских сил государств до уровня обеспечивающего гарантированное превосходство над другими. Достаточно, чтобы силы каждого флота были способны противостоять вполне реальной для сложившейся обстановки в нашем регионе возможной угрозе своей безопасности.
Мы заинтересованы в создании в этом регионе зоны мира политической стабильности и тесного экономического взаимодействия, в становлении стран Балтийского бассейна, как динамично развивающегося элемента общеевропейского сотрудничества. Полагаю, что это является одним из внешнеполитических приоритетов России и Финляндии.
Мы возлагаем большие надежды на сотрудничество с вашей страной. Предпосылками к этому, на наш взгляд, являются взаимная заинтересованность наших стран в формировании новой европейской архитектуры безопасности и раскрытии потенциала политики военного неприсоединения.
Россия сделала уже немало для устранения имевшихся у стран Северной Европы и Балтии озабоченностей. Мы предприняли крупные односторонние шаги по сокращению сухопутной и морской военных группировок в северо - западной части страны, трансформировав их в сугубо оборонительные.
В контексте адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе мы заявили, что не имеем причин, планов или намерений, при неизменности нынешней военно-политической ситуации, размещать дополнительно на постоянной основе существенные боевые силы - как воздушные, так и наземные - в Калининградской и Псковской областях.
Готовы идти по этому пути и дальше. Мы надеялись, что эти шаги вызовут адекватную реакцию у наших соседей по региону. Этого пока не произошло. Что касается отдельных стран, то налицо скорее процесс диаметрально противоположный: идет наращивание иностранного военного присутствия и активности в прилегающих к России регионах Севера и Арктики.
В результате распада СССР и ОВД ближайшими соседями России оказа-лись государства, тяготеющие к НАТО и пока не проявляющие намерения строить с Россией добрососедские отношения. Такие подходы свойственны, в частности, государствам Балтии. Не снят пока и вопрос о территориальных претензиях этих стран к России.
Объективно следует отметить, что в политике большинства восточно-европейских стран - бывших партнеров СССР по ОВД и государств Балтии отчетливо проявляется стремление получить гарантии безопасности именно от НАТО. Примером тому недавнее вступление в блок Польши, Чехии и Венгрии. А Россию рассматривают как источник риска и опасностей. Поэтому развитие международной обстановки в регионе будет во многом зависеть от позиции НАТО.
В рассмотрение этого региона с точки зрения национальной безопасности России попадают государства-члены НАТО, не имеющие непосредственных границ с Россией, но обладающие существенными военно-морскими силами. К ним относятся: Германия, Дания, Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Франция. В стратегическом плане к этому региону может быть отнесена Северная Атлантика, а, следовательно, и США с их мощными ВМС, контролирующими Северную Атлантику.
Следует отметить, что военно-морская активность этих стран в регионе не соответствует масштабам деятельности ВМФ России.