| От | amyatishkin | |
К | amyatishkin | |
Дата | 01.03.2003 06:56:55 | |
Рубрики | Флот; | |
Пришел и нашел
в электронной версии Техники-Молодежи
98-3
у меня где-то журнал со схемами размещения корадлей (этот же) - если надо, найду
Игорь БОЕЧИН
Оружие массового поражения было применено лишь дважды - американцами в конце второй мировой войны. Атомные бомбы, сброшенные ими в августе 1945 г. на японские города Хиросима и Нагасаки, вызвали колоссальные разрушения. При взрыве подобного заряда срабатывают три фактора: кратковременное, зато чрезвычайно мощное световое излучение, вызывающее пожары, ударная волна, сметающая все, что находится на земле, и самый опасный - остаточная радиация.
После войны американцы, располагавшие тогда крупнейшими военными и торговыми флотами, задумали узнать, что же при атомном взрыве случится с боевыми кораблями и транспортами, в том числе, если он произойдет и под водой, тем паче, что их соединения и конвой по занимаемой площади не уступают территории крупного города. Теоретически выходило, что давление и скорость распространения ударной волны в воде должны быть в сотни раз больше, чем в воздухе, но вот время ее действия - меньше. Что же будет в итоге? Оставалось проверить теорию на практике, для чего имелись все возможности.
Испытания оружия и кораблей решили провести в условиях, что называется, максимально приближенных к боевым, и на "подопытных" оставили положенный боезапас (снаряды и торпеды) и топливо. Полигон устроили на удаленном от коммуникаций и чужих глаз тихоокеанском атолле Бикини. Туда отправили 77 кораблей почти всех классов - устаревшие американские, а также трофейные, полученные при разделе немецкого и японского флотов между державами-победительницами. Их расставляли на разных расстояниях и положениях относительно эпицентра будущих взрывов.
1 июля 1946 г. произвели воздушный, на высоте около 400 м (рис.1), а 25 июля - подводный, на глубине около 30 м (рис.2). Результаты испытаний были опубликованы, разумеется, далеко не полностью. В нашей стране они отчасти были описаны в книге И.М.Короткина "Боевые повреждения надводных кораблей", изданной в Ленинграде в 1960 г. Они-то и послужили основным источником для последующих публикаций, в которых, как правило, повторялись сведения, пересказанные Короткиным.
И вот недавно в редакцию поступило письмо от нашего читателя, инженера-конструктора в области кораблестроения Олега Тесленко. Проштудировав эту книгу, он усомнился в истинности того, что когда-то рассекретили американцы, видимо, нагоняя страх на потенциальных противников и конкурентов, и изложил выводы своего анализа в небольшой брошюре "Корабли сильнее атомного взрыва, изданной в Нижнем Новгороде в 1997 г. тиражом... 50 экземпляров.
Оказывается, американский линкор "Арканзас" (построен в 1912 г., водоизмещение 26100 т), находившийся в 400 м от эпицентра, почти благополучно перенес воздушный взрыв и только после подводного перевернулся и затонул. Американский же линкор "Невада" (1916 г., 22400 т) поставили в 600 м левым бортом к месту взрыва. 1 июля ударной волной продавило и деформировало обшивку в кормовой части, повредило массивную надстройку, снесло дымовую трубу, появился крен на левый борт. Перед 25 июля "Неваду" развернули правым бортом - после взрыва крен исчез, вода затопила отсеки правого борта, и корабль самостоятельно спрямился! Он так и остался на плаву - через год его потопили у Гавайев обычными авиаторпедами.
Бывший японский линкор "Нагато" (1920 г., 32720 т) расположили подальше, в 900 м от эпицентра. После воздушного взрыва он не пострадал, разве что от светового излучения кое-где облупилась краска. После подводного же повреждения были серьезнее - появился крен в 2 градуса, к концу дня увеличившийся до 6, однако корабль перевернулся и затонул только через четверо с лишним суток. А у бывшего японского легкого крейсера "Сакава" (1944 г., 6000 т), поставленного всего в 350 м от места взрыва, пострадала корма, но пошел-то он на дно спустя 25 ч! Так что атомный черт оказался не таким страшным, как его малевали.
Ну, а что же случилось с громадными авианосцами? Американский списанный "Саратога" (1925 г., 33000 т), бывший в 400 м от эпицентра подводного взрыва, медленно погрузился на ровном киле. При воздушном же взрыве с палубы его собрата "Индепенденс" (1943 г., 11570 т), который стоял в 700 м от эпицентра, смело 25 самолетов (не удивительно, ведь скорость ударной волны - 333 м/с, тогда как при урагане - 40 м/с). По официальным данным, у него полностью разрушило надстройку, повредило взлетно-посадочную и ангарную палубы, часть переборок, на корме загорелся авиационный бензин и пожар вызвал детонацию находившихся поблизости авиационных торпед. О.Тесленко заинтересовался фотографией пострадавшего корабля и обнаружил, что видна сохранившаяся надстройка, перед ней как был, так и стоит палубный кран. Вспыхнули, скорее всего, пары авиабензина, просочившиеся из цистерн, расположенных в корме; от огня же раскалились боевые части торпед. "Удивительно, но "Индепенденс" даже после всего этого остался на плаву", - комментирует Тесленко и напоминает, что в ноябре 1944 г. этот корабль, получив попадание всего лишь одной торпеды, с трудом добрался до базы, хотя на нем действовали водоотливные средства, а экипаж не прекращал борьбы за живучесть. Тесленко приходит к выводу, что "атомный взрыв корабли выдерживают гораздо легче торпедного подводного".
Что же касается "подопытных" размером поменее, то 1 июля американский эсминец "Лемсон" (1936 г., 1480 т), стоявший всего в 350 м от эпицентра и бортом к нему - самое невыгодное положение, перевернулся и затонул... спустя 6 ч. Эсминец "Андерсон" (1942 г., 1570 т) разместили подальше, в 500 м от места взрыва и развернули кормой к нему. По официальным данным, на нем взорвалась торпеда, находившаяся в аппарате. У Тесленко же возникли сомнения - почему сдетонировала только одна, ведь их было 8? Кроме того, на них не должно было воздействовать световое излучение и ударная волна - оба аппарата были затенены кормовой надстройкой.
Есть некоторые странности и с субмаринами. В Бикини собрали однотипные, военной постройки, надводным водоизмещением 1526 т, установили на разных расстояниях в позиционном и подводном положении. Из 8 лодок 25 июля четыре затонули, одну выбросило на мель, а у самой удаленной "Дентьюды" (1400 - 1500 м от эпицентра) залило носовой отсек. Тесленко подметил, что у "притопленных" лодок запас плавучести был минимален, кроме того, они стояли на мелководье и образованная взрывом так называемая базисная волна могла ударить их о грунт. Но самое интересное заключается в том, что поднимали их, продувая балластные цистерны, а не с помощью понтонов, а это свидетельствует, что их прочные корпусы сохранили герметичность.
Тесленко подчеркнул еще немаловажное обстоятельство. Опубликованные результаты экспериментов в Бикини были явно преувеличенными хотя бы потому, что опыты проводили в мелководной, замкнутой акватории. "Если бы взрывы производили в океане, то высота образовавшейся волны была бы гораздо меньше, а способность кораблей противостоять атомному оружию - гораздо выше. Если же корабли шли бы в противоатомном ордере, на расстоянии 1 тыс. м друг от друга, то даже прямое попадание ракеты с ядерным боеприпасом привело бы к гибели только одной единицы. Это было бы слишком нерациональным использованием ядерных зарядов". С таким выводом трудно не согласиться...
Спустя 9 лет подобные испытания устроили и в Советском Союзе. О результатах, полученных в Бикини, у нас, конечно, знали, но далеко не все, а надо было обладать полной информацией о воздействии ядерного оружия на корабли. Тем более, что в то время приступили к выполнению новой судостроительной программы, включавшей и его. В частности, создавались атомные заряды для морских орудий, боевые части самолетов-снарядов "Комета" и торпед. Одна из последних, калибром 1550 мм, предназначалась для первых отечественных подводных атомоходов проекта 627, чтобы те наносили удары по базам, портам и другим объектам противника, однако моряки предпочли стандартную, калибра 533 мм. Ее изготовили к январю 1954 г. под руководством трижды Героя Социалистического Труда Н.Духова, присвоив ей индекс Т-5. Теперь предстояло испытать ее воздействие на надводные корабли, субмарины, транспорты, береговые сооружения и заодно проверить эффективность средств противоатомной защиты.
В прошлом году старейший флотский журнал "Морской сборник" опубликовал воспоминания участников тех экспериментов. Итак, военно-морской министр Н.Кузнецов предложил специалистам выбрать место для полигона, на котором отрабатывались бы и обычные вооружения, но так, чтобы он был достаточно удален от материка. Полковник (позже генерал-лейтенант) Е.Барковский предложил для этого Новую Землю, которую знал по службе там в военное время.
Организовали экспедицию во главе с контр-адмиралом П.Фоминым. Как вспоминает адмирал флота в отставке (тогда контр-адмирал) П.Сергеев, в нее были зачислены "видные ученые Н.Семенов, Е.Федоров, М.Садовский, Е.Негин. Из полученной от них информации я понял, что нам предстоит выбрать место для испытательной акватории для проведения подводного ядерного взрыва". Позже ее назвали Морским научно-исследовательским полигоном Министерства обороны СССР.
Выбор остановили на губе Черная, потому что ее водообмен с Баренцевым морем был слабым, а течения сносили бы радиоактивные осадки к ее берегу, и не дальше. Именно здесь производили наземные и подводные взрывы, а подземные в штольнях на побережье пролива Маточкин шар, воздушные - в губе Сульманова (рис.3). Всего на Морском полигоне до октября 1990 г. состоялось 132 испытания ядерного оружия.
Тогда же, в 1954 г., приступили к сооружению базы с причалами, научно-технического комплекса, аэродрома: местных жителей переселили подальше от полигона в выстроенные для них на Новой Земле поселки. Одновременно на Черном море и Ладоге с помощью мин и тротила имитировали ядерные взрывы, изучая их особенности (а позже возникла легенда о ядерных взрывах в этих акваториях).
В следующем году к Новой Земле перевели бригаду опытовых кораблей - 6 эсминцев, 10 больших охотников за подводными лодками, 7 субмарин, 14 тральщиков и 2 транспорта, а также штабное судно, буксиры, катера, танкодесантный корабль и баржи. Перед первым экспериментом очень заинтересованные в нем союзные Академия наук и Академия медицинских наук командировали туда 120 сотрудников.
К осени 1955 г. на кораблях и плавучих стендах разместили регистрирующую аппаратуру, системы противоатомной защиты, поселили 75 подопытных собак, 500 коз и овец (кстати, у выживших после взрывов лучевую болезнь зафиксировали всего лишь у 12).
В губе Черная на якорях и бочках в 300 - 3000 м от эпицентра будущего взрыва поставили корабли. На самом близком расстоянии - " Реут" (бывший эсминец "Забияка" типа "Новик", в советское время сначала переименованный в "Урицкий", вступил в строй в 1915 г., водоизмещение 1260 т), в 500 м - подводную лодку С-81 (бывшая немецкая У-1057, 1944 г., 769 т), в 800 м - базовые тральщики Т-218 (проект 53У, 1940 г., 476 т) и однотипный Т-219 (1944 г.), субмарину С-84 (бывшая У-1305, 1944 г., тоже VII серии). На той же дистанции, на перископной глубине, на понтонах подвесили лодку Б-9 (советская, бывшая К-56, 14-й серии, 1942 г., 1487 т).
В 1200 м от эпицентра стояли подводная лодка С-19 (тоже советская, 9-й бис серии, 1942 г., 837 т) с открытой передней крышкой одного торпедного аппарата, эсминцы "Куйбышев" (тоже типа "Новик", бывший "Капитан Керн", 1927 г., 1260 т) и "Гремящий" (7-го проекта, 1938 г., 2402 т), на котором действовала часть машинно-котельной установки. В 1600 м находился эсминец "К.Либкнехт" (опять "Новик", бывший "Капитан Белли", 1928 г.) и дальше - два сухогрузных транспорта.
21 сентября с малого тральщика-"стотонника" (проект 253Л, 108 т) на глубину 10 -12 м опустили ядерный заряд для торпеды Т-5, экипаж и операторов сняли. На берегу, в 7 км от места взрыва, расположились кинооператоры. Сигнал на ядерное устройство передали со штабного судна. Вот что описывает капитан I ранга в отставке В.Ахапкин: "Вначале увидели вспышку в воде и почувствовали легкое сотрясение почвы. Раздался негромкий хлопок, поверхность над местом взрыва закипела, вспучилась и тут же стал подниматься водяной столб, внутри которого горящие газы образовали ярко светящийся стержень. Буквально через мгновение на его вершине образовалась шапка, а от ее подножия во все стороны пошли большие волны. Еще 3 - 4 с этот мощный водяной столб растет, а затем обрушивается, а образовавшееся из паров белое облако начинает двигаться по ветру. В месте выхода султана рождаются все новые высокие волны. Поднявшийся столб воды полностью закрыл от нас испытываемые корабли, и как ударная волна воздействовала на них, видно не было". Об этом узнали позже.
"Стотонник", с борта которого опустили спецзаряд, исчез. "Реут" вскоре затонул, и водолазы обнаружили, что его центральная часть полностью разрушена. У С-81 затопило 6-й (кормовой) отсек и разрушило аккумуляторную батарею; у одного тральщика вода проникла в отсек, у другого всего лишь вышибло стекла на мостике, на некоторых трубопроводах появились трещины. Б-9 через 30 ч зависла на понтонах - вода проникла внутрь через поврежденные сальники. Ее подняли и спустя 3 дня привели в боеготовность. С-84, находившаяся в надводном положении, понесла незначительный урон. В носовой отсек С-19 через открытый торпедный аппарат попало 15 т воды, но спустя 2 дня и ее привели в порядок. "Гремящий" здорово раскачало ударной волной, появились вмятины в надстройках и дымовой трубе, но часть запущенной силовой установки продолжала работать. Повреждения "Куйбышева" были незначительными; у "К.Либкнехта" образовалась течь и его отвели на мель. Механизмы же почти не пострадали.
Как отмечает вице-адмирал в отставке (тогда капитан 3 ранга) Е.Шитиков, "если бы на подводных лодках находились экипажи, то они легко устранили бы течь и лодки сохранили бы боеспособность, правда, за исключением С-81". Особого ущерба не понесли и береговые сооружения. В общем, члены комиссии пришли к выводу, что если бы субмарина атаковала конвой в таком же составе, то в лучшем случае потопила бы одно судно или корабль.
На 1956 г. наметили уже воздушный взрыв. Теперь военно-морской флот и Академия наук СССР назначили на испытания 2 новых эсминца проекта 56, столько же лодок проекта 613 и пару сторожевиков проекта 50 ("полтинников"). Затем решили подвергнуть удару корабли постарее - эсминцы проекта 30 и трофейный легкий крейсер "Адмирал Макаров" (бывший немецкий "Нюрнберг"), но главнокомандующий ВМФ С.Горшков категорически воспротивился против их расстрела и испытания отложили.
Спецзаряд смонтировали на вышке, на берегу, а в губе Черная, на 6 дистанциях, разместили подопытные корабли. В 300 м от эпицентра на грунт, на 30-метровой глубине, уложили подводную лодку Б-20; дальше, в надводном положении поставили Б-22 и уже пережившую испытания С-84. Затем - С-20 (советская, 9-й бис серии), за ней - С-19. Тут же были тральщики Т-219, который развернули носом к эпицентру, и "Ф.Митрофанов" (бортом к нему). Бригаду "смертников" пополнили эсминцами 7-го проекта "Грозный" и "Разъяренный"). На Т-218 и "Гремящем" для проверки вмонтировали секции корпусов кораблей новой конструкции, причем на последнем вновь ввели в действие котел и часть вспомогательных механизмов.
Подорвали спецзаряд только 7 сентября 1957 г. (рис.4). И что же? На Б-20 серьезных повреждений не нашли, только через некоторые трубопроводы, соединявшие легкий и прочный корпусы, внутрь попала вода. Б-22, как только продули балластные цистерны, благополучно всплыла, а С-84, хотя и уцелела, но вышла из строя. С повреждениями легкого корпуса С-20 справился бы экипаж, С-19 в починке не нуждалась. У "Ф.Митрофанова" и Т-219 ударная волна повредила надстройки, "П.Виноградов" урона не понес. У эсминцев вновь помяло надстройки и дымовые трубы, что же касается "Гремящего", то его механизмы по-прежнему работали. Короче, больше всего на "подопытных" воздействовали ударные волны, а световое излучение - только на темную краску, выявленная же радиоактивность оказалась незначительной.
10 октября 1957 г. состоялось очередное испытание - с новой подводной лодки С-144 в губу Черная выпустили торпеду Т-5, взорвавшуюся на глубине 35 м. Стоявший всего в 240 м от эпицентра "Грозный" через какое-то время затонул, Т-218 (280 м) последовал за ним. На С-20(310 м) затопило кормовые отсеки, и она с сильным дифферентом пошла на дно; у С-84 (250 м) повредило оба корпуса, что и стало причиной ее гибели. Обе находились в позиционном положении.
Поставленный в 450 м от эпицентра "Разъяренный" пострадал довольно сильно, но затонул только спустя 4 ч. У С-19, пребывавшем на поверхности, вышли из строя вооружение и механизмы, то же было и на "П.Виноградове" (620 м). У избитого "Гремящего" появились дифферент на нос и крен на левый борт. Через 6 ч его отбуксировали на отмель, где он пребывает по сей день. Врезанную в него секцию эсминца нового проекта деформировало, но не нарушило водонепроницаемости. Б-22, лежавшая на грунте в 700 м от места взрыва, осталась боеспособной; сохранился и тральщик Т-219. Стоит учесть, что наиболее пострадавшие корабли уже в третий раз подвергались ударам "всеуничтожающего оружия", а эсминцы-"новики" уже изрядно поизносились за почти 40-летнюю службу.
И все же эксперименты оказались небесполезными. По словам Е.Шитикова, они "позволили определить безопасные и критические радиусы как по отдельным поражающим факторам, так и по обобщенным для кораблей трех классов. Полученные данные легли в основу расчетов по повышению взрывостойкости кораблей, строившихся по новой программе".
Итак, выводы участников испытаний на Новой Земле и сделанные спустя четыре десятилетия нашим читателем О.Тесленко совпадают. Разумеется, результаты испытаний кораблей на живучесть были сообщены правительству, однако его глава, "наш Никита Сергеевич", при визите в США в сентябре 1959 г., тем не менее заявил, что "военные корабли хороши лишь для того, чтобы совершать на них поездки с государственными визитами, а с точки зрения военной они отжили свой век. Отжили! Теперь они лишь хорошие мишени для ракет". Министерство обороны (впрочем, как и сейчас) послушно согласилось с властительным дилетантом, и пошли на слом 7 легких крейсеров проекта 68 бис, тяжелые проекта 82... А вот дальновидные американцы, сохранив 4 линкора, с 1955 г. приступили к строительству ударных авианосцев, в том числе атомных, водоизмещением до 80 тыс. т с 60 - 100 самолетами и вертолетами на борту, ставших ядром крупных, мобильных соединений. И продолжают обзаводиться ими по сию пору.